За последние годы процесс отхода верующих от религии значительно расширился и усилился. Сколько-нибудь точных данных о количестве верующих в СССР нет. Объясняется это тем, что упоминание о вероисповедании граждан исключено из всех официальных документов, и никто не обязан давать сведений о своем вероисповедании или атеизме, никакого учета граждан по этому признаку государственными органами не производится. Однако это не значит, что у нас вообще нет данных для ответа на вопросы: растет или уменьшается число верующих в стране, как распределяется основная масса верующих по месту жительства (город, деревня, отдельные республики и области), по возрасту, полу и т. д.
Уменьшение количества православных храмов, молитвенных домов и часовен, мечетей, синагог и т. д. является неоспоримым свидетельством массового отхода трудящихся СССР от религии.
Число фактов отхода от религии быстро увеличивается, свидетельствуя о ее глубоком кризисе. Мимо них не может пройти даже священный синод православной церкви, который 30 декабря 1959 г. постановил лишить сана и «всякого церковного общения» бывших священников А. Осипова, Н. Спасского и П. Дарманского, как «публично похуливших имя божие», и за такой же «грех» отлучить от церкви Е. Дулумана и прочих «бывших православных мирян».
Порвали с религией семидесятилетний Кадир Расу-лев, который в 1945—1949 гг. был мухтасибом (то есть епископом) астраханским, бывший мулла Пир Нияз Ходжа (Хорезм), бывший иннокентьевский «архангел» А. Куляки, бывший католический ксендз И. Рагаускас и многие другие.
Если проанализировать высказывания бывших верующих о тех причинах, которые привели их к разрыву с религией, то среди всех причин, способствовавших этому, видна главная и решающая — наша советская действительность.
В основе преодоления религиозных пережитков, как и всех пережитков прошлого в сознании советских людей, лежит закономерный процесс развития социалистического общества к коммунизму.
«Мы не только теоретически,— говорил Н. С. Хрущев на XXI съезде КПСС,— но и на большом жизненном опыте усвоили ту глубокую истину научного коммунизма, что в изменении условий жизни и взглядов людей решающую роль играет революционная практика. Лучшей школой воспитания, самым строгим учителем является жизнь, наша советская действительность»1. Практика жизни советских людей, воплощение в жизнь самых светлых идеалов гуманизма, радость творчества, величие и реальность грандиозных общественных преобразований — вот что прежде всего заставляет верующего очнуться от религиозного кошмарного сна.
Наш общественный строй открывает широкие возможности для роста активности и сознательности трудящихся. «Только с социализма,— писал В. И. Ленин,— начнется быстрое, настоящее, действительно массовое, при участии большинства населения, а затем всего населения, происходящее движение вперед во всех областях общественной и личной жизни» 2.
Главную роль в преодолении пережитков прошлого в сознании советских людей играют рост материального благосостояния трудящихся, установление новых, социалистических отношений между людьми, социалистический труд, широкое участие масс в общественной и политической жизни, рост культуры советских людей. Потому основным средством преодоления религиозных пережитков является вовлечение трудящихся в активную практическую борьбу за коммунизм, в производственную, политическую и культурную жизнь.
Отход трудящихся нашей страны от религии начался уже в первые годы Советской власти. Участие масс в революции, в войне против белогвардейщины и интервентов, в социалистических преобразованиях в жизни страны, осуществление программных положений партии по отношению к религии и церкви, обеспечение свободы совести, отделение церкви от государства и школы от церкви сыграли главную роль в отходе верующих от религии. К тому же многочисленные факты контрреволюционной деятельности служителей культа в первые годы Советской власти на каждом шагу убеждали советских людей в реакционности церкви и лицемерии религиозных принципов. Особенно быстро шел отход от религии в среде квалифицированных рабочих, активных участников революции. Гораздо медленней шел этот процесс в среде неквалифицированных рабочих, крестьян, кустарей, безработных.
Отход от религии в первые годы Советской власти ускорялся еще и тем, что церковь, освящавшая царский строй и верно служившая помещикам и капиталистам, выступила против социалистической революции. Контрреволюционная деятельность религиозных организаций оттолкнула от церкви многих верующих, часть которых если полностью и не порвала с религией, но, несомненно, встала на путь освобождения от религиозных представлений. Многих верующих заставили задуматься и анафема патриарха Тихона по адресу Советской власти, и его противодействие изъятию церковных ценностей в помощь голодающим Поволжья, и контрреволюционная деятельность того духовенства, которое боролось с Советской властью с оружием в руках, организуя «дружины святого креста», «полки Иисуса», «полки богородицы» и т. п.
Люди, порвавшие с религией,— это чаще всего активные участники революции, гражданской войны, активные строители социализма и коммунизма. Практическое участие в строительстве социализма наглядно показало им реакционность религии, мешающей строительству нового общества.
