Великая Октябрьская социалистическая революция навсегда покончила с господством буржуазии и помещиков, положила начало социалистическим преобразованиям в нашей стране. Одно из основных мест этих преобразовании отводилось культурной революции, которая должна была охватить самые широкие массы народа. Подъем культурного и общеобразовательной: уровня советских людей включает освобождение их от религиозных предрассудков. Стремлением полностью и до конца осуществить свободу совести советских граждан, повысить их культурный уровень проникнуты все партийные и советские документы, а также мероприятия, относящиеся к антирелигиозной работе.
VIII съезд нашей партии, состоявшийся в марте 1919 г., указал, что принятие декрета об отделении церкви от государства и мероприятия, связанные с осуществлением свободы совести, являются лишь началом работы Коммунистической партии по атеистическому воспитанию трудящихся. В принятой на съезде программе были намечены конкретные пути освобождения трудящихся масс от религиозных предрассудков. В новых условиях, когда была завоевана диктатура пролетариата, к членам партии предъявлялись более высокие требования: каждый коммунист должен быть атеистом и вести среди верующих активную атеистическую работу. «По отношению к религии,— подчеркивается в программе партии,— РКП не удовлетворяется декретированным уже отделением церкви от государства и школы от церкви, т. е. мероприятиями, которые буржуазная демократия выставляет в своих программах, но нигде в мире не довела до конца, благодаря многообразным фактическим связям капитала с религиозной пропагандой. РКП руководствуется убеждением, что лишь осуществление планомерности и сознательности во всей общественно-хозяйственной деятельности масс повлечет за собой полное отмирание религиозных предрассудков. Партия стремится к полному разрушению связи между эксплуататорскими классами и организацией религиозной пропаганды, содействуя фактическому освобождению трудящихся масс от религиозных предрассудков и организуя самую широкую научно-просветительную и антирелигиозную пропаганду. При этом необходимо заботливо избегать всякого оскорбления чувств верующих, ведущего лишь к закреплению религиозного фанатизма»1.
Съезд потребовал от всех партийных и советских органов неукоснительного соблюдения Конституции Советской России, признающей полную свободу вероисповедания за всеми гражданами, и обратил внимание на недопустимость каких бы то ни было ограничений этого права и даже тени насилия в вопросах религии.
Эти же вопросы были предметом обсуждения на пленуме ЦК РКП (б) в августе 1921 г. В его решении подчеркнута необходимость строгого соблюдения 13-го пункта программы партии, требующего проведения антирелигиозной пропаганды.
Относительно членов партии, занимающих ответственные посты, за нарушение этого пункта программы, то есть за отправление религиозных культов, рекомендовалось принимать самые строгие меры — вплоть до исключения из партии.
Пленум ЦК РКП (б) обратил особое внимание на организацию широкой пропаганды атеизма среди верующих. Основное содержание этой работы, указывал пленум, должно состоять в том, чтобы на место религиозного мировоззрения поставить научную систему, раскрывающую все вопросы, ответы на которые трудящиеся массы искали в религии. В решении пленума указывалось на необходимость связи научно-атеистической пропаганды с вопросами переустройства экономики страны, культуры и быта людей и другими мероприятиями.
Пленум потребовал от партийных организаций расширить рамки антирелигиозной пропаганды, углубить ее, бороться не с какими-нибудь отдельными религиозными группами, а со всяким религиозным мировоззрением вообще, тщательно избегая всего того, что давало бы повод допускать, будто в нашей стране люди преследуются за веру.
Вопросы идейной борьбы с религией обсуждались на XII и XIII съездах, а также на конференциях и пленумах ЦК партии до и между этими съездами. В принятых решениях партия проявляла особую заботу о совершенствовании форм и методов антирелигиозной устной и печатной пропаганды, предостерегая от оскорбления чувств верующих.
В резолюции XII съезда партии «О постановке антирелигиозной агитации и пропаганды» подчеркивается, что революция расшатала религиозные предрассудки широких трудящихся масс, разоблачила контрреволюционную роль церковных организаций, стоящих по-прежнему на службе капитала и помещичьего землевладения, но до тех пор, пока не преобразована полностью старая экономика в городе и деревне, подорванные жизнью религиозные предрассудки будут еще долго сохранять под собой почву. В этих условиях, отмечается в резолюции, работа партии по окончательному разрушению религиозных верований среди трудящихся масс приобретает характер глубокой систематической пропаганды научных взглядов на природу и человеческое общество, наглядно и убедительно раскрывающей каждому рабочему и крестьянину ложь всякой религии.
