Духовенство русской православной церкви стремится обелить в глазах верующих деятельность церкви в борьбе против науки. Церковники утверждают, будто православная церковь, в отличие от католической, никогда не выступала против науки и не преследовала ученых. «Христианская вера,— говорится в «Журнале Московской патриархии»,— никогда не отрицала пользы науки, необходимости и пользы знания. Случаи преследования некоторых ученых на Западе во время средневековой инквизиции были проявлением фанатизма отдельных лиц и папского властолюбия».
Однако русская православная церковь, так же как и католическая, вела беспощадную борьбу со всеми, кто подвергал сомнению или отрицал ее догматы.
В 1551 г. собор русской православной церкви запретил заниматься астрономией, назвав эту науку «еретической мудростью». В 1568 г. при участии духовенства была разгромлена первая русская типография И. Федорова п П. Мстиславца. В середине XVI в. талантливый русский самородок Никитка соорудил летательный аппарат. Его казнили за то, что он, по обвииепию церковников, якобы находился в «содружестве с нечистой силой». В 1580 г. Москва стала свидетельницей казни через сожжение врача Бомелия, которого обвинили в колдовстве. В 1682 г. на Красной площади разрубили на части доктора Гадена, занимавшегося изучением змей 1. Эти факты убедительно свидетельствуют о том, что по отношению к пауке и культуре русская православная церковь ничем не отличалась от католической церкви времен средневековой инквизиции.
Грандиозные успехи естественных и. общественных наук в наше время все очевиднее обнаруживают несостоятельность и абсурдность традиционного религиозного миропонимания. Научный и социальный прогресс вынудил православных богословов изменить свое отношение к науке. Церковь отказалась от открытой борьбы с наукой и пытается найти способы примирения религии с современными научными представлениями о природе и обществе.
Защитники православия стали теперь толковать о мнимом «союзе» христианской веры и научного знания. Достижения мировой науки в области овладения атомной энергией, освоения космоса и т. д. якобы стали возможны только потому, что по просьбе церковников «бог умудрил» ученых. Даже космические полеты церковь склонна считать своей заслугой. Руководители русской православной церкви заявили, что они молят всевышнего о даровании советским ученым, инженерам и космонавтам дальнейших плодотворных успехов в освоении космоса.
Все эти рассуждения защитников православия направлены на то, чтобы поднять в глазах верующих авторитет религии, показать, что церковь будто бы находится на уровне современных научно-технических задач. В действительности и в наши дни православная церковь, как и любая другая религиозная организация, стоит на прежних антинаучных позициях и насаждает невежественные взгляды и представления, проповедует идеи о невозможности познания глубипных законов природы и общества и использования их в интересах людей. Как и другие религиозные организации, она пропагандирует теорию «двойственной истины», считает, что вера выше знания, и уверяет, будто данные наук обосновывают истинность религиозных догматов.
Упования защитников православия на тесный «союз» науки и религии тщетны. Не может наука «доказывать» то, что ею давно уже преодолено, не может разум «подкреплять» неразумное. Вот почему богословы вынуждены в конце концов признать, что «между религиозным (идеалистическим) и коммунистическим (материалистическим) сознанием существует конфликт». Как бы ни старались церковники, им не удастся замаскировать того обстоятельства, что борьба религии против науки не прекратилась. Эта борьба продолжается, изменились лишь ее формы. Нет сомнения в том, что настоящее и будущее принадлежит разуму, науке.
Таким образом, все попытки православной церкви приспособиться к новым условиям жизни нашего общества имеют своей целью сохранить религию. Это приспособление свидетельствует о глубоком кризисе религиозной идеологии. Несмотря на утонченность и подчиненность, она по-прежнему антинаучна и реакционна. Идеология православия чужда высоким идеалам коммунизма, противоположна научному мировоззрению. Она питает религиозные предрассудки, сковывает активность людей, тормозит строительство коммунизма. | |
Просмотров: 533 | |