Научный атеизм стал теоретическим фундаментом политики коммунистических и рабочих партий в отношении религии, церкви, верующих. Он вооружает их умением научно, материалистически, с учетом исторических, социальных, культурных, эмоционально-психологических факторов объяснить причины религиозности; сочетать идейную борьбу с религией, с укреплением единства верующих и неверующих, не выпячивая вопросы борьбы с религией на первый план; преодолевать религиозные пережитки в процессе vt на основе решения практических задач классовой борьбы.
Вырабатывая программу своих действий, коммунистические и рабочие партии следуют указанию В. И. Ленина «не впадать ни в абстрактный, словесный, на деле пустой «революционаризм» анархиста, ни в обывательщину и оппортунизм мелкого буржуа или либерального интеллигента, который трусит борьбы с религией, забывает об этой своей задаче, мирится с верой в бога» *.
В отличие от правых и левых ревизионистов марксистско-ленинские партии проводят единственно правильную линию борьбы с религией. Они используют методологию и опыт борьбы с фальсификациями научного атеизма, проявляют постоянную заботу о том, чтобы сплачивать все слои трудящихся в борьбе за их коренные интересы, несмотря на различия в их отношении к религии, добиваются единства действий, отвергая любые попытки разделить трудящихся по религиозной принадлежности, воздвигнуть искусственные барьеры между ними или посеять рознь.
С первого дня своего образования Коммунистический Интернационал поставил задачу создания единого рабочего фронта, объединения всех отрядов трудящихся против международного капитала. Ясно и недвусмысленно Коминтерн заявил о своем отношении к религии и верующим. Его Программа, принятая на VI конгрессе, зафиксировала марксистско-ленинские требования по данному вопросу. В ней отмечалось, что, защищая и пропагандируя диалектический материализм, применяя его как метод познания и революционного преобразования действительности, Коминтерн ведет борьбу со всеми видами буржуазного мировоззрения, со всеми видами теории и пропаганды оппортунизма. Документы Исполнительного комитета Коммунистического Интернационала разъясняли членам партии, что авангард рабочего класса не может и не должен безразлично относиться к бессознательности, темноте и религиозному мракобесию. Он обязан воспитывать в своих членах не только преданность политической программе, экономическим требованиям и Уставу партии, но и прививать им цельное мировоззрение марксизма, составной частью которого является научный атеизм.
Учитывая то, что в различных странах еще миллионы рабочих находятся под религиозным влиянием, Коминтерн требовал вовлекать их в общую экономическую и политическую борьбу, ни в коем случае не отталкивая этих рабочих из-за их религиозных предрассудков, подчеркивал, что в агитации за рабоче-крестьянское правительство коммунисты стоят за братский союз между всеми рабочими независимо от того, являются ли они религиозно настроенными людьми или атеистами2. Такая линия полностью отвечала марксистско-ленинским принципам, служила надежным ориентиром для коммунистов.
В годы нарастания угрозы фашизма VII конгресс Коминтерна (июль—август 1935 г.) призвал расширить антифашистское движение и создать широкий антивоенный, антифашистский народный фронт, включающий различные массовые, в том числе и религиозные, организации. Этот призыв был подхвачен и реализовывался коммунистами многих стран Европы. В частности, Э. Тельман обратился к трудящимся с такими словами: «Мы не хотим грабить святыни, мы не собираемся сжигать распятия. Мы хотим совместной борьбы всех нуждающихся... Мы протягиваем руку и говорим: «Христианский товарищ, вот тебе наша рука для этой совместной борьбы»3. В 1937 году с таким же призывом выступил Морис Торез: «Мы, атеисты, протягиваем тебе руку, католик,— рабочий ли ты, служащий, ремесленник или крестьянин, потому что ты — наш брат и тебя одолевают те же заботы, что и нас» 4. Коммунисты разъясняли массам, что поскольку трудящиеся — верующие и атеисты—имеют одни и те же классовые интересы и испытывают одну и ту же потребность в социализме, поскольку демократы — верующие и неверующие — испытывают одно и то же стремление к свободе, к миру, они могут и должны объединяться. Вторая мировая война и борьба против фашизма, движение Сопротивления, в котором участвовали люди разных мировоззрений, подтвердили важность совместных действий для защиты общих интересов людей против фашизма.
