Исходя из определения марксистско-ленинского атеизма, можно отметить в нем две стороны: критическую и созидательную. Первая из них включает в себя критику религии, разрушение религиозных взглядов и представлений, вторая — предполагает формирование коммунистического мировоззрения, утверждение научного понимания действительности.
Будучи частью коммунистического мировоззрения, научный атеизм, по словам К. Маркса, не только отрицает бога, но и посредством этого отрицания утверждает бытие человека. Классики марксизма-ленинизма неоднократно подчеркивали, что религия дает человеку иллюзорное счастье, поэтому ее упразднение есть требование настоящего действительного счастья. Избавляясь от иллюзорной, кажущейся власти бога, человек становится хозяином своей судьбы, утверждает себя как личность и как творца. Освобождение от религии возвращает ему реальный мир, человеческие отношения. Все это осуществляется в процессе строительства коммунизма. Именно в коммунистическом обществе формируются подлинные человеческие отношения между людьми и человек получает действительное счастье вместо мнимого, иллюзорного, потустороннего, обещаемого религией. Немалая роль в этом принадлежит марксистскому атеизму, который кроме критики религии дает правильные, научно обоснованные ответы на вопросы о человеческой личности, о смысле жизни и назначении человека, об ответственности его перед обществом, о смерти и бессмертии. Отвечая на эти вопросы с позиций марксизма-ленинизма, научный атеизм способствует формированию человека коммунистического общества. При этом атеизм не только критикует и отрицает религиозные догматы, но и заменяет их в сознании верующих научным пониманием явлений окружающей действительности. Так, большинство верующих считает, что человек имеет смертное тело и бессмертную душу. Со смертью человека погибает якобы только тело, а душа переселяется в так называемый потусторонний мир для вечной жизни. Эта идея бессмертия души является для большинства религий центральной.
Если научный атеизм свести лишь к критике религии, то его задача ограничится доказательством несостоятельности идеи о бессмертии души. С помощью целого ряда специальных научных дпсцпплин сделать это не трудно. Под душой богословы обычно понимают человеческое сознание. Материалистами же доказано, что сознание есть свойство высокоорганизованной материи — головного мозга и не может существовать вне тела и без тела.
Однако практика показывает, что для преодоления религиозной идеи о бессмертии души такого доказательства недостаточно. Разубеждение человека в существовании души, в отсутствии потустороннего мира ставит его перед вопросами: как быть дальше? Чему верить? По какому пути идти?
Атеиот не должен оставлять верующего на распутье, наедине с подобного рода вопросами* Необходимо не только вскрыть ложность и несостоятельность идеи о бессмертности души, но и показать действительное человеческое величие, его подлинное бессмертие, заключающееся в земных делах, поступках самого человека. Атеисты должны помочь людям понять, что жизнь каждого человека не является чем-то пустым, ничего не значащим фактом, а представляет собой определенную ценность для существования всего общества.
Таким образом, отрицание бога, развенчание веры в сверхъестественные силы — лишь одна сторона атеизма. Другой, не менее важной его стороной является утверждение человеческой личности. К этому утверждению нельзя прийти без отрицания бога. Эти две стороны в научном атеизме всегда выступают вместе, в единстве. Однако на определенных этапах исторического развития каждая из них приобретает большее или меньшее значение. Так, при возникновении атеизма преобладала критика основных религиозных догм. В современных же условиях на первое место выступает его созидательная сторона, главной задачей которой является формирование у трудящихся атеистического мировоззрения, коммунистической нравственности. Это но означает, что критика религии может быть в какой-то степени снижена или ослаблена. Но при все возрастающей критике религии воспитательная функция научного атеизма должна преобладать. | |
Просмотров: 481 | |