Процесс приспособления католической церкви к капитализму в промышленно развитых странах начался еще в середине XIX в. В каждой стране католицизм имеет свои особенности, в зависимости от ее исторических и социально-экономических условий. В США католицизм приспособился к условиям высокоразвитой империалистической страны. В Испании и Португалии он сохранил значительные черты феодального прошлого и тесно связан не только с банками, но и с земельной аристократией. Во Франции католицизм имеет свои особенности, и в Ватикане поныне смотрят на французскую церковь с некоторым недоверием, считая, что в ней живы идеи галли-канизма — идеи независимой от папства французской церкви. В Западной Германии католическая церковь активно сотрудничает с германским империализмом, а католическая партия центра в течение полустолетия до 1934 г. была ведущей партией германской империалистической буржуазии и помогла Гитлеру захватить власть. После второй мировой войны в ФРГ эту же роль ведущей партии германского империализма и реваншизма выполняет тесно связанная с церковью преемница центра — партия ХДС/ХСС.
В социалистических странах после многих лет активной борьбы против победившего в этих странах нового государственного и общественного строя католическая церковь (но не Ватикан) вынуждена была под давлением верующих занять лояльную позицию к народному государству (хотя этого нельзя еще сказать о всех церковных иерархах и католических организациях всех социалистических стран). Имея в виду конкретные особенности католической церкви в каждой отдельной стране, можно тем не менее говорить об общих моментах, характерных для католической церкви вообще. Этим общим является вся антинаучная идеология и вероучение католицизма, которое тоже принимает некоторые местные оттенки в ряде стран. Кроме того, и это особенно важно, имеется общий центр всей католической церкви — Ватикан и его глава — папа римский, диктующий церкви во всех странах реакционную линию поведения.
При той системе организации, которая характерна для католической церкви, когда епископы обязаны безусловно повиноваться папе, а священники — епископам, директивы Ватикана определяют в ряде вопросов линию католической церкви повсюду. При этом в каждой буржуазной стране епископы и церковь в целом, как правило, служат интересам своей буржуазии. Ватикан же, не имея своих особых национальных интересов (не может их иметь государство с 800 подданными), выступает как представитель общих интересов эксплуататорских классов и непримиримый враг социализма.
История полностью опровергает легенду, пропагандируемую апологетами католицизма, о независимой политике папства. В первые десятилетия XX в. оно то ориентировалось на протестантского кайзера Вильгельма II, то искало сближения с православным царем Николаем II, с японским императором, сотрудничало с фашистскими главарями Италии, Германии и других стран, а после второй мировой войны всецело поддерживает агрессивную политику правящих кругов США, направленную против стран социализма и освободительного движения трудящихся капиталистических и колониальных стран.
В период империализма католическая церковь в промышленно развитых странах и Ватикан превратились в крупнейших капиталовладельцев, заинтересованных в получении прибылей от промышленных предприятий и доходов от банковских спекуляций. Это обстоятельство еще больше связывает верхушку церкви с буржуазным миром.
Ватикан владеет капиталами в Италии, и за ее пределами он связан с финансовым капиталом США, Франции, Люксембурга, Швейцарии, Южной Америки и ряда других стран. Ватикан и католические миссии и организации имеют огромные капиталы в Испании, Африке, на Дальнем Востоке. По данным, опубликованным в печати, Ватикан владеет акциями на 12 миллиардов долларов. Огромными состояниями владеют и католические ордена: один только иезуитский орден владеет капиталом в 5 миллиардов долларов. В странах, промышленно слабо развитых, и в государствах Южной Америки, в Испании и в Португалии католической церкви и в наше время принадлежат огромные земельные владения. Ватикан — верный слуга империализма. Это определило враждебную позицию Ватикана и иерархов католической церкви в отношении к Октябрьской революции и Советской власти в России. Позиция Ватикана целиком совпадала с позицией империалистических держав, стремившихся реставрировать в России капитализм. В январе 1918 г. папская газета «Оссерваторе Романо» писала: «Анархия стучится в ворота во всех странах. Собирайте срочно ваши силы, чтобы преградить ей дорогу».
