Религиозное сектантство (лат. secta — школа, учение) — общее название религиозных организаций и групп (сект), возникающих и развивающихся внутри того или иного религиозного направления и отличающихся от него какими-нибудь особенностями в вероучении, культе. Понятие «секта» во многих отношениях условно. Религиозные течения, возникшие вначале как секты, в дальнейшем стали мировыми религиями (например, буддизм, христианство). Кроме того, религиозные направления, существующие в одних странах в качестве сект, в других выступают как церкви и пользуются поддержкой правящих классов (например, баптисты в США). Следовательно, принципиального отличия церкви от религиозного объединения типа секты нет.
Секты имеются в иудаизме, буддизме, исламе, христианстве и других религиях.
Сектантство явилось своеобразной религиозной формой протеста против системы классового угнетения и, как правило, против господствующей церкви.
С развитием капитализма и выступлением на историческую арену пролетариата, вооруженного идеологией научного социализма, протест в религиозной форме терял свое значение. Наиболее сознательные представители трудящихся, в том числе и из сектантских низов, становились в ряды участников революционной борьбы. Руководство сектами постепенно перешло в руки капиталистов, помещиков, купцов и кулаков. Сектантские проповедники враждебно встретили Октябрьскую революцию. Они злобно клеветали на Коммунистическую партию и Советское государство, призывали верующих не служить в Красной Армии, бойкотировать мероприятия Советской власти. Убедившись в провале своих надежд на восстановление эксплуататорских порядков в нашей стране, они объявили о своем лояльном отношении к Советскому государству.
По своему правовому положению секты в нашей стране разделяются на две группы. Одни из них в соответствии с Конституцией СССР пользуются правом свободного отправления религиозных обрядов (баптисты, адвентисты седьмого дня и др.). Другие же в силу антисоветской направленности и изуверского характера культа запрещены (иеговисты, баптисты-раскольники, пятидесятники и др.). Сектантство — исключительно пестрая разновидность религиозных верований. Главная его особенность состоит в стремлении сделать религию внутренним миром верующего человека, поставить ее на первое место «в мыслях, чувствах и делах». Типичными для сектантства являются такие черты, как фанатизм, замкнутость внутри общин, нетерпимость к инакомыслящим, психология избранничества, нередко аскетическое неприятие многих сторон общественной жизни. Сектанты используют самые разнообраз-дые средства идейного и эмоционального воздействия на человека (утешение, запугивание, подкуп). Тем не менее общая численность сектантов за годы Советской власти сократилась вдвое.
В нашей стране наибольшее распространение получили секты баптистов, пятидесятников, адвентистов седьмого дня и некоторые другие.
Евангельские христиане-баптисты. Баптисты —наиболее многочисленная христианская секта. В 1944— 1945 гг. в результате объединения нескольких близких между собой по вероучению сект — евангельских христиан, баптистов и части пятидесятников — образовалась так называемая Церковь евангельских христиан-баптистов во главе с Всесоюзным советом евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ), находящимся в Москве.
Баптизм возник как радикально-протестантское буржуазное течение. Первые его общины появились в Англии в 1611—1612 гг. С самого начала баптизм проповедовал религиозные идеи смпрепия и неприятия классовой борьбы. Естественно, что буржуазия использовала баптизм в своих интересах, как одно из средств одурманивания трудящихся масс.
С развитием капитализма баптизм распространился по всему миру. В 1905 г. образовался Всемирный союз баптистов. Особенно выросла секта в эпоху империализма, став политическим орудием буржуазной реакции. Большинство баптистов (около 20 млн.) проживает в США. Там же находится и центр баптистов. Во всех буржуазных странах баптисты тесно связаны с крупным капиталом и открыто защищают интересы эксплуататоров.
