Ислам и его основные направления

Ислам возник в Аравии в начале VII в. в период разложения первобытнообщинного строя и образования классового общества. В племенах происходило усиление родовой знати и оскудение и разорение рядовых членов племени. Одновременно происходило объединение племен в крупные союзы, что способствовало образованию государства. Почитание каждым племенем своих божеств не соответствовало новым социальным условиям арабского общества. Процесс имущественного расслоения и политической централизации племен вызывал необходимость создания единой монотеистической религии. Такой религией стал ислам (от арабского слова «покорность»). Последователей нового вероучения стали называть мусульманами, т. е. «преданными».

 

Основателем ислама считается мекканец Мухаммед. О его жизни и деятельности сохранилось мало достоверных сведений. Согласно преданию, он выступил в роли проповедника в своем родном городе около 610 г. Однако в Мекке ислам получил незначительное распространение. В 622 г. произошло переселение Мухаммеда и мекканских мусульман в Медину. Здесь они создали общину, которая стала центром объединения сторонников ислама. Мусульмане начали нападать на мекканские торговые караваны. Это привело к вооруженной борьбе между приверженцами Мухаммеда и мекканцами. В 630 г. Мекка сдалась и ее жители приняли ислам. Образовалось огромное феодальнотеократическое государство — халифат.

 

Содержание ислама периода его возникновения изложено в Коране — «священной» книге мусульман. В нем содержатся правовые нормы и предписания, различные поучения, рассказы, мифы, легенды и сказания. В Коране многобожие рассматривается как тяжкий грех. Единственным «истинным» богом признается Аллах. Коран, как и Библия и Талмуд, распространяет антинаучные учения о происхождении мира и человека. В Коране эксплуататорское общество и социальное неравенство признаются божественными установлениями. Он предписывает мусульманам совершать ежедневные молитвы, соблюдать пост, предпринимать паломничества в Мекку.

 

В VII—-VIII вв. арабы завоевали обширные территории, которые стали провинциями халифата. Эти завоевания способствовали распространению ислама среди покоренного населения.

 

Уже в первое столетие своего существования новая религия претерпела значительные изменения, явившиеся следствием развития социально-экономических условий общества. Около середины VII в. возникла сунна — мусульманское «священное предание», представляющее собой совокупность рассказов (хадисов) о действиях и изречениях пророка Мухаммеда. Во второй половине IX в. она была кодифицирована, из огромной массы хадисов были отобраны те, которые находились в соответствии с интересами мусульманских феодалов. Сунна, наряду с Кораном, заняла важное место в священной литературе ислама.

 

Приверженцы раннего ислама были сторонниками грубого антропоморфизма 1 и примитивного детерминизма2. Они представляли Аллаха в виде человекообразного существа, полагали, что все их мысли и действия заранее предопределены богом. Считая Коран предвечной книгой, они утверждали, что ислам не нуждается ни в каком обосновании. Такие представления, возникшие в Аравии в период распада первобытнообщинного строя, не соответствовали религиозной идеологии феодального общества. Кроме того, распространение ислама наталкивалось на серьезное сопротивление христианства, иудаизма, зороастризма и других религий, уже имевших разработанную систему вероучения. Все эти обстоятельства вызвали необходимость в создании мусульманского богословия (калама).

 

Большую роль в разработке богословия сыграли мута-зилиты 3 — представители просвещенных кругов в Багдадском халифате. В конце VIII в. они решительно выступили против мутакалимов — косных ортодоксов 4, сторонников буквального толкования религиозных догматов Корана. Отстаивая право на рационалистическое 5 объяснение предписаний и установлений ислама, мутазилиты отвергали явно антропоморфные представления об Аллахе, отбрасывали тезис о предопределении богом всего происходящего в мире. В противовес ортодоксам, считавшим Коран предвечно существующим, они рассматривали его только как одно из творений бога. Вместе с тем мутазилиты стремились с помощью разума обосновать мусульманские догматы о единобожии, о посмертном воздаянии и т. д.

 

Аббасидскин халиф Мамун (813—833) и его ближайшие преемники на престоле пытались па протяжении первой половины IX в. насильственным путем распространить учение мутазилитов. Однако принудительные меры ни к чему не привели. Ортодоксальное вероучение было официально восстановлено, а на мутазилитов обрушились репрессии и гонения. Тем не менее некоторые их