Съезд указал на необходимость широкого издания массовой научно-популярной литературы, освещающей историю и происхождение религии, доступных для среднего рабочего и крестьянина брошюр и листовок, которые разоблачали бы контрреволюционную роль религии и церкви по отношению к освободительному движению пролетариата и крестьянства, а также классовую подоплеку различных сект, имеющих влияние на массы.
Поскольку среди мусульманского населения республик в то время были еще очень сильны связанные с религией средневековые предрассудки, использовавшиеся в контрреволюционных целях, съезд признал необходимым выработать формы и методы ликвидации этих предрассудков, учитывая особенности различных национальностей.
В тот период особое значение приобретали разносторонность атеистической пропаганды, расширение ее сферы, подготовка кадров атеистов. В связи с этим съезд подчеркнул исключительную важность антирелигиозной массовой пропаганды в форме живых и понятных лекций, бесед, при тщательном подборе лекторов, с привлечением к чтению этих лекций специалистов, естественников, уче-ных-материалистов. Особое внимание обращалось на необходимость выработки методов антирелигиозной пропаганды в зависимости от социального состава аудитории.
Партия и Советское государство принимают ряд важных практических мер по идейной борьбе с религией. В конце 1922 г. стала выходить массовая газета «Безбожник». Она сыграла большую роль в организации и проведении атеистической работы среди населения. Тираж ее доходил до 500 тысяч экземпляров, ее редактором был выдающийся пропагандист нашей партии Е. Ярославский. В 1924 г. было организовано Общество друзей газеты «Безбожник». В 1925 г. состоялся съезд корреспондентов газеты «Безбожник» и Общества друзей газеты «Безбожник», положивший начало всесоюзной массовой организации — Союзу воинствующих безбожников. Одновременно с этим партийные организации развернули широкую устную антирелигиозную пропаганду, особенно среди женщин и детей.
Социалистическое строительство, осуществление пятилетнего плана развития промышленности, коллективизация сельского хозяйства подрывали самые глубокие корни религии. К концу 20-х — началу 30-х годов в стране прекратили свою деятельность большое число религиозных объединений, церквей, молитвенных домов, мечетей. Характерным для атеистического движения в условиях переходного периода являлось то, что отход населения от религии происходил интенсивно и в одинаковой степени как в городе, так и в деревне, как православных, так и верующих других религий. Большинство советских людей отошло от религии.
Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом и Советом Народных Комиссаров РСФСР 8 апреля 1929 г. было принято развернутое постановление («О религиозных объединениях»), в котором точно определялись права церкви, религиозных организаций и духовенства, ограниченные исключительно отправлением религиозного культа. Советское государство сохранило за церковью и духовенством лишь функции по удовлетворению религиозных потребностей верующих людей. В постановлении формулировались основные положения советского законодательства, запрещающего религиозным объединениям принудительно проводить поборы, судить, вести акты гражданского состояния (рождение, брак, смерть), создавать кассы взаимопомощи, благотворительные учреждения, дома для престарелых, общежития и т. п., заниматься какой-либо общественно-политической деятельностью среди трудящихся, оказывать материальную помощь своим членам, организовывать какие-либо церковные кооперативные предприятия и вообще пользоваться находящимся в их распоряжении имуществом для каких-либо других целей, кроме совершения религиозных обрядов. Церковь и религиозные общества лишались также права проводить специальные детские, юношеские, женские молитвенные и другие собрания, а также шествия, паломничества, создавать литературные, музыкальные, рукодельнические, трудовые группы, кружки по обучению религии, устраивать экскурсии, открывать детские площадки, библиотеки, читальни и т. п. Подобные постановления несколько позже были приняты также законодательными органами и других союзных республик.
Наряду с этим в постановлениях партийных и советских органов постоянно указывалось на недопустимость какого-либо администрирования в отношении религии и церкви, закрытия церквей в административном порядке, с применением угроз и давления на население и т. п.
В середине 30-х годов в СССР победил социализм, были ликвидированы эксплуататорские классы, создана крупная промышленность, крестьянство вступило на путь коллективного ведения хозяйства, которое вооружалось новейшей сельскохозяйственной техникой. Далеко вперед шагнули советские люди в своем культурном развитии. Их духовный облик не имел никакого сравнения с людьми царской России, изуродованными социальным и духовным гнетом эксплуататорского строя. Успешное строительство социализма и огромная воспитательная работа партии способствовали как подрыву социальных корней религии, так и распространению материалистического мировоззрения среди трудящихся.
Все это получило свое полное отражение в Конституции СССР 1936 г., которая закрепила завоевания трудящихся в строительстве социализма и гарантировала им самые демократические права, в том числе и полную свободу совести.
Духовенству были предоставлены все политические и гражданские права наряду со всеми гражданами СССР.
Жизнь полностью подтвердила правильность последовательной и глубоко научной политики партии по отношению к религии и церкви. С завершением строительства социализма в нашей стране подавляющее число советских людей перешли на позиции атеизма.
Не могла остаться на прежних политических позициях и церковь. Советская действительность глубоко повлияла на самих служителей культа. В своем большинстве они встали на путь лояльного отношения к Советскому государству. Отечественная война выявила все те изменения, которые произошли среди духовенства за годы Советской власти. Руководители ряда религиозных объединений выступали в эти дни с патриотическими посланиями и призывами, организовывали сборы в церквах в фонд Советской Армии.
Но вместе с этим факты неопровержимо говорят и о том, что многие представители духовенства сотрудничали с гитлеровцами на оккупированной территории, призывали верующих быть покорными рабами фашистских захватчиков. Например, одним из позорных актов предательской деятельности большой группы православного духовенства, находившейся во время Великой Отечественной войны на территории Белоруссии, являлся созыв «князьями церкви» 30 августа 1942 г. в Минске при активном содействии фашистских властей так называемого собора по объявлению автокефальной (независимой) Белорусской православной церкви.
Антинародную, предательскую роль сыграла и «Православная миссия», резиденция которой находилась в Пскове. Члены миссии, начиная от главарей и кончая рядовыми, служили фашистской полиции. С помощью священников они собирали сведения о настроениях населения оккупированных районов, о партизанах, советских патриотах, выдавали в руки фашистских палачей всех, кто выступал против гитлеровского «нового порядка». «Миссионеры» вели также оголтелую фашистскую и антисоветскую пропаганду, выступая с проповедями и лекциями, распространяя антисоветскую литературу. Миссия обряжала в рясу всех, кто ненавидел советский строй и готов был сотрудничать с гитлеровцами.
Многие католические священники также сотрудничали с оккупантами. Ксендзы нередко выдавали партийных и советских активистов, партизан и их связных, призывали свою паству оказывать помощь немецко-фашистским захватчикам в войне против Советского Союза.
Война, будучи суровым испытанием для советского народа, выявила его высокие морально-политические качества. Но, как и всякое бедствие, она способствовала также оживлению религиозных пережитков среди некоторых малоустойчивых людей, которые стали искать утешения в религии. Этим умело воспользовались религиозники для усиления своего идеологического воздействия на людей. На горе, страданиях народа церковь стремилась укрепить свои позиции.
В трудные для нашей страны годы Великой Отечественной войны Коммунистическая партия продолжала неизменно проводить в жизнь линию идейной борьбы с религией.
Для осуществления контроля за правильным проведением в жизнь местными советскими органами, а также религиозными объединениями советского законодательства о культах, предварительного рассмотрения различных практических вопросов, касающихся соответствующих религиозных объединений, в 1943 г. был создан Совет по делам Русской православной церкви и в 1944 г. Совет по делам религиозных культов при Совете Министров СССР. В большинстве областей, краев, во всех республиках страны указанные организации имеют своих уполномоченных, которые выполняют эти функции на местах.
В 1944 г. ЦК КПСС принял постановление «Об организации научно-просветительной пропаганды». В нем Центральный Комитет обязал партийные организации широко развернуть пропаганду естественнонаучных знаний, четко определил содержание, формы и методы научно-атеистической пропаганды. ЦК партии указал в своем решении, что пропаганда естественнонаучных знаний приобретает в нашей стране все большее и большее значение. В целях ее коренного улучшения рекомендовано шире привлечь силы советской интеллигенции, сделать научно-атеистическую пропаганду доходчивой, популярной и вместе с тем вполне соответствующей современному уровню науки. | |
Просмотров: 532 | |