В Россию баптизм проник в 60-х годах XIX в. из Германии и распространился в южнорусских губерниях, Закавказье и Поволжье. В Белоруссии первая община баптистов возникла на Гомелыцине в 70-х годах XIX в. Несколько позднее баптизм распространился по всей территории Белоруссии. Социальной опорой баптизма были прежде всего зажиточные слои деревни и мелкая буржуазия города. Попадала под его влияние и часть кресть-ян-бедняков. В 1916 г. в России насчитывалось около 60 тыс. баптистов.
Во главе баптизма стояли главным образом представители крупной буржуазии. В годы первой русской революции они открыто заявили о своей преданности царскому самодержавию. Верхушка баптистов враждебно встретила Октябрьскую революцию, а после ее свершения выступила в баптистском журнале «Слово истины» с призывом к свержению Советской власти. Только в 1926 г. под давлением рядовых верующих баптистские организации заявили о своей лояльности к Советскому государству.
Центральное место в вероучении баптистов занимает положение о спасительной миссии Христа, который якобы как сын божий умер за грехи людей и тем самым примирил их с богом-отцом, дал им надежду на «спасение», получение загробного рая. Но для этого от баптиста требуется безрассудная, фанатичная вера в Христа и прежде всего в саму идею «спасения». Вероучение баптистов основывается на Библии, которая признается божественным откровением и единственным источником для руководства не только в делах веры, но и повседневной жизни.
Баптисты совершают следующие обряды: крещение, хлебопреломлепие и рукоположение пресвитеров. Большое значение баптисты придают обряду крещения. Ему предшествует длительная обработка «приближенного», т. е. желающего вступить в секту. «Приближенный» посещает молитвенные собрания, выполняет отдельные поручения общины, платит взносы. Когда община убеждается, что «приближенный» «духовно» приобщен к ней, верит в Христа, то совершает над ним водное крещение. Обряд состоит в том, что пресвитер окунает вступающего в секту в воду и совершает над ним молитву.
В культе баптистов молитве отводится особое место. От верующих требуют молиться «определенно, четко и ясно» всегда, при любых обстоятельствах, так как через молитву якобы поддерживается общение с Христом. Баптисты признают только те христианские праздники, которые связаны с евангельскими мифами о Христе: рождество, крещение, пасху и др. У них есть также свои особые праздники: день жатвы, день единства. Обряды и праздники баптистов играют важную роль в поддержании религиозного фанатизма, закреплении антинаучного мировоззрения.
Община баптистов организована на принципе прямого членства. Члены общины называют друг друга братьями и сестрами. Каждый верующий имеет обязанности. Принцип членства позволяет руководству секты держать верующих в состоянии повышенной религиозности, воспитывать в них индивидуализм. Все, что выходит за рамки жизни общины, объявляется суетным и греховным. Каждому баптисту вменяется в обязанность пропагандировать баптизм, подбирать и вербовать новых сторонников.
Руководство всеми общинами ВСЕХБ осуществляет через журнал «Братский вестник». Кроме того, в общины рассылаются циркулярные письма и командируются старшие пресвитеры. Центральное руководство непосредственно назначает пресвитеров по республикам, краям, областям. Эти служители по своим функциям почти ничем не отличаются от православных и католических епископов.
Исполнительным органом общины является совет, во главе которого стоит избираемый из мирян пресвитер. Каждая община имеет также своих проповедников и дьяконов, функции которых иногда исполняют женщины. К пресвитерской должности женщины не допускаются.
Утонченная религия баптистов, как и всякая религия,— вреднейший пережиток прошлого. Проповеди и песнопения баптистов проникнуты презрением к реальной жизни. Проповедники призывают верующих радоваться болезням и смерти, так как они якобы приближают их к «настоящей жизни».
Баптисты формально не отрицают труд. Однако в их проповедях подчеркивается, что для достижения загробного блаженства нужна прежде всего вера в бога. Царство небесное, утверждают баптистские проповедники, дается по милости божией, которую можно снискать лишь «трудом молитвенным». Крепость веры, молитва ставятся, таким образом, выше трудовых обязанностей. В «молитвенном труде» баптистов отсутствует самое главное: забота об общем благе и счастье. Так называемая нравственность | |
Просмотров: 741 | |