Богословы всех вероисповеданий пытаются доказать, что не только религиозные чувства, но и религиозные представления неотъемлемы от человека. Некоторые поборники веры в сверхъестественное находят зачатки религиозности даже у животных и на основе этого делают вывод, что религия существовала вечно.
Этот вывод ложен. Он опровергается данными антропологии (науки, изучающей происхождение человека и его биологическую природу), археологии (науки о прошлом человечества, основывающейся на изучении вещественных памятников древности) и других наук. Неопровержимо доказано существование длительного безрелигиозного периода в развитии общества.
Религия имеет социальные и гносеологические корни. Социальные (общественные) корни религии в период ее зарождения сводились к бессилию дикаря перед природой, что обусловливалось примитивностью орудий труда и низким развитием производительных сил в целом. Зависимые от природы, люди голодали, страдали от холода и зноя. О том, как жили люди в период зарождения религиозных верований, можно составить представление по описаниям быта малокультурных народов уже в близкое к нам время. Вот что рассказывает Ч. Дарвин о туземцах Огненной Земли, которых он посетил в 30-х годах XIX века: «Ночью эти люди, голые и едва защищенные от ветра и дождя здешнего бурного климата, спят по пяти, шести часов на сырой земле, свернувшись подобно животным. Как только наступит отлив, зимою ли, летом, ночью или днем, они должны подниматься, чтобы набрать моллюсков на камнях; женщины же либо ныряют за морскими ежами, либо терпеливо сидят в своих челноках и волосяными удочками с приманкой, по безо всякого крючка, время от времени резким движением вытаскивают мелкую рыбку. Если убьют тюленя или пайдут в море гниющий труп кита, то это уже праздник...».
Находясь в зависимости от природы, древние люди создавали представления о добрых и злых духах, которых можно умилостивить и тем самым облегчить свою участь. Так рождалась вера в иллюзорное, сверхъестественное.
С развитием производства зависимость людей от природы ослабевала. Но они подпадали под власть еще более грозной, чуждой и непонятной силы — силы классового угнетения. Вскрывая корпи религии в капиталистическом обществе, В. И. Ленин писал: «В современных капиталистических странах это — корни главным образом социальные. Социальная придавленность трудящихся масс, кажущаяся полная беспомощность их перед слепыми силами капитализма, который причиняет ежедневно и ежечасно в тысячу раз больше самых ужасных страданий, самых диких мучений рядовым рабочим людям, чем всякие из ряда вон выходящие события вроде войн, землетрясений и т. д.,—- вот в чем самый глубокий современный корень религии»
Процесс познания человеком окружающего его мира очень сложен. В. И. Ленин указывал, что подход человеческого ума к познанию отдельной вещи, постижение ее в понятии не есть простой, непосредственный, зеркальномертвый акт. Такой акт познания является сложным, раздвоенным, зигзагообразным, включающим в себя возможность отлета фантазии от жизни 1 2.
Отрыв фантазии от мира реальных вещей — важнейший гносеологический корень религии. Например, не умея понять подлинной причины болезни, но желая во что бы то ни стало это сделать, человек нередко олицетворял болезнь в виде какого-нибудь образа. Так, в сказании древних славян моровая язва олицетворена в образе страшной девы-чумы, бродящей по стране и всюду сеющей поголовную смерть. Роль фантазии в познании мира велика. Но чтобы она не отрывалась от реальных вещей, нужно опираться на общественную практику, пользоваться диалектико-материалистическим методом изучения явлений и процессов. Этот метод создали К. Маркс и Ф. Энгельс, а затем его развил и углубил В. И. Ленин.
Наши далекие предки не имели еще научного метода подхода к действительности. Да и общественная практика носила у них крайне ограниченный характер. Вот почему у первобытных людей возможность отлета фантазии от реального мира превращалась в действительность. Причем этот отлет совершался неосознанно, сопровождаясь появлением веры в чудеса, богов и тому подобные сверхъестественные явления и силы.
Анализ гносеологических корней религии показывает, почему она возникла позже появления самого человеческого общества. Отрыв фантазии от действительности стал возможен тогда, когда люди пытались осмыслить свое бессилие перед природой и тем самым преодолеть его. Но сама такая попытка предполагает умение мыслить абстрактными (отвлеченными) понятиями.
На самых же ранних ступенях развития общества мысли человека оформлялись в конкретные образы и представления, как бы сливались с мыслимыми вещами. Поэтому и веры в несуществующее, падприродное быть не могло. | |
Просмотров: 1396 | |