В годы гражданской войны в России Ватикан сотрудничал с интервентами, с русскими белогвардейцами и с буржуазными националистами. Папский представитель в Варшаве Ахилл Ратти (с 1922 г.— папа Пий XI) во время войны буржуазно-помещичьей Польши с Советской Россией помогал Пилсудскому и его американофранцузским хозяевам.
Другой представитель папы — Евгений Пачелли (с 1939 г.— папа Пий XII), находившийся в то время в Баварии, участвовал в борьбе империалистов, немецких капиталистов и юнкеров против германской революции и в заговорах против Советской России. Папа Бенедикт XV заодно с империалистами собирался признать Колчака «правителем России». Разгром Колчака Красной Армией помешал папе осуществить это его намерение.
В 1922 г. папа Пий XI обратился к конференции держав в Генуе с призывом, чтобы они не признавали Советской России и не вступали с ней ни в какие отношения. В феврале 1930 г. тот же папа провозгласил крестовый поход против СССР, вылившийся в международную антисоветскую кампанию: в течение нескольких недель во многих странах церковь, ее печать, радио, массовые организации вели клеветническую кампанию против СССР. В этой кампании приняли участие и руководители ряда протестантских, иудейских, православных, мусульманских и других церквей. Крестовый поход был частью антисоветского заговора империалистических держав.
Ватиканская пропаганда представляет в искаженном свете внешнюю и внутреннюю политику Советского государства, в частности в религиозной области, и для возбуждения вражды у верующих людей к Советской стране и к коммунизму распространяет небылицы о «религиозных гонениях» в СССР.
Антикоммунизм, вражда к революционному движению и к СССР сделали Ватикан и католическую иерархию союзниками фашизма. В 1922 г. Ватикан и влиятельные католические круги в Италии помогли Муссолини захватить власть. Некоторые деятели итальянской католической «народной» партии перешли к фашистам, стали министрами в правительстве Муссолини. 19 апреля 1923 г. парламентская группа этой партии вынесла решение о сотрудничестве с правительством Муссолини, мотивируя свое решение тем, что фашисты — враги социализма и диктатуры пролетариата.
Вскоре после захвата власти фашистами между правительством Муссолини и Ватиканом начались тайные переговоры, завершившиеся заключением 11 февраля 1929 г. Латеранского соглашения и конкордата. По Ла-теранскому соглашению на территории города Рима, в той части его, которая находится во владении папского престола и где размещены центральные учреждения католической церкви, было создано маленькое папское государство — город Ватикан. Неограниченным владыкой этого государства является папа. За потери, понесенные Ватиканом в 1870 г. (в связи с ликвидацией церковного государства), Италия обязалась выплатить Ватикану 750 миллионов лир наличными и 1 миллиард лир в ценных бумагах. В заключенном тогда же конкордате было узаконено господствующее положение католической церкви в Италии.
Латераиский договор оформил союз между фашистским режимом Италии и Ватиканом. Союз этот существовал до падения фашистского режима.
Ватикан находился в союзе и с правительством Гитлера. Тотчас же после установления фашистской диктатуры, чему в немалой степени способствовала немецкая католическая партия центра, между гитлеровским правительством и Ватиканом начались переговоры, завершившиеся заключением в июле 1933 г. конкордата. Ватикан был первым государством, заключившим договор с правительством Гитлера. Реакционные круги в Ватикане лелеяли надежды, что гитлеровская Германия явится оплотом в борьбе против коммунизма в Европе. Вот почему в Ватикане сквозь пальцы смотрели на все преступления гитлеровцев.
Ватикан, а также испанское католическое духовенство приняли прямое участие в заговоре германо-итальянских фашистов (которым помогли правящие круги США, Англии и Франции) против Испанской республики (в 1936— 1939 гг.), завершившемся установлением фашистской диктатуры Франко. Папа Пий XII назвал (в апреле 1939 г.) режим Франко «оплотом католической веры». В 1953 г. Ватикан заключил конкордат с правительством Франко. Ватикан и католические иерархи сотрудничали и сотрудничают с фашистскими организациями во многих странах.