Исходя из реальных фактов действительности и конкретных условий своих стран, коммунистические и рабочие партии и сегодня строят такие взаимоотношения между верующими и неверующими, которые бы сплачивали все прогрессивные силы в борьбе за мир, против угрозы атомной войны, в защиту демократических прав, за социализм.
Относясь с уважением к чувствам верующих и обеспечивая принцип свободы совести, братские партии ведут идеологическую борьбу с религиозным мировоззрением, пропаганду идей философского материализма. Их политика единства действий в борьбе за мир с массами трудящихся-верующих согласуется с перспективами общественно-экономического развития, а также с тенденцией к объединению различных социальных сил, вызванной углублением общего кризиса капитализма. Она служит не конъюнктурным целям, как это часто пытаются изобразить противники единства совместных действий коммунистов с верующими. Она помогает миллионам трудящихся, тянущимся к социализму, определить свое место в общей борьбе.
Политика, проводимая коммунистическими и рабочими партиями, оказывает влияние на осознание верующими своих классовых интересов, ускоряет их переход на позиции классовой борьбы, способствует консолидации всех прогрессивно настроенных сил и привлечению их к борьбе за социализм.
Как указывал В. И. Ленин, необратимые противоречия капиталистического общества вынуждают «все отдельные элементы и классы общества стремиться к соединению, и притом соединению уже не в узких пределах одной общины или одного округа, а к соединению всех представителей данного класса во всей нации и даже в различных государствах»5. Практика революционного рабочего движения блестяще подтверждает это ленинское положение, показывая, что стремление трудящихся к единству действий не зависит от их отношения к религии, а обусловлено классовыми интересами. Она свидетельствует и о том, что все решающие успехи в рабочем движении достигнуты на основе единства и революционной солидарности всех трудящихся под руководством рабочего класса и его авангарда — марксистско-ленинской партии. По мере того как растут противоречия, свойственные капиталистическому обществу, растет также и недовольство трудящихся масс капиталистическим строем, политикой, проводимой буржуазией, одновременно растет и развивается сплоченность трудящихся, расширяется фронт антиимпериалистической борьбы.
Противоречивость религиозного сознания дает возможность многим верующим вопреки религиозным требованиям участвовать в общественно-преобразовательной деятельности. В ходе этой практики размывается религиозное сознание, которое еще множеством нитей связано с религиозными традициями и в силу этого еще не может окончательно освободиться от их оков. В. Д. Тимофеев справедливо отмечает, что религия никогда не была и не может быть единственным источником социально-политических убеждений людей. Даже самый убежденный верующий, считающий религию своим единственным руководством в практической деятельности, не может полностью изолироваться от объективных условий жизни. Поэтому классовые интересы, даже когда верующие не осознают их, все же оказываются решающими, когда верующий встает перед конкретными общественными проблемами 6.
Это ставит перед коммунистами задачу объединения широких народных масс в борьбе за общие классовые интересы и делает не только возможным, но и необходимым единство действий всех демократических сил, заинтересованных в глубоких социальных преобразованиях.
Понимая насущный характер этих задач, в решении которых заинтересованы широкие народные массы, коммунистические и рабочие партии обосновали важнейшее положение о возможности предотвращения опасности термоядерной войны путем целенаправленных действий всех миролюбивых сил, несмотря на различия в политических, религиозных или иных вопросах.
