Богословы и многие буржуазные историки утверждают, что иудейская религия имеет «божественное» происхождение, вследствие чего у нее нет никаких исторических корней. В их изображении евреи в силу особой «божьей милости» сохранили иудаизм неизмененным до нашего времени. Эти утверждения богословов полностью противоречат историческим фактам. В действительности иудейская религия на протяжении столетий подвергалась значительным изменениям, меняла свое содержание и форму в зависимости от развития социально-экономических условий жизни общества.
Древние стадии развития иудейской религии отражены в Библии. Поэтому принято говорить о библейском иудаизме. Библия делится на две части: Ветхий завет и Новый завет. Христиане признают священными обе части Библии, приверженцы же иудаизма считают священным писанием лишь Ветхий завет.
В эпоху родового строя у еврейских племен получил широкое распространение тотемизм — одна из наиболее ранних форм религии. Существовала также вера в добрых и злых духов, которым приносили угощения и жертвоприношения. С течением времени возникла вера в духов предков. Потомки наделяли своего умершего предка сверхъестественной силой, поклонялись ему как божеству. Ко времени родового строя относится зарождение у евреев религиозных праздников, среди которых первое место занимала пасха (песах). К глубокой древности относится также празднование нового года и тесно связанного с ним «дня очищения» (иом-кипур). С развитием классового общества религиозные представления иудеев усложнялись. Место прежних многочисленных духов занимали боги. В еврейском пантеоне постепенно стал выделяться древний бог Ягве. С переходом евреев от кочевого скотоводства к оседлому земледелию их праздники наполнялись новым содержанием. Пасха, являвшаяся вначале скотоводческим празднеством, слилась с земледельческим праздником начала жатвы. Приблизительно в VII в. до н. э. жрецы связали пасху с исторически не обоснованной легендой об «исходе» евреев из Египта под предводительством мифического Моисея.
По мере усложнения культа жречество все сильнее угнетало и порабощало народные массы. Жрецы выступали против нововведений, поддерживали различные суеверия, требовали строжайшего соблюдения религиозных обрядов и пищевых запретов. Они пропагандировали реакционную идею о «богоизбранности» еврейского парода. Под давлением жрецов царь Иосия в 621 г. до н. э. произвел централизацию культа, сводившуюся к усилению роли Иерусалимского храма и его жречества в религиозной жизни иудеев.
В силу ряда исторических условий у иудеев рано зародились идеи мессианизма и эсхатологии. Под мессианизмом обычно разумеют веру в грядущего божественного спасителя, а под эсхатологией — ожидание конца света и посмертного вознаграждения. В Ветхом завете религиозное утешение преподносится в форме реально ожидаемого лучшего будущего, мессия выступает как реальное лицо. Вплоть до конца III в. до н. э. его изображали как продолжателя династии царя Давида, верили, что мессии удастся создать сильное еврейское государство. С течением времени мессия начинает вырисовываться как существо сверхъестественное, пребывающее в небесной сфере.
В первые столетия нашей эры окончательно сложилась та форма иудейской религии, которая в основном сохранилась до нашего времени. Главные ее положения тщательно разработаны в Талмуде и раввинской литературе. Талмуд составлялся и редактировался в Палестине и Вавилонии в течение примерно от IV — III вв. до н. э. до VI в. н. э. Он возник в результате необходимости приспособить старое религиозное учение и библейское законодательство к новым условиям жизни евреев.
Через все трактаты Талмуда проходит реакционная идея о ничтожестве человека и его греховности. Авторы этих трактатов призывают людей заботиться исключительно об избавлении от грехов н подготовке души к переходу в небесное царство. Талмуд опутывает верующих бесчисленными ограничениями, запретами и религиозными законами. Он требует от них исполнения всевозможных обрядов и обычаев. На протяжении столетий Талмуд использовался раввинами для религиозного воспитания людей.
При феодализме, как и в более раннюю эпоху, в среде еврейских трудящихся масс получили широкое распространение идеи мессианизма. В различных странах появлялись лица, которые объявляли себя посланцами неба, мессиями, призванными восстановить еврейское царство. Одни из них были обманщиками и авантюристами, сознательно использовавшими темноту и легковерие народных масс, другие поддавались самообману, верили в мессианский характер своей деятельности. Мессианство часто служило формой выражения протеста обездоленных масс против социального гнета и политического бесправия.