Весь советский народ с огромным творческим подъемом осуществляет программу развернутого строительства коммунизма. Величественные перспективы коммунизма вливают в сердца трудящихся кипучую энергию, желание быстрее осуществить намеченные партией задачи. Ярким выражением этого является широкое распространение коллективов коммунистического труда, члены которых ведут борьбу не только за повышение производительности труда, но и за воспитание у своих членов коммунистического сознания, непримиримости к различного рода пережиткам прошлого, одним из которых и является религия.
Целью коммунистического строительства является создание общества, в котором человеческая личность получит неограниченные возможности для всестороннего развития — интеллектуального, эстетического, физического. В период развернутого строительства коммунизма решаются важнейшие задачи коммунистического строительства в развитии производительных сил, совершенствовании производственных отношений и политической организации общества, в развитии культуры и формировании новой, коммунистической личности.
«Социалистическое общество непрерывно совершенствуется, становится все более зрелым, в нем повседневно рождаются коммунистическое отношение к труду и другие элементы будущего коммунистического общества. Все более совершенствуются методы руководства социалистической экономикой и экономического планирования. Происходит дальнейшее развертывание социалистической демократии, расширяется участие народных масс в руководстве хозяйственным и культурным строительством, отдельные функции государства постепенно передаются в руки общественных организаций» 1.
Успехи промышленности и сельского хозяйства в ходе строительства коммунизма приведут к ряду серьезных социальных изменений. С развитием производительных сил будут развиваться и производственные отношения, что в конце концов приведет к возникновению единой формы социалистической собственности, к ликвидации классовых различий. Сельскохозяйственный труд станет одной из разновидностей промышленного труда. А это значит, что в процессе ликвидации существенных различий между городом и деревней в последней будут создаваться такие же условия для преодоления религии, как и в городе. Развитие сельского хозяйства в период развернутого строительства коммунизма будет означать ликвидацию всех остатков былой отсталости деревни. Широкое применение машин, внедрение достижений агротехнической науки в сельскохозяйственное производство означают, что сельскохозяйственное производство все в меньшей степени будет зависеть от капризов природы, хотя именно в деревне пока еще наиболее живучи пережитки религиозного взгляда на мир и кое-кто по старинке считает урожай божьим даром; но все больше и больше сознание верующих людей проникается пониманием силы и могущества науки, нелепости и вредности религиозных представлений и обычаев.
Герой Социалистического Труда В. Дмитриев из колхоза имени Пушкина, Ленинградской области, рассказывает: «Почему я собрал 500 центнеров картофеля с гектара? Потому что я в дружбе с наукой. А если бы я читал евангелие и делал так, как учит церковь, получил бы я такой урожай? Ясное дело, нет. Я еще помню крестные ходы, разные водосвятия и молебны. А результат: 30— 50 центнеров. Мне уже 60 лет, а я обязательно читаю научную книгу, понимаю: без этого жить никак нельзя. Недаром народная пословица говорит: «Кто с наукой дружен, тому бог не нужен»».
Дальнейшая механизация и автоматизация приведут к стиранию существенных различий между умственным и физическим трудом. Этому процессу будет способствовать и трудовое воспитание в школе, укрепление связи школы с жизнью. Стирание существенных различий между людьми умственного и физического труда предполагает рост активности и сознательности строителей коммунизма, всестороннее развитие физических и умственных способностей личности, освобождение ее от пережитков прошлого, в том числе и от религиозных пережитков.
С каждым днем в нашей стране все шире развертывается активность масс народа во всех областях не только экономической, но и политической жизни. Это находит свое выражение, например, в усилении роли общественности во всех областях нашей жизни. В ходе развития нашего общества к коммунизму в деятельность общественных организаций вовлекается все большая масса населения, что создает условия для более широкого участия трудящихся в активной общественной и политической жизни, способствующего их отходу от религии.
Таковы главные пути выработки у советских людей научно-атеистического мировоззрения. Советский народ избавился от былой темноты, невежества, бескультурья, насаждавшихся в царской России эксплуататорами.
Коммунистическая партия неизменно заботится о повышении материального благосостояния и культуры народа. В СССР трудящимся открыт широчайший доступ к образованию. Замечательные достижения науки и техники, в том числе в области завоевания космоса, воочию убеждают, что у наших людей есть все условия для осуществления самых дерзновенных замыслов.
Величайшим историческим завоеванием Коммунистической партии и советского народа является то, что в условиях советского строя выросли новые люди, активные и сознательные строители коммунизма, глубоко уверенные в том, что они сами, своими собственными силами, без помощи «божественного милосердия» могут быть хозяевами своего счастья.
Культурная революция в нашей стране приобщила миллионы тружеников к науке и культуре, дала возможность самым широким массам овладеть научным, материалистическим мировоззрением. Наш народ добился огромных успехов в деле ликвидации былой темноты и отсталости. Если до революции 73,5% населения были неграмотными, то в 1959 г. неграмотных было всего лишь 1,5%. В нашей стране всеми видами обучения охвачено ныне свыше 50 миллионов человек. В СССР 766 высших учебных заведений, 3346 техникумов и других средних специальных учебных заведений. В них обучается более 4 миллионов человек.
К началу XX в. в царской России число лиц, имевших образование выше начального, составляло 1,4 миллиона человек. Это были по преимуществу капиталисты, помещики, чиновники, служители культа и члены их семей. Ныне 71,2 миллиона трудящихся имеют образование выше начального, из них 58,7 миллиона человек — высшее, среднее и неполное среднее.
Все это не могло не повести к потере влияния религии среди широких масс трудящихся. Молодое поколение советских людей вырастает в абсолютном большинстве атеистами.
Развитие всех сторон жизни нашего общества на путях к коммунизму предполагает все более широкое внедрение в жизнь советских людей достижений науки.
Коммунизм строится по научному плану, разработанному на основе марксистско-ленинской теории, научно раскрывающей законы общественного развития. Только на основе грандиозного развития всех наук можно ставить задачу создания материально-технической базы коммунизма, преобразования всех сторон быта советских людей. А развитие науки, приобщение каждого советского человека к ее достижениям являются одним из важных путей вытеснения из сознания масс религиозных представлений. Успехи советской науки имеют большое значение не только для быстрого развития советской экономики. Каждый шаг науки разрушает религиозные представления о всемогуществе бога, убеждает многих людей в силе знаний, в силе марксистско-ленинской теории, а значит, в слабости и беспочвенности религии, веры в сверхъестественное.
Каждое новое достижение науки расшатывает устои религии. Успехи советской науки в освоении космоса разрушили религиозную легенду о небесах как о чем-то божественном, недоступном власти человека. И это совершили советские люди при помощи науки, вопреки религии.
Достижения науки все больше заставляют задумываться и многих служителей религиозного культа, а некоторых из них приводят к открытому разрыву с религией. Так, например, священник В. И. Розин из села Сидорково, Ярославской области, заявил после запуска третьей космической ракеты собравшимся в церкви верующим: «Службы сегодня не будет. Я, граждане, отрекаюсь от своих религиозных убеждений. Люди научились подчинять себе природу, вымпел доставили на Луну, сфотографировали ее обратную сторону, ракеты запускают в космос. И во всем этом не бог помог им, а наука».
Советский народ добился огромных успехов в деле перестройки бытовых отношений людей. Определяющую роль в этом деле сыграли улучшение материального положения и повышение культурного уровня трудящихся, усиление роли общественных организаций и школы в воспитании молодого поколения, осуществление равноправия мужчин и женщин. Развернувшееся в стране движение за коммунистический труд также предполагает не только сознательный и творческий труд на производстве, но и перестройку всего быта на коммунистических началах. Не только трудиться, но и жить по-коммунистически, превращая принципы коммунистической морали в нормы повседневной жизни,— вот задача, которую ставят перед собой миллионы участников этого движения.
Когда все советские люди перестроят свой быт на коммунистических принципах, религия будет вытеснена из своего последнего убежища. Ведь именно за остатки старого быта особенно цепко держится религия. Защитники религии часто внушают верующим, что религиозные обычаи — это национальные, народные обычаи, необоснованно выдавая многие исторически сложившиеся нормы человеческого общежития за религиозные. Именно в некоторых сторонах нашего быта, в загруженности женщин домашним хозяйством и т. п. лежат причины большей религиозности среди женщин, которые не вовлечены еще в активную общественную жизнь. Именно в быту, в семье старшее поколение верующих оказывает свое влияние на молодежь, передавая ей старые обычаи и традиции.
Борьба за дальнейшее улучшение жизни трудящихся будет объективно способствовать утверждению нового быта. Улучшение системы общественного питания, работы прачечных и других коммунальных учреждений, внедрение в быт современной техники, расширение сети детских яслей, детсадов, школ-интернатов и т. п. будут в огромной степени способствовать окончательному освобождению женщин от трудных хозяйственных обязанностей, создадут им более широкие возможности для активного участия в общественной жизни страны. А это, в конечном счете, приведет к более быстрому отходу от религии верующих женщин.
С вопросами перестройки бытовых отношений тесно связана и борьба за внедрение в наш быт новых традиций взамен старых, многие из которых до сих пор используются религией. Сила традиции — большая сила, с которой нельзя не считаться. Изжить старые обычаи, не дав им ничего взамен, невозможно, так как обычаи складывались веками и прочно вошли в быт многих людей. Поэтому распространение среди народа новых обычаев и традиций, освобождение от религиозной оболочки старых народных обычаев имеют большое значение в атеистическом воспитании трудящихся. Такие новые праздники, как Праздник зимы, весенние праздники, Праздник урожая, все более вытесняют религию из нашего быта.
Таким образом, отход трудящихся от религии при социализме является неизбежным, закономерным процессом. Он свидетельствует о великой жизненной силе коммунистического мировоззрения, об огромном его воздействии на умы людей.
Однако преодоление религиозных пережитков в современных условиях, замена антинаучного, религиозного мировоззрения научным происходят отнюдь не стихийно. Это процесс острой идейной борьбы. Поэтому важнейшим средством преодоления религии является атеистическая пропаганда. | |
Просмотров: 580 | |