«Манифест мира», провозглашенный представителями коммунистических и рабочих партий в Карловых Варах в 1967 г., документы Московского международного совещания 1969 г., Конференция коммунистических и рабочих партий Европы в Берлине в 1976 г., встречи коммунистических и рабочих партий Европейского континента в Париже в 1980 г.— яркое свидетельство того, что коммунисты в этой борьбе протягивают руку всем противникам политики милитаризма, агрессии и войны, в том числе и религиозным общинам, объединениям, людям различных верований, для совместных выступлений против антинародной политики монополий 7.
Международное совещание представителей коммунистических и рабочих партий 1969 г. на основе научного анализа современности сделало вывод о новых возможностях для союза коммунистов с массами верующих в антимилитаристской, антимонополистической и антиимпериалистической борьбе, для дальнейшего укрепления их единства в борьбе за мир, демократию и социализм. Антинародной политике буржуазии марксистско-ленинские партии противопоставляют пролетарскую солидарность рабочего класса и всех трудящихся. Деление народных масс на атеистов и верующих выгодно лишь тем, кто пытается затушевать антагонистические противоречия классового общества, посеять вражду на религиозной почве, отвлечь от решения коренных задач классовой борьбы, социалистического и коммунистического строительства.
В свете марксистско-ленинской, революционной теории решают задачи сотрудничества с антиимпериалистическими силами компартии Латинской Америки. Они исходят из реального факта наличия трех течений среди христиан: консервативного, реформистского и прогрессивного. Христиане, в частности католикм, часть духовенства все более активно участвуют в борьбе против фашистского террора, за демократические права. Они выступают на стороне народа, отвергая соглашения с реакцией и империализмом. С ними, как считают коммунисты, возможно и необходимо работать. В Декларации конференции компартий Латинской Америки и Карибского бассейна (Гавана, 1975 г.) говорится, что «диалог между верующими и марксистами способствует установлению единства действий в борьбе против империализма и угрозы фашизма и создает основу для длительного союза, который может привести к строительству нового общества» 8.
В заключительном документе Берлинской конференции коммунистических и рабочих партий (1976 г.) было вновь подчеркнуто, что католические силы, представители иных христианских религиозных общин и верующие других вероисповеданий играют важную роль в борьбе за мир, демократию, за права трудящихся. Коммунисты сознают необходимость диалога и совместных действий с этими силами, что является неотъемлемой составной частью борьбы за развитие Европы в демократическом духе, в направлении социального прогресса 9.
На встрече коммунистических и рабочих партий Европы, состоявшейся в Париже в апреле 1980 года, прозвучал призыв коммунистов к народам европейских стран к миру и разоружению. «Мы, коммунисты всех стран Европы,— говорится в призыве,— готовы, когда речь идет о борьбе за мир и разоружение, к любому диалогу, к любым переговорам, к любым совместным действиям. Мы хотим, чтобы с этой целью все миролюбивые силы объединились. Какими бы ни были наша национальность, наши убеждения, наш образ жизни, мы говорим вам всем, коммунистам, социалистам, социал-демократам, христианам, людям других вероисповеданий:
«Мир — это наше общее достояние!» 10.
В апреле 1981 г. состоялась встреча представителей коммунистических и рабочих партий арабских стран, где обсуждались актуальные проблемы арабского коммунистического и национально-освободительного движения, была также отмечена важность последовательного проведения в жизнь марксистско-ленинских принципов единства всех трудящихся. В заявлении коммунистических и рабочих партий арабских стран подчеркнуто, что «в борьбу против империализма, диктатуры, социального гнета и коррупции, за сохранение национальной независимости вовлекаются широкие общественные слои, в том числе и политические движения под исламскими лозунгами» п. Коммунистические и рабочие партии арабских стран стремятся объединить и скоординировать усилия с этими движениями, а также с патриотически настроенными религиозными деятелями ради достижения общих целей. В то же время коммунисты предупреждают о том, что империалисты и их пособники хотят использовать реакционные силы и движения, прикрывающиеся религией, для подрыва национального единства, насаждения антикоммунизма и вражды ко всякому социальному прогрессу, для разжигания религиозно-общинной розни. | |
Просмотров: 569 | |