Православие сложилось как религиозное выражение особенностей развития феодального общественного строя Византии, по сравнению со странами Западной Европы. Такие характерные особенности Византийской империи, как замедленный процесс феодализации, сильная деспотическая власть императора-монарха, крепкий и устойчивый центральный государственный аппарат, наложили отпечаток и на содержание вероучения, и на характер деятельности, и на форму церковного управления православного христианства.
Православная церковь считает себя хранителем заветов апостольского христианства. В действительности же православие существенно отличается от раннего христианства I и II вв. н. э. Если раннее христианство было религией рабов, то православие служит эксплуататорам. Характерными его чертами являются консерватизм, принципиальный иррационализм и мистицизм, проявляющиеся в вероучении, в обрядовой практике, в деятельности различных православных святых и т. д. Эти особенности православия объясняются социальными условиями, которые привели к разделению христианства на православие и католицизм.
Если относительно независимое политическое положение католицизма позволило ему дополнить христианскую догматику рядом новых положений, в которых было заинтересовано католическое духовенство (например, догмат о существовании чистилища, догмат о непогрешимости римского папы и др.), то, напротив, строгий контроль со стороны монархического государства заставил православие смиренно отказаться от догматических и обрядовых новшеств и даже поставить себе в заслугу свой консерватизм.
Само название восточной церкви — православная,— которое утвердилось за ней после разделения церквей, в отличие от западной — католической (хотя раньше обе церкви одновременно именовали себя и католической, вселенской, и православной), отражало прежде всего стремление православных церковников подчеркнуть свою правоверность, ортодоксальность. Вероучение православной церкви изложено главным образом в «символе веры», принятом на Никейском (325 г.) и Царьградском, или Константинопольском, (381 г.) Вселенских соборах и дополненном постановлениями последующих Вселенских соборов, кончая седьмым (787 г.). После формального разделения церквей (в 1054 г.) основы православия неоднократно излагались в так называемых символических книгах, к числу которых относится известный «Пространный христианский катехизис1 православной и католической восточной церкви», составленный митрополитом Филаретом Дроздовым (1782—1867 гг.).
Вероучение православия представляет собой совокупность догматов, которые характеризуют его как антинаучное и реакционное мировоззрение. Догматы, с точки зрения православных церковников,— это неизменные «истины», которые являются предметом веры и которые нельзя ни сокращать, ни умножать. Догматы преподаются людям церковью и составляют предмет особой лженауки — православного богословия.
Источниками вероучения православия являются «священное писание» и «священное предание».
«Священное писание» — это книги Ветхого и Нового заветов. Каноническими православные церковники считают 22 книги Ветхого завета и все книги Нового завета. Эти книги церковь объявляет боговдохновенными, то есть написанными пророками и апостолами по «непосредственному озарению и просвещению от святого духа». Право толкования Библии, по учению православия, принадлежит только церкви.
«Священное предание» составляют главным образом «символы веры», постановления Вселенских и поместных соборов, творения так называемых «отцов» церкви, таких, например, как Афанасий Великий, Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов и др., которых православная церковь провозглашает своими вероучителями.
В основе православного вероучения лежит антинаучное представление о непознаваемом разумом боге, едином, но в то же время троичном, выступающем в трех лицах (ипостасях): бог-отец, бог-сын и бог — дух святой.
Главное лицо мистической троицы — бог-отец рассматривается церковниками как дух — «вечный, всебла-гий, всеведущий, всеправедный, всемогущий, вездесущий, неизменяемый, вседовольный и всеблаженный». Православие считает бога творцом видимого мира — природы и особого, сверхъестественного, невидимого мира, где находятся, с одной стороны, добрые бесплотные духи — ангелы (вестники), «одаренные умом, волею и могуществом», а с другой стороны, злые духи — дьяволы, то есть «клеветники и обольстители». Бог выступает также как создатель человека и его бессмертной души, которая после смерти человека попадает в загробный мир: рай или ад.
Вся природа и общественная жизнь, по православному вероучению, подчинены «божественному промыслу». Порядок жизни раз и навсегда установлен богом. В природе якобы постоянно происходят чудеса, которые являются «естественным откровением бога». Второе лицо троицы — это бог-сын — Иисус Христос, который, согласно христианской мифологии, спустился с неба на землю, чудесным образом родился от девы Марии, жил и проповедовал на земле в течение 33 лет, затем, при римском наместнике Пилате, был схвачен и распят на кресте.
Воскресший после смерти, он вознесся на небо, где готовится прийти на землю второй раз, чтобы судить живых и мертвых.
Наконец, бог — дух святой. Это третье лицо троицы. Православие отвергает догмат католичества об исхож-дении святого духа от бога-отца и бога-сына (filioque) и считает его исходящим только от бога-отца.
По учению церкви, каждый член этой троицы — это самостоятельный бог; в то же время все трое — это один бог. Сами богословы не могут объяснить, что это такое. В православной книге «Катехизические поучения» говорится: «Мы должны веровать в святую троицу, но не должны исследовать, как бог един в трех лицах». Не думать, а слепо веровать в бессмыслицу — вот что требует церковь!
Центральное место в православном вероучении занимает догмат о греховности всех людей и о спасении их путем выполнения обрядов и соблюдения определенных норм поведения. Этот догмат православия и вытекающие из него социально-этические принципы имеют крайне реакционный и антинаучный характер.
Православные служители культа проповедуют, что источником зла в мире является не эксплуататорский строй, а «грехопадение первых людей», нарушивших заповедь бога, лишенных вследствие этого божественной поддержки и превратившихся в эгоистов, исказивших представление о цели и смысле жизни.
В своем учении о так называемом спасении православие занимает середину между католичеством и протестантизмом. С одной стороны, православные церковники отвергают абсолютный характер предопределения, считая, что человек обладает свободой воли, которая, по их мнению, и является причиной царящего на земле зла. С другой стороны, православная церковь отрицает католические представления о спасении, согласно которым верующий может заслужить вечную жизнь в царствии небесном своими добрыми делами в пользу церкви, а при нехватке таковых даже позаимствовать их из запаса «сверхдолжных» дел различных святых.
Отвергая католический догмат о «сверхдолжных» заслугах святых, православие утверждает, что верующий может заслужить царствие небесное, если будет усердно, со слезами молиться, чтобы бог принял его молитвы, милостыни и прочие добрые дела в заслугу и даровал бы ему прощение грехов. Православные проповедники учат, что главная заслуга людей перед богом заключается не просто в соблюдении моральных заповедей, не в сочинении богословских трактатов, а в неустанных, исступленных молитвах. Их идеалом является плачущий мистик-богомолец, монах-аскет, истязающий свою плоть. Проповедь аскетизма, отрешенности от земного мира — одна из характерных черт православия.
Православие отвергает католические представления о так называемом чистилище, в которое якобы попадают души умерших людей в преддверии страшного суда и последующего перехода в рай или ад. Однако зародыш веры в чистилище в православном вероучении сохраняется в виде представления о том, что после смерти над душой верующего совершается частный суд, после которого душам праведников предстоит вечное блаженство, а душам грешников — страдания до наступления страшного суда. Православная церковь утверждает, что ее молитвы за души умерших могут избавить их от мучений и обеспечить беспрепятственный доступ в рай. С подобным представлением связан православный обычай так называемого сорокоуста, то есть сорокадневной заупокойной церковной службы. | |
Просмотров: 6436 | |