Любая религия обусловлена обстоятельствами времени и места, определяется естественными причинами своего существования. Ее истоки находятся, по словам К. Маркса, не на небе, а на земле. Она изменяется под влиянием сдвигов социально-экономического, политического, культурного и научного характера. Ломка старых теорий и былых традиций неизбежна, если они потеряли прежнюю питательную почву. Поэтому с каждой новой исторической эпохой религия меняла свой лик. «Даже самый последовательный христианин,— писал Ф. Энгельс,— не может вполне эмансипироваться от условий нашего времени; время принуждает его вносить изменения в христианство» *. Мировосприятие верующих зависит от усвоенных традиций и условий, в которых они живут. Эти условия постоянно меняются, поэтому в религиозном комплексе неизбежны нововведения. Такого рода изменения религии совершаются стихийно и закономерно в сознании и поступках всей массы верующих.
Прогрессивное развитие общества медленно и неуклонно ведет к состоянию, когда религия навсегда исчезнет с исторической арены. В этом убеждает опыт истории. Однако нельзя думать, что религия автоматически и очень скоро отомрет сама собой. У нее есть много защитников: теологи, религиозно настроенные философы, государственные деятели, буржуазные пропагандисты. Через повседневную деятельность церковных, политических и идеологических организаций они стремятся любой ценой сохранить религию. Особенно активную роль в упрочении позиций религии играют профессиональные служители культа. Стихийно возникающим в сознании всех верующих идеям и представлениям, чувствам и настроепиям служрттели культа придают систематический, завершенный вид, подводят под них теоретическое обоснование, облекают в паукообразную оболочку. При этом формирование всего религиозного комплекса идет по желаемому руслу, ради каких-то групповых целей, в конечном счете ради сохранения той или иной религиозной системы. Такое активное и вместе с тем осознанное влияние на верования масс, изменение и формирование стихийно возникающей религиозной веры, постоянное корректирование различных ее элементов в соответствии с нуждами момента как раз и означает приспособление религиозной системы к тем пли иным общественным условиям, к духу времени. С тех пор как появились служители культа и возникли церковные организации, т. е. начиная с эпохи рабовладения и до наших дней, не прекращается это приспособление. Оно осуществляется духовенством целенаправленно, заинтересованно, с учетом многих факторов социального, психологического, научного и культурного характера.
Таким образом, приспособление религии к тем или иным историческим условиям — широкое понятие. Оно охватывает собой все процессы и способы осознанного воздействия на религию, направленные на защиту и сохранение ее в новой обстановке, при новых условиях.
Приспособление религии в рамках эксплуататорского общества для культовых организаций не представляло особого труда: менялись формы эксплуатации, сама же
эксплуатация оставалась, на смену старым порядкам приходили новые, но и те и другие были основаны на господстве одних и порабощении других. Следовательно, социально-классовые корни религии оставались в неприкосновенности. Они с фатальной пепзбежпостью порождали иллюзорные представления, превратные чувства, культовые действия. Эти же причины производства и воспроизводства религии действуют и в современном буржуазном обществе. До тех пор, пока существуют классово-эксплуататорские отношения, бытие религиозных верований неизбежно. Поэтому духовенству приспособить религиозную идеологию к той или иной социальной обстановке эксплуататорского строя легче, чем в обществе победившего социализма. При социализме религиозным организациям значительно труднее сохранять свою идеологию. Они вынуждены пересмотреть арсенал средств идеологического воздействия на массы, отбросить в сторону те моменты своего социального учения, которые отвечают интересам эксплуататорских классов. Теперь уже не раздаются призывы типа: «Бога бойтесь, царя чтпте» или «Рабы, повинуйтесь господам вашим в страхе и трепете». Взамен старых лозунгов выдвигаются новые, в которых учитываются коренные изменения жизни нашего общества, взгляды и чаяния современных верующих.