В средневековой Европе раввины, подобно духовенству других религий, были врагами просвещения, науки и культуры, преследовали передовых мыслителей и ученых. Ярким примером мракобесия раввинов является трагическая смерть по их вине крупного философа Уриэля Ако-сты. Еще один пример их фанатизма и нетерпимости — преследование ими знаменитого философа-материалиста Бенедикта Спинозы. За критическое отношение к религиозным идеям и обрядам раввины Амстердама в 1656 г. отлучили мыслителя от синагоги. В своей травле философа они пользовались поддержкой духовенства всех вероисповеданий.
В конце 30-х годов XVIII в. среди еврейского населения Волыни, Подолии и Галиции возникла секта хасидов («благочестивых»), ставшая впоследствии основой обширного религиозного движения, известного под названием хасидизма. По утверждению хасидов, первое место в религии следует отвести не догмам и обрядам, а религиозному чувству. Изучение «священных книг» полезно лишь в том случае, если оно способствует поднятию религиозного настроения. Те праведники, которые тщательно исполняют библейские заповеди и полностью осуществляют принцип слияния человека с богом, становятся цадиками («святыми старцами»). В движении хасидизма на начальном этапе его развития проявлялся протест еврейской бедноты против эксплуатации духовной и светской знатью. В течение короткого времени хасидизм охватил еврейское население не только Подолии, Волыни и Галиции, но и Литвы, Белоруссии, Румынии и Венгрии. Быстрое распространение хасидизма во второй половине XVIII в. привело в большое беспокойство раввинов. Они вступили на путь жестоких преследований последователей нового религиозного учения. Борцы против хасидизма, т. е. сторонники раввинизма и официальной синагоги называли себя миснагедамц (противоборствующими).
Борьба раввинов с хасидами привела к тому, что последние порвали с официальной синагогой и образовали особые религиозные общины во главе с цадиками. В первой половине XIX в. около 50% еврейского населения в Царстве Польском, Галиции, Румынии и Венгрии причисляло себя к хасидам. Цадики эксплуатировали еврейскую бедноту не менее бесцеремонно, чем раввины. Во второй половине XIX в. хасиды и миснагеды постепенно примирились, хотя до воссоединения дело не дошло.
На протяжении XIX в. среди еврейского населения ряда стран Западной Европы и США получило широкое распространение движение, направленное к реформе иудейской религии. Оно было вызвано стремлением еврейской буржуазии приспособить иудаизм к социально-экономическим и политическим условиям капиталистического общества. Реформисты утверждали, что религиозные обряды должны постоянно менять свое содержание в зависимости от духа и запросов времени. В соответствии с этим они считали необходимым отказаться от стеснительных предписаний раввинов, от явно отживших и нелепых обрядов. В реформированных синагогах служба велась на языке той страны, на территории которой они находились.
Наиболее широкое распространение реформированный иудаизм получил в Англии и США, где иудейские общины стали делиться на «ортодоксальные» и реформированные. Первые продолжали придерживаться традиционных догматов и обрядов талмудического иудаизма, вторые требовали их изменения применительно к новым социальным условиям жизни евреев. Как «ортодоксальные», так и реформированные синагоги защищали интересы еврейской буржуазии. В царской России еврейские трудящиеся были обречены па бесправие п пищету. Царизм насаждал антисемитизм, стремился пе допускать участия еврейских рабочих в революционной борьбе совместно с пролетариями других национальностей. Подвергая всяческим преследованиям еврейскую бедноту, царское правительство давало большую свободу еврейским богачам и служителям культа, которые жестоко эксплуатировали еврейских трудящихся и держали их в невежестве. Еврейские капиталисты находили общий язык с капиталистами других национальностей России в деле наживы и эксплуатации рабочих. В. И. Лепин писал: «Посмотрите на капиталистов: они стараются разжечь национальную вражду в «простом пароде», а сами отлично обделывают свои делишки: в одном и том же акционерном обществе — и русские, и украинцы, и поляки, и евреи, и немцы. Против рабочих объединены капиталисты всех наций и религий, а рабочих стараются разделить и ослабить национальной враждой!»
Еврейские капиталисты отпускали большие деньги на строительство синагог, оказывали материальную помощь служителям религиозного культа. Иудейское духовенство со своей стороны защищало интересы эксплуататорских группировок, верно служило еврейской буржуазии. Раввины ненавидели социалистов, выступали против революционного движения. Они подносили царю Николаю II свитки Торы, в синагогах молились за здравие и благополучие представителей царствующей династии.
Иудейское духовенство держало в невежестве еврейское население, препятствовало проникновению в его среду прогрессивных идей.
В подчинении у духовенства находилась еврейская начальная религиозная школа (хедер). Обучение в ней сводилось преимущественно к чтению и толкованию Библии, Талмуда и иных текстов на древнееврейском языке. Метод преподавания противоречил элементарным требованиям педагогики. Меламеды (учителя) требовали, чтобы дети механически зазубривали текст, а затем переводили его на разговорный еврейский язык. Духовенство использовало хедер для распространения среди трудящихся религиозной идеологии и подавления их стремления к светскому образованию. Реакционная деятельность иудейского духовенства открыто поддерживалась буржуазно-националистической партией сионистов. Эта партия выступала против участия евреев-трудящихся в революционном движении, стремилась отвлечь их от общей борьбы рабочего класса различных национальностей против царизма и капиталистического строя. С иудейскими клерикалами заигрывали также бундовцы, члены националистической еврейской организации, отражавшей мелкобуржуазные тенденции в рабочем движении. Сознательная часть еврейских народных масс все более и более убеждалась в реакционной сущности иудаизма, протестовала против засилья духовенства, все чаще включалась в революционное движение. Наиболее передовые люди еврейского народа связали свою судьбу с партией большевиков.
На протяжении веков иудаизм, как и любая иная религия, освящал частную собственность на средства производства. Иудейское духовенство всегда стремилось отвлечь трудящихся от борьбы за уничтожение социального неравенства и политического гнета. С этой целью оно распространяло библейские сказки о существовании рая и ада, призывало верующих заботиться лишь о подготовке души к переходу в загробное царство. Раввины неизменно проповедовали среди трудящихся идеи классового мира и всепрощения, смирения и покорности перед эксплуататорами, перед судьбой и божьей волей.
В современных капиталистических странах иудейская религия по-прежнему находится на службе реакционных классов и правительств. Иудейские религиозные организации защищают буржуазную собственность, призывают рабочих примириться с социальным неравенством, выступают против революционного движения трудящихся, воспитывают верующих в духе вражды к коммунизму.
После второй мировой войны иудаизм переживает глубокий кризис. Во всех капиталистических странах наблюдается упадок влияния иудейской религии на еврейское население. Народные массы все больше убеждаются в том, что иудаизм служит реакционным классам, что он используется капиталистами для затемнения сознания трудящихся.
В Израиле иудаизм является государственной религией. Духовенство находится там в привилегированном положении и вмешивается в различные сферы жизни граждан. В школах дети воспитываются в религиозном духе, а на страницах газет и журналов и по радио пропагандируются богословские идеи. По делам семейного и наследственного права действуют законы Библии и Талмуда. Например, законным считается только религиозный брак. Женщина лишена права на получение наследства. Расторжение брака не допускается, если на это нет согласия мужа. В Израиле существуют клерикальные партии, которые имеют своих представителей в кнессете (парламенте). Они совместно с раввинами поддерживают агрессивную политику правящих кругов и тесно связаны с сионистским движением.
Сионистское движение уже с момента своего возникновения добивалось контакта с иудейской религией и ее служителями. После создания государства Израиль лидеры сионизма еще в большей мере стараются использовать иудаизм и клерикализм в своей внутренней и внешней политике. Они на все лады пропагандируют идею единства национального и религиозного элементов в сионизме. В своей агрессивной политике они широко используют тезис иудаизма о богоизбранности еврейского народа.
Иудейские клерикалы враждебно встретили Великую Октябрьскую социалистическую революцию. Во время гражданской войны, а также в годы индустриализации и коллективизации многие из них вели антисоветскую деятельность. Однако под влиянием социалистической действительности иудейское духовенство постепенно заняло лояльные позиции по отношению к Советской власти. Это не значит, что иудаизм перестал играть реакционную роль в нашей стране.
Очагами распространения религиозных верований среди еврейского населения являются обычно синагоги. В них хозяйничают священнослужители, которые требуют пожертвований от всех верующих, желающих совершать те или иные религиозные обряды. Эти пожертвования служат источником наживы для служителей культа.
В СССР подавляющее большинство еврейского населения, поняв вред и антинаучную сущность иудейской религии, навсегда порвало с ее обрядами и обычаями. Однако еще есть отсталые люди, которые посещают синагогу и исполняют религиозные обряды. Путем распространения научных знаний и последовательной атеистической пропаганды необходимо помочь верующим евреям освободиться от религиозного дурмана. | |
Просмотров: 548 | |