Накануне второй мировой войны Ватикан был солидарен с антисоветскими планами держав «оси», равно как и тех английских, американских и французских влиятельных кругов, которых привлекали хвастливые заверения Гитлера в том, что он уничтожит коммунизм. Ватиканская верхушка надеялась, что победа держав «оси» в войне приведет к разгрому Советского Союза и нанесет удар по коммунистическому движению во всех странах.
Избранный на папский престол в феврале 1939 г., после смерти Пия XI, кардинал Евгений Пачелли, принявший имя Пия XII, на протяжении многих лет был тесно связан с правящими кругами Германии (где он с 1917 по 1929 г. был папским представителем); он сотрудничал с Гитлером и Муссолини, в которых видел спасителей буржуазного общества от «коммунистической опасности».
Ватикан и католические иерархи помогали гитлеровцам во временно оккупированных ими странах Европы; они требовали от верующих покорности фашистским захватчикам и мешали развертыванию движения сопротивления, душой которого были коммунисты. Тесные отношения сложились у Ватикана с предателями Франции — Петэном и его сторонниками. Нападение фашистской Германии на СССР оживило надежды врагов нашей страны на то, что гитлеровская Германия покончит с Советским Союзом.
Папский престол рассчитывал с помощью оккупантов усилить позиции католической церкви: он заключил соглашение с представителями гитлеровского правительства о том, что вместе с фашистской армией на территорию СССР будут отправлены католические священники для пропаганды католицизма и помощи оккупантам.
Гитлеровские оккупанты в своей грабительской политике на временно оккупированных ими территориях СССР опирались и на часть местного католического (в Литве), а также униатского духовенства во главе с митрополитом Шептицким (в западных областях Украины). Митрополит Шептицкий верой и правдой служил гитлеровцам. Он принимал активное участие в формировании на Западной Украине фашистских банд для борьбы с Советской Армией.
Большую дипломатическую активность, направленную на спасение держав «оси», проявила ватиканская дипломатия после разгрома Советской Армией немецких войск под Сталинградом. Вместе со всеми международными реакционными силами церковные иерархи были встревожены успехами Советской Армии и тем влиянием, какое ее победы оказали на подъем движения сопротивления гитлеровским оккупантам во всех странах Европы. В рождественском послании (1942 г.) Пий XII призывал капиталистический мир мобилизовать все силы против социализма.
В годы войны в «нейтральном» папском государстве велись переговоры между представителями империалистических кругов США и Англии и агентами Германии и Италии о заключении сепаратного мира в целях организации единого фронта против СССР. Для ослабления антигитлеровской коалиции Ватикан и католическая иерархия в годы войны усилили антикоммунистическую пропаганду. До последних дней войны Ватикан оставался верен своему союзу с фашистскими державами.
Послевоенная позиция Ватикана неразрывно связана с традиционной политикой папства, всегда враждебно относившегося к прогрессивным движениям. Отсюда: 1) антикоммунизм, как главная линия ватиканской политики, 2) тесное сотрудничество с влиятельными кругами США, возглавившими силы реакции во всем мире, и 3) поддержка реваншистов в Западной Германии и всех реакционных сил, враждебных коммунизму и освободительной борьбе трудящихся.
После второй мировой войны в условиях образования могучего социалистического лагеря, роста влияния идей коммунизма во всем мире, кризиса и распада колониальной системы империалистическая буржуазия еще более широко стала использовать католическую (как и другие) церковь и ее организации против социалистических стран и коммунизма. В то же время реакционный курс Ватикана вызвал недовольство значительных масс рядовых верующих.