Важной особенностью приспособления религии к новым социальным условиям является возрастанпе роли субъективного фактора в религиозной пропаганде. Если в царской России пли в современном буржуазном обществе сама действительность являлась и является активным пропагандистом и агитатором религии, то с революционным преобразованием этой действительности религия, по существу, потеряла под собой почву, а церковь лишилась своего союзника — эксплуататорского государства. Поэтому среди причин, препятствующих преодолению еще имеющих место религиозных верований, несомненно, не последнее место занимает практическая и в особенности идеологическая активизация служителей культа, их умение быстро находить новые формы и методы воздействия па разум и чувства людей.
В нашей стране достигнуты огромные успехи в воспитании нового человека, в формировании научного мировоззрения у каждого члена социалистического общества. Неуклонный массовый отход от религии, разрыв с церковью как рядовых верующих, так и священнослужителей — закономерный, все возрастающий процесс. Тем больше усилий приходится прилагать служителям культа для сохранения влияния религии и церкви на религиозно настроенную часть населения нашей страны.
Всякого рода подчистки религии делаются прежде всего для того, чтобы оградить и спасти ее от разрушительного влияния социалистической действительности и научного мировоззрения. Религиозные проповедники пытаются противопоставить этому влиянию активные и действенные контрмеры. Поэтому они неизбежно вступают на путь борьбы с коммунистическим мировоззренпем. Отсюда вытекает неодинаковый характер проявления приспособления религии в различные исторические эпохи. Если в условиях всякого эксплуататорского общества оно означало, в сущности, совпаденне социальной функции религии с социальной функцией господствующей идеологии и было направлено на защиту интересов эксплуататорских классов против интересов народа, то в обстановке социалистического общества приспособление религии к новым историческим условиям объективно означает борьбу с коммунистической идеологией. В этом состоит еще одна особенность приспособленческой деятельности религиозных организаций в условиях социализма.
Следующая особенность состоит в том, что если в прошлом богословы, приспосабливая религию к помещичье-буржуазному строю, для доказательства «истинности» религиозных догматов широко опирались на «отечественный» философский идеализм, то в настоящее время для той же цели им приходится использовать либо старые идеалистические теории, либо современную реакционную буржуазную идеалистическую философию, поскольку в нашей науке и философии нет места идеализму и мистике. О характере такого приспособления говорят, в частности, факты распространения церковниками и сектантами рукописных проповедей, трактатов, в которых даются ссылки на всякого рода сочинения идеалистического и мистического содержания. «В свете последцих научных достижений,— пишут, например, православные теологи,— бытие божие более очевидно, чем пятьдесят, тридцать и даже двадцать лет назад». В данном случае под «последними научными достижениями» имеются в виду идеалистические выводы из данных естествознания, к которым приходят многие философы-идеалисты.
Немаловажная особенность деятельности религиозных организаций в нашей стране состоит в следующем. Распространяя иллюзорные взгляды, они вынуждены ориентироваться главным образом на малограмотных верующих, которым, по существу, недоступно понимание тонкостей вероучения. Эти люди верят преимущественно по традиции, а не по убеждению, у них чувство преобладает над разумом. Для них религия — прежде всего безрассудная вера, духовная услада, а не размышление о том, что такое бог. Служители культа на каждом шагу убеждаются в том, что для таких верующих сама по себе пропаганда религиозных догматов даже в их модернизированном виде не приносит желаемого результата, так как «истины» веры остаются непонятыми неразвитым мышлением.
В связи с этим во всех религиозных организациях наметилась тенденция к усилению эмоционально-психологического воздействия на верующих через систему культово-обрядовых действий. Все элементы культа (иконы, кресты, слова молитв, хор, проповеди, обряды и т. д.) несут большую идейную нагрузку и превращаются в руках проповедников в мощное средство воздействия на психику человека. Усилия защитников религии в области культа направлены на то, чтобы при помощи тщательно разработанной системы богослужебного ритуала подавить критически рассудочную деятельность человека, углубить смутный поток религиозных переживаний и тем самым на какое-то время отодвинуть срок неминуемой гибели религии. Наилучшим образом подготовить почву для восприятия религиозного мировоззрения и сохранить его — такова в конечном итоге цель религиозного культа. Он превращается в основное средство пропаганды религиозных взглядов. Именно поэтому с верующими необходимо вести постоянную разъяснительную работу. | |
Просмотров: 685 | |