Ленинский этап развития научного атеизма тесно связан со становлением и утверждением марксизма как господствующего мировоззрения первого в мире социалистического государства и всего мирового коммунистического и рабочего движения. Творчески развивая марксизм в новой исторической обстановке, В. И. Ленин поднял научный атеизм на высшую ступень, обогатив его новейшими данными естествознания, общественной науки и практики. Он отстоял марксистский атеизм в борьбе с попытками ревизионистов и оппортунистов всех мастей извратить и вульгаризировать его, показал образец непримиримого отношения ко всяким отступлениям от марксистского понимания сущности и социальной природы религии, раскрыл опасность религиозной интерпретации социализма, реакционный характер любых уступок идеализму и фидеизму. Стойко, непоколебимо защищая марксистскую теорию, В. И. Ленин восстановил извращенные анархистами и оппортунистами принципы отношения рабочей партии к религии и церкви, положил начало осуществлению этих принципов в практике социалистического строительства. В богатейшем ленинском атеистическом наследии изложена развернутая целостная концепция научного взгляда на религию и атеизм, выработана программа преодоления религиозных пережитков, определены содержание, формы и методы работы по формированию и утверждению материалистического мировоззрения широких народный масс.
Разработка важнейших проблем научного атеизма была особенно актуальной в условиях конца XIX — начала XX века, когда капитализм вступил в свою последнюю, империалистическую стадию, повлекшую за собой обострение социальных конфликтов, всех классовых противоречий, наступление и усиление реакции во всех областях экономической, политической, идеологической жизни. Эпоха империализма поставила перед рабочим классом и его политическим авангардом новые социальные и политические проблемы. С одной стороны, усилились массовые революционные движения, с другой — тенденции раскола рабочего класса путем протаскивания в его политические организации буржуазного и мелкобуржуазного мировоззрения, являющегося источником ревизионизма и оппортунизма.
На повестке дня стояла задача успешно противостоять натиску буржуазной и мелкобуржуазной идеологии на рабочее движение, отстоять чистоту революционной теории от наскоков ревизионистов, объявивших устаревшими коренные положения марксизма, в том числе и основополагающие принципы научного атеизма. Особенно сложные задачи встали перед рабочим классом России, ставшим в силу объективного исторического развития авангардом мирового революционного, национально-освободительного и общедемократического движения. Нельзя было допустить распространения в российском рабочем движении тех негативных оппортунистических тенденций, которые к тому времени стали господствующими в социал-демократических партиях западноевропейских стран. Коренные интересы революционного движения требовали, чтобы все вопросы теории и практики последовательно решались с позиций марксизма, непримиримости к враждебной рабочему классу идеологии. Со всей настоятельностью вставал вопрос и о выработке правильной тактической линии по отношению к религии и церкви, ибо от этого во многом зависел успех классовой борьбы. В. И. Ленин считал, что без нейтрализации влияния ревизионизма'в религиозном вопросе партия большевиков не сможет добиться ускорения процесса освобождения рабочего класса от политического и духовного гнета.
Ревизионистские взгляды, распространившиеся среди отдельных лидеров II Интернационала, стали проникать и в Россию. Их начали проповедовать «легальные марксисты» П. Струве, С. Булгаков, М. Туган-Барановский, Н. Бердяев. Пропагандируя теорию «этического социализма», «социального агностицизма», они одновременно протаскивали религиозные идеи, мистику в рабочее движение, ратовали за религиозное воспитание, усиление религиозных начал в жизни, склонялись к реформированию церкви с целью использования ее якобы в интересах социализма. Серьезным препятствием для распространения идей научного атеизма в рабочем движении были также народники, экономисты, меньшевики, опиравшиеся на различные идеалистические воззрения.
Поэтому борьба В. И. Ленина против оппортунизма и ревизионизма в международном рабочем движении, а также против враждебных рабочему классу течений в России не могла не затронуть вопрос о религии. В этой борьбе В. И. Ленин восстанавливает и развивает положения марксистского атеизма о классовых корнях религии, ее реакционной роли в истории, современной классовой борьбе. Он разоблачает вред пошлых заигрываний ревизионистов с религией, постоянно подчеркивая мысли К. Маркса и Ф. Энгельса о непримиримости революционной теории с идеализмом и религиозным мировоззрением. В. И. Ленин тщательным образом обосновывает связь марксистской философии с политикой пролетарской партии, разъясняет необходимость самой энергичной борьбы против всех попыток упрочить несоциалистическую идеологию, закрепить в сознании рабочих ненаучные, мистические представления. Остро ставился им вопрос и об отношении социал-демократии к крестьянству, чей протест часто принимал религиозную окраску. По этому вопросу борьба велась против двух крайних позиций: позиции народников, преувеличивавших роль раскольнических и сектантских движений, и позиции меньшевиков, игнорировавших революционные возможности крестьянства, отрицавших его потенциальную возможность стать союзником пролетариата.