Непосредственное влияние на политическую жизнь во многих государствах Европы Ватикан и католические иерархи стали оказывать через клерикальные партии, ставшие после войны правящими партиями в ряде стран Западной Европы (Италия, ФРГ, Бельгия, Австрия, Голландия, Люксембург и др.). Выдвижение католических партий (поддерживаемых в ряде случаев некатолическими кругами буржуазии) на политическую арену после войны в качестве ведущих буржуазных партий объясняется тем, что старые буржуазные партии скомпрометировали себя сотрудничеством с фашизмом. В этих условиях буржуазные партии, маскирующиеся религией и поддерживаемые епископатом, успешнее могли завоевать значительные слои населения.
Католические партии тесно связаны с капиталистическими монополиями, интересы которых они представляют и защищают. Об этом свидетельствует политика клерикальных правительств ФРГ, Италии, Бельгии и некоторых других стран. Во время избирательных кампаний послевоенных лет в парламенты и органы местного самоуправления католическая церковь активно поддерживала клерикальные партии, и священнослужители использовали церковный амвон для агитации в пользу этих партий.
Церковный приход не является ныне единственным и главным каналом, через который церковь влияет на широкие слои населения. Сеть приходов дополняется многочисленными светскими организациями: христианские профсоюзы, молодежные, женские, спортивные, музыкальные и другие организации, объединяющие людей по профессии или по занимаемому в обществе положению. Католическая церковь имеет в своем распоряжении мощный аппарат прессы.
Усилия католической церкви направлены на то, чтобы удержать верующих в плену буржуазной идеологии, разжигать вражду к коммунизму и к социалистическим странам.
Папа Пий XII в своих выступлениях и посланиях неоднократно заявлял, что борьба с коммунизмом — главная задача католической церкви. С нападками на коммунизм выступает и его преемник — Иоанн XXIII. В июле 1949 г. папа Пий XII издал декрет об отлучении от церкви коммунистов и всех тех, кто их поддерживает. Его преемник— папа Иоанн XXIII пошел по тому же пути: в апреле 1959 г. в газете Ватикана «Оссерваторе Романо» был опубликован декрет Ватикана, запрещающий верующим поддерживать те организации и партии (в том числе и христианские), которые сотрудничают с коммунистическими партиями.
Церковь стремится завоевать рабочих и восстановить их против коммунизма. В годы второй мировой войны католическая церковь во Франции создала с одобрения Ватикана институт священников-рабочих. Подготовленные в специальных семинарах, молодые священники должны были работать на предприятиях в качестве рядовых рабочих и вести среди окружающих религиозную и политическую пропаганду в соответствии с теми целями, какие преследует католическая иерархия. Этот эксперимент был в 1953 г. по указанию Ватикана прекращен ввиду того, что часть священников-рабочих втянулась в общественную деятельность, стала участвовать в забастовках, в демонстрациях.
После ликвидации института рабочих-священников французский епископат стал создавать новые организации для завоевания рабочих на сторону церкви и борьбы с влиянием коммунизма среди них. Такую же активность среди промышленных рабочих церковь ведет во многих странах.
Идеологи католической церкви проповедуют, что в рамках капиталистических предприятий могут быть установлены отношения «партнерства» между рабочими и капиталистами, что рабочему на капиталистическом предприятии противостоит не эксплуатирующий его капиталист, а равный с ним «партнер». Эту мысль пропагандирует и нынешний папа Иоанн XXIII. Церковники осуждают активную борьбу рабочего класса за лучшие условия жизни, проповедуют классовый мир и сотрудничество труда и капитала.
В вопросах международной жизни Ватикан и католические епископы буржуазных стран после окончания войны стали активно поддерживать агрессивную политику американских империалистов, острие которой направлено против СССР и всех социалистических стран, против мирного сосуществования государств с различным социальным строем. Папский престол неизменно поддерживал и поддерживает все антисоветские планы империалистов и политику «холодной войны», принимал активное участие в заговорах против стран народной демократии. В ряде же случаев (в Китае, Румынии, Чехословакии) представители Ватикана были разоблачены как непосредственные участники таких заговоров. Ватикан мешает нормализации отношений между церковью и государством в социалистических странах, стремясь направить деятельность церкви в них на антигосударственный путь. Ватикан был одним из вдохновителей контрреволюционного мятежа в Венгрии в 1956 г., а кардинал Миндсенти намечался заговорщиками главой контрреволюционного правительства, если бы мятежники одержали верх.
Учитывая волю народов к миру, католические иерархи и Ватикан выставляют себя поборниками мира. На самом деле папский престол и католический епископат буржуазных стран поддерживают агрессивную политику империалистических держав во главе с США. Ватикан и католический епископат враждебно отнеслись к отстаиваемой Советским Союзом и всеми другими социалистическими странами политике мирного сосуществования государств с различными социальными системами.
Церковные иерархи враждебно отнеслись к предложениям и мероприятиям Советского правительства, направленным на ослабление международной напряженности и ликвидацию «холодной войны». Это совершенно откровенно было высказано видным представителем Ватикана кардиналом Оттавиани в его выступлении в Риме в январе 1960 г. Оттавиани осудил государственных деятелей западных держав, готовых вести переговоры с правительством Советского Союза об урегулировании спорных международных проблем. Точно так же католические епископаты в США, Франции и Австрии враждебно отнеслись к визитам главы Советского правительства Н. С. Хрущева в эти страны.
Все это свидетельствует о том, насколько лицемерны заявления Ватикана о его сочувствии делу мира.
Двусмысленную позицию занял Ватикан в вопросе разоружения и запрещения атомного и водородного оружия. На словах осуждая ядерное оружие, Ватикан на деле поддерживает агрессивную политику империалистических держав, а многие католические епископы (в первую очередь в ФРГ) выступают сторонниками атомного вооружения и заранее оправдывают атомную войну. Ватикан не осудил заявления семи западногерманских профессоров нравственного богословия о том, что применение атомного оружия допустимо с точки зрения католического учения, что его применение не является грехом. Руководители Ватикана не осудили и заявления иезуита Гундлаха (бывшего советника папы Пия XII) на сессии Баварской католической академии в Вюрцбурге в феврале 1959 г. о том, что от атомной войны не следует отказываться, «даже если бы миру пришлось из-за этого погибнуть». Папский престол и немецкий епископат полностью поддерживают реваншистскую политику.
Состоявшийся в августе 1960 г. в Мюнхене 37-й Международный евхаристический конгресс вылился в военноклерикальную кампанию против коммунизма. В этом «религиозном» съезде участвовали солдаты реваншистской западногерманской армии и представители армий США, Англии, Бельгии, Италии, Испании и ряда других стран. В речах и проповедях архиепископа нью-йоркского Спеллмана, архиепископа мюнхенского Венделя и других церковников содержались резкие антикоммунистические и антисоветские призывы и заранее благословлялась атомная война.
Ватикан является проводником политики империалистов в колониальных и зависимых странах. Опираясь на церковные и миссионерские организации, он стремится ослабить революционную борьбу народов Африки, Азии и Южной Америки за свое освобождение. Учитывая успехи национально-освободительного движения, Ватикан маскирует свою колониалистскую политику, прикидывается другом угнетенных народов.
Но как бы ни лавировали ныне католические организации и Ватикан, выдавая себя за друзей народов Африки и Азии, они не смогут затушевать того факта, что церковь, еще недавно оправдывавшая колониальное рабство, остается союзником колонизаторов.
Из сказанного вытекает, что послевоенная политика Ватикана и католической церковной верхушки совпадает с агрессивной политикой правящих кругов США.
Эта политика Ватикана и верхушки католической церкви буржуазных стран, злоупотребляющих религией в интересах реакционной политики империализма, вызывает недовольство среди католиков-трудящихся.
Миллионы католиков социалистических стран участвуют, вопреки проклятиям и запретам Ватикана, в строительстве нового государственного и общественного строя в своих странах. Широкие круги верующих участвуют в борьбе за мир, вопреки запретам католических епископов и Ватикана. Заметный процесс усиления безразличия трудящихся к церкви и разрыв с нею в ряде буржуазных стран, где распространен католицизм, также свидетельствуют о недовольстве многих католиков тем, что церковь и ее руководители связали себя с агрессивной политикой империализма. | |
Просмотров: 832 | |