Помимо основных направлений (католицизма, православия, протестантских церквей) в христианстве имеется множество групп верующих, называемых сектами.
За годы Советской власти как число сект, так и общая численность последователей сектантства значительно сократились. Многие секты полностью исчезли, другие основательно порастеряли своих сторонников. Но некоторые сохранились и в последние годы весьма активно стремятся распространять свои взгляды. Борьба против пережитков религиозного сектантства — важный и сложный участок научно-атеистической работы. Для того чтобы атеистическую пропаганду среди сектантов вести успешно, нужно знать, каково происхождение и социальная сущность сектантства, особенности вероучения и обрядности религиозных сект. Мы рассмотрим секты, имевшие распространение в дореволюционной России и существующие в настоящее время. Термин «секта» в применении к религиозной жизни получил широкое хождение у христианских богословов, обозначавших так группы верующих, отошедших от официального или господствующего вероучения1. В царской России верующий-христианин объявлялся сектантом, если он в вопросах вероучения и культа порывал с православной церковью.
В научной литературе в понятие сектантства вкладывается иное содержание: отбрасывается его противопоставление как «ложной» веры «истинному» учению церкви, принимается во внимание не только внешняя сторона сектантства — отношение данного религиозного объединения (секты) к церкви,— но вскрываются социально-экономическая сущность и причины возникновения религиозного сектантства.
Христианство никогда не было единым. В нем постоянно возникали различные течения, направления, группы, толки. Причины этого заключались в неоднородности классового состава верующих-христиан, которые нередко выражали свои социально-политические требования в религиозной форме, например в «реформировании» уже существующих направлений христианства и в создании новых групп и объединений. Характер религиозно-общественных движений в ходе истории менялся.
В средние века общественные движения и многообразные выступления политического протеста совершались преимущественно в религиозной оболочке и носили характер религиозных антифеодальных ересей. Классовая борьба, однако, постепенно становится все более зрелой и действительно революционные элементы общества сбрасывают религиозную оболочку.
Истоки современного сектантства уходят в послереформационный период (XVI—XVII вв.). В это время на Западе возникают замкнутые группы инаковерующих, отразившие мелкобуржуазный протест против засилья католической церкви. Это — секты. Политические требования их членов обычно не идут дальше требования веротерпимости. Изначальный демократический элемент сохраняется в них недолго, и вскоре секты перерождаются в обычную разновидность буржуазного протестантизма.
Аналогичный процесс происходит и в России, где сектантство существует с конца XVII в. Следует отметить, что в России религиозная оболочка не играла столь существенной роли в общественных движениях, как это было с реформацией на Западе. Основное русло классовой борьбы было намечено восстаниями Болотникова, Разина, Пугачева, в которых религиозные лозунги не играли существенной роли.
По своей классовой природе раннее русское сектантство выражало протест крестьян против угнетения и крепостной эксплуатации, усилившейся в период развития в России капиталистических отношений, протест против православной церкви — верной служанки царя и помещиков. Крестьяне видели, что церковь поддерживает крепостной гнет, что церковный бог носит явные черты земного самодержца-угнетателя, у которого им нечего искать защиты. Поэтому антикрепостнические движения крестьян часто были направлены и против церкви. Но их мировоззрение в значительной мере оставалось религиозным. В сознании угнетенного крестьянства противоположность собственных интересов интересам господствующих классов и защищающей их церкви выступает как противоположность «истинной», мужицкой веры и ложного, казенного, насквозь лицемерного церковного благочестия. Социальный протест выливается, таким образом, в поиски «истинного» христианства.
Сектанты отвергали сложную, во многом непонятную верующим церковную службу; внешнему, показному благочестию они противопоставляли внутреннюю веру. Претензии церкви на роль единственного посредника в деле спасения людей они противопоставили формулу: человек есть храм божий; церковной иерархии — демократизм сектантской организации; казенному, поповскому богу—своего, «живого» бога, в котором видели единственного защитника. Подчеркивание русскими сектантами индивидуальной свободы, противопоставление бездушному авторитаризму внутреннего убеждения, оценка человека, задавленного и гнетом и эксплуатацией, как «чудного дивного творения божиего» — все это выражало стремление реформировать церковь и православие на началах буржуазного индивидуализма, отражавшего развитие капиталистического уклада. Именно эта общность социальной основы русского сектантства и движений реформации объясняет тот факт, что полуграмотные русские мужики «своим умом» приходили к некоторым положениям, созвучным идеям реформации на Западе.
Таким образом, по своему происхождению сектантство— это религиозно-общественное движение эпохи становления капитализма, отразившее в извращенной форме социальный протест крестьянских и мелкобуржуазных масс против классового гнета.
В царской России сектанты подвергались постоянным преследованиям и гонениям со стороны царизма, попы-миссионеры устно и письменно «обличали» сектантов с позиций защиты православия. Но все эти меры мало что давали. Непримиримость классовых интересов крестьян с интересами помещиков и защищающей их церкви приводила к тому, что сектантские движения вновь и вновь возникали.
Крестьяне шли в секты, потому что надеялись, что «новая» вера принесет им избавление от социального гнета. Однако идея бога всегда играла реакционную роль, она сковывала силы крестьянского протеста, толкала людей на ложный путь. Об этом говорит вся история русского сектантства. | |
Просмотров: 584 | |