В «Проекте программы нашей партии» В. И. Ленин четко сформулировал позицию социал-демократической партии по отношению к политическим протестам под религиозной оболочкой с учетом противоречивости и ограниченности религиозно-общественных движений. Он указывал, что не следует, в частности, преувеличивать силы религиозного сектантства и раскольничества, забывать о политической неразвитости и темноте крестьян, стирать разницу между «русским бунтом, бессмысленным и беспощадным», и революционной борьбой. Одновременно В. И. Ленин подчер кивал, что социал-демократия не должна проходить мимо революционных элементов в крестьянстве, ибо этим она рискует потерять свое доброе имя и право считаться передовым борцом за демократию. «Безрассудно было бы,— писал он,— выставлять носителем революционного движения крестьянство...», но «рабочая партия не может, не нарушая основных заветов марксизма и не совершая громадной политической ошибки, пройти мимо тех революционных элементов, которые есть в крестьянстве, не оказать поддержки этим элементам» 1.
По указанию В. И. Ленина группа большевиков во главе с В. Д. Бонч-Бруевичем специально занималась пропагандистской и исследовательской работой среди сектантов, работала над приобщением трудовых масс сектантов к революционной борьбе. Партия рассматривала сектантское движение как часть общедемократического движения, но она не идеализировала его, видела его ограниченность. На II съезде РСДРП была принята специальная резолюция, закрепляющая позицию партии по отношению к религиозному расколу и к сектантству в России. Мысль о дифференцированном подходе, внимательном отношении к сочувствующим пролетарской борьбе, но придерживающимся отсталых взглядов и це разделяющим полностью политическое мировоззрение пролетариата в силу забитости, придавленности помещичьим гнетом, была вновь подчеркнута в период нарастания буржуазнодемократической революции 1905 года в России в статье В. И. Ленина «Новый революционный рабочий союз». «Мы должны помнить,— писал он,— что социал-демократия может быть сильна лишь единством широких масс пролетариата... Мы должны помнить опыт наших европейских товарищей, которые считают своим долгом осторожное, товарищеские отношение даже к рабочим, членам католических союзов, не отталкивая их презрительным отношением к их религиозным и политическим предрассудкам» 2. В. И. Ленин призывал учиться терпеливой, упорной работе с этими людьми, использованию любого акта политической и экономической борьбы для просвещения и сближения их с сознательным пролетариатом.
Предметом пристального внимания вождя пролетарской партии не могли не стать затрагивавшие инте ресы всех демократических слоев населения проблемы свободы совести, грубо подавлявшейся монархическим режимом. Полное бесправие народа, дикий произвол, травля, преследования, а также жажда свободы слова, мысли, чувства требовали четкого разъяснения позиции социал-демократии по данному вопросу, тем более что в рабочем движении усилиями ревизионистов было искажено марксистское понимание свободы совести, нивелировано качественное отличие его от буржуазного.
Уже в ходе разработки первых программ Российской социал-демократической рабочей партии В. И. Ленин подчеркивал, что «русская социал-демократия встанет во главе всех борцов за права народа, всех борцов за демократию» 3. В программе РСДРП, принятой II съездом в 1903 году, были зафиксированы важнейшие требования демократических преобразований. В качестве ближайших политических задач выдвигались требования неограниченной свободы совести, слова, печати, полного равноправия всех граждан, независимо от пола, религии, расы и национальности, отделения церкви от государства и школы от церкви 4. Обращаясь к деревенской бедноте, В. И. Ленин разъяснял, что социал-демократы требуют полного права каждого исповедовать какую угодно веру. Он подчеркивал, что царские законы против людей иной, не.православной веры являются самыми несправедливыми и самыми позорными законами, что вера — это дело совести, что не должно быть никакой «господствующей веры» или церкви и что социал-демократы будут бороться, чтобы безо всяких оговорок и лазеек были проведены меры, освобождающие народ от позорных полицейских преследований за веру и от не менее позорных полицейских подачек одной какой-либо вере. В. И. Ленин считал прямым долгом расширять борьбу за демократические права, в том числе борьбу с ведомством полицейского православия, с преследующими иноверцев и сектантов «урядниками» в рясах и в мундирах, подталкивать рабочих на активное участие в этой борьбе. | |
Просмотров: 519 | |