Главной книгой буддистов является Трипитака (Типитака), в которой, по мнению верующих, записано учение самого Будды в изложении его учеников. Трипитака в переводе с санскритского означает «тройная корзина». Вероятно, тексты, писавшиеся первоначально на пальмовых листьях, держались когда-то в плетеных корзинах.
В первой части Трипитаки (Винае-питаке) изложены приписываемые Будде поучения, принципы организации буддийской монашеской общины, правила поведения монахов. Вторая часть (Сутта-питака) посвящена буддийскому вероучению. Она содержит религиозные сочинения в виде притч, поучений, легенд, поэм и т. д. В третьей части (Абхидхамме-питаке) раскрываются религиозно-философские и этические идеи, будто бы высказанные Буддой.
В 1871 г. специальный буддийский собор после сверки различных вариантов и переводов выработал унифицированный текст Трипитаки. Затем этот текст был воспроизведен на 729 мраморных плитах. Составленные в храме, они представляют собой своеобразный городок-библиотеку — Кутодо — место, почитаемое всеми буддистами мира.
Формы культа в буддийской религии многообразны. Из обрядов и обычаев, которые сохранились у буддистов, проживающих на территории нашей страны и исповедующих ламаизм, следует отметить дзул-хурал, так называемый святильный обряд. Сущность его сводится к покаянию верующих перед изображением бога за все случаи плохого обращения с домашними животными, поскольку в животном, по верованиям буддистов, может жить умерший когда-то родственник. Обряд найдани-хурал посвящается отшельникам (найданам), возведенным в ранг божеств.
Большое место в ламаизме занимает поклонение «святым местам», которые посещаются верующими с целью избавления от разных недугов. В каждом жилище верующего бурята, калмыка, тувинца на почетном месте находится семейный алтарь с различными предметами культа. Среди приверженцев ламаизма сохраняются молитва, вера в талисманы, гадания и обряды, сопровождающие смерть и погребение.
Из праздников, наиболее известных и соблюдаемых до сих пор в ламаизме, популярен цагалган. Он посвящен «двенадцати чудесам Будды». Цель этого праздника — внушить верующим идею исключительности буддизма. Самым пышным из проводимых в дацанах праздников является Майдари-хурал. Проводится он с целью ускорения прихода грядущего Будды-Майдари, который установит «счастливую и радостную жизнь». Эти и другие праздники и обряды наносят огромный вред. Они сковывают волю людей, их устремленность к познанию и изменению мира, отвлекают трудящихся от активного участия в строительстве коммунистического общества.
В целом буддизм как религия во всех его формах, приспосабливаясь к новым условиям, увековечивает несправедливые социальные порядки на земле. | |
Просмотров: 1019 | |