Как уже было отмечено, одной из особенностей организации католической церкви является верховное положение в ней римского епископа, или папы. Как же возникло папство?
В ранний период истории христианской церкви все епископы занимали одинаковое положение, всех их звали папами (от греч. «паппас» — «отец»). Это название со временем закрепилось за римским епископом, возвышению которого способствовало то обстоятельство, что это был епископ столицы Римской империи, возглавлявший очень богатую церковь.
В 330 г. столица Римской империи была перенесена из Рима в Константинополь; в 395 г. империя разделилась на Восточную (или Византийскую) со столицей в Константинополе и Западную. Римский епископ выиграл от перенесения столицы империи в Константинополь, так как это ослабило зависимость его от императорской власти.
С того времени как на Западе выдвинулось государство франков, римские епископы (папы) стали искать сближения с франкскими королями. В 756 г. Пипин Короткий, которому папа помог стать королем франков, подарил ему Римскую область и некоторые другие территории. Этим было положено начало существованию папского государства — Церковной области.
После образования папского государства римские первосвященники надолго оказались в зависимости от франкских королей. В X—XI вв. оно попало в полную зависимость от германских императоров, которые сажали на папский престол своих ставленников.
В середине XI в. произошло разделение христианской церкви на восточную (греко-православную) и западную (римско-католическую). Со времени разделения церквей вплоть до наших дней папство не прекратило борьбы за подчинение восточных церквей Риму.
Католицизм был господствующей религией в странах Западной Европы на протяжении всего средневековья, а римско-католическая церковь являлась в это время крупнейшей феодальной организацией. «В средние века,— писал Энгельс,— в той же самой мере, в какой развивался феодализм, христианство принимало вид соответствующей ему религии с соответствующей феодальной иерархией» Г Католическая церковь с папством во главе объявила феодальный строй божественным, а порабощение крестьянства провозгласила «богоустановленным» порядком.
Апологеты католицизма много пишут о культурной роли, которую церковь и папство якобы играли в средние века. Они указывают при этом на замечательные архитектурные сооружения, воздвигнутые на средства церкви, на многочисленные памятники искусства, созданные гениальными художниками по заказам пап. Действительно, обладая огромными средствами, некоторые средневековые папы выступали в качестве меценатов. Однако покровительство, которое они оказывали художникам и скульпторам, как и возведение монументальных сооружений, имело в виду прежде всего прославление самих пап и распространение религии и мракобесия в народе. На протяжении многих веков католическая церковь распространяла в народе суеверия, насаждала культ мощей, чудотворных икон, реликвий, веру в чудеса, в нечистую силу. Папство вело обширную торговлю индульгенциями — отпущением грехов; монахи возили листки с текстом отпущения по городам и торговали ими. Церковь во главе с папой вела упорную борьбу против светской культуры, возникавшей вместе с развитием городов. Она была гонителем науки, и немало виднейших представителей передовой общественной мысли были отправлены ею на костер.
В XI—XIII вв. папы Григорий VII, Иннокентий III, Бонифаций VIII и др. выступили с программой теократической власти пап, настойчиво добивались признания верховной власти папства над светскими властями и одно время достигли известных успехов в этом. Папа Бонифаций VIII (1294—1303 гг.) говорил: «Два меча находятся во власти церкви — меч духовный и меч материальный... Первый вложен в руки священнику, второй — з руки королей и солдат, но и он применяется с соизволения священников. Необходимо, чтобы один меч находился выше другого и чтобы светская власть подчинялась духовной».
Ко времени усиления папской власти относятся организованные при ее прямом участии крестовые походы — завоевательные походы на Восток, предпринимавшиеся будто бы в целях «освобождения гроба господня» в Иерусалиме, находившемся тогда под властью мусульман (арабов, затем сельджуков). На самом деле крестовые походы XI—XIII вв. представляли собой военно-колонизационные грабительские предприятия.
Первый крестовый поход начался в 1096 г., второй — в 1147 г., третий — в 1189 г. Четвертый крестовый поход (1202—1204 гг.) был направлен против православной Византии. В 1204 г. крестоносцы захватили столицу Византии Константинополь, разграбили его и устроили в городе страшную резню. Последний, восьмой, крестовый поход происходил в 1270 г. Походы крестоносных банд с благословения пап неоднократно устраивались и против славянских народов, в частности против Руси. Огнем и мечом папство рассчитывало навязать русскому народу католицизм. Современное папство и империалисты заимствовали идею крестового похода из арсенала средневековья для борьбы против социалистических стран.
Господствующее положение католицизма и папства было сломлено зарождением в недрах феодального общества буржуазных отношений, ростом городов и городской культуры, образованием крупных государств с сильной королевской властью, успехами научной мысли.
Через всю историю средневековья красной нитью проходит борьба против гнета католической церкви и папского Рима широких народных масс всех стран Западной Европы. Временами эта борьба выливалась в широкие народные движения, сыгравшие огромную роль в подрыве мощи средневековой церкви.
Религия была тогда господствующей идеологией, и широкие массы воспринимали окружающий мир сквозь призму религиозных представлений. Вследствие этого и борьба различных классов средневекового общества против феодализма и освящавшей его католической церкви принимала религиозную форму. Церковь называла такие движения еретическими и жестоко с ними расправлялась.
Для борьбы с ересями папство в XIII в. создало специальное церковное судилище — инквизицию, пользовавшуюся неограниченной властью и действовавшую с невероятной жестокостью и коварством. Самые невероятные пытки применялись инквизиторами к людям, если их подозревали в отступлении от учения церкви или их научные теории расходились со взглядами церковников. Осужденные инквизицией чаще всего подлежали сожжению на костре. В Испании еще в 1826 г. был случай сожжения за ересь.
В Ватикане инквизиция существует и поныне под названием «Конгрегация священной канцелярии». Возглавляет ее папа. Не имея возможности отправлять людей на костер, современная инквизиция ведет другими средствами борьбу против передовой научной и общественной мысли.
Средневековое папство создало и другой институт для подавления в народных массах чувства протеста против их тяжелого положения. Это так называемые нищенствующие ордена: францисканский (создан в 1209 г.), доминиканский (1215 г.) (в ведение этого ордена папство передало в 1232 г. все дело инквизиции), кармелитский, августинский и др. Проповедью «евангельской бедности», аскетизма и покорности нищенствующие ордена должны были примирять угнетенные массы с их положением и внушать преданность папе и церкви.
Широкий размах антифеодальное и антицерковное движение приняло в Чехии, где борьба городской бедноты, бюргерства, крестьян и части рыцарства против феодально-крепостнического строя и иноземного (немецкого) засилья приняла антикатолический и антипапский характер. К движению примкнули и многие бедные священники. Виднейшим его вождем был магистр философского факультета Пражского университета Ян Гус. Гус и его сторонники критиковали церковь, жадность и невежество духовенства, торговлю отпущениями грехов и выступали за лишение церкви ее богатств. Гус был обманом завлечен на церковный собор в Констанц, приговорен к смерти и 6 июля 1415 г. сожжен на костре. Сожжение Гуса послужило сигналом к широкому революционному выступлению народных масс Чехии против светских и церковных угнетателей.
Народное движение против католической церкви и папства особенно широко развернулось в Германии во время Крестьянской войны 1525 г. и реформации.
Одним из результатов реформационного движения в Европе в XVI в. был выход из подчинения Риму церквей ряда стран и образование протестантских церквей в Англии, Шотландии, Германии и Швейцарии. Реформация имела приверженцев также в Скандинавии, Франции» Польше, Венгрии.
Усиление католической реакции, наступившей со второй половины XVI в. в ряде стран Европы, возрождение инквизиции и деятельность созданного в 1540 г. ордена иезуитов не смогли вернуть церкви то положение, какое она занимала в средние века.
Тесно связанные с самыми реакционными силами феодального общества католическая церковь и папство враждебно встретили буржуазные революции в европейских странах и принимали активное участие в заговорах против них. В первой половине XIX в. папство выступает в роли союзника европейской реакции. Режим, установленный в папском государстве, вызвал ненависть широких слоев населения. В ноябре 1848 г. переодетый папа Пий IX бежал из Рима в карете жены баварского посланника. После этого в Риме была провозглашена республика и папа был лишен светской власти. Под охраной иностранных войск папа Пий IX в 1850 г. снова вернулся в Рим. Управление папским государством было вновь передано иезуитам. Только в сентябре 1870 г., когда отряды итальянских патриотов и королевские войска вступили в Рим, светская власть папы была упразднена, Рим стал в 1871 г. столицей Италии, и территория папского государства вошла в состав Итальянского королевства.
Политическое влияние католицизма вновь стало возрастать с конца XIX в. в связи с тем, что он стал приспосабливаться к условиям капитализма. Буржуазия, напуганная успехами социалистического движения и Парижской коммуной, бросилась в объятия поповщины. В свою очередь Ватикан в лице папы Льва XIII неустанно доказывал буржуазии, что ей выгоден союз с папством и его церковью. С конца XIX в. сложился союз папства с империалистической буржуазией.
Уже в ранний период своей истории папство стремилось распространить католицизм на Руси, используя для этого феодальную борьбу русских князей и опираясь на враждебные России внешние силы.
В XIII—XIV вв. папство поддерживало орден меченосцев и тевтонский орден, которые были созданы германскими рыцарями, стремившимися к захвату прибалтийских и славянских земель. Оно активно поощряло его завоевательные походы на Восток.
В конце XVI в. папа Григорий XIII отправил иезуита Поссевина с миссией к Ивану IV. Поссевин должен был добиться согласия царя на участие в намечавшемся тогда крестовом походе против турок, а также права строить на Руси костелы и, наконец, обращения ее в католицизм. Миссия Поссевина не имела успеха.
В начале XVII в. папство участвовало в организации интервенции польских феодалов против Московского государства. Лжедмитрий был ставленником и польских магнатов и иезуитов.
С согласия папы Климента VIII была выдвинута идея объединения православной церкви на Украине и в Белоруссии с католической. Уния была провозглашена па церковном соборе в Бресте в 1596 г. За унию выступило также большинство высшего православного украинского духовенства, связанного с польской землевладельческой знатью общими интересами.
Униатство представляло собой соединение православия и католицизма; от православия в униатстве сохранялись обряды, разрешение духовенству вступать в брак, богослужение на родном языке; от католицизма — признание главенства римского папы и католические догматы. Православное население Украины и Белоруссии встретило унию враждебно. Восстания украинского и белорусского народов против феодального гнета, происходившие в XVII—XVIII вв., были направлены и против католицизма и унии.
Папство никогда не прекращало своих попыток проникнуть в Россию в целях насаждения католицизма. Оно стремилось завоевать симпатии царского правительства и господствующих классов России; начиная с конца XIX в. оно неоднократно напоминало царизму, что католическая церковь является его естественным союзником против революционного движения, и в частности может оказать царизму помощь в борьбе с национально-освободительным движением польского народа.
Враждебная интересам народов России политика папства приняла новые формы после победы Великой Октябрьской социалистической революции. | |
Просмотров: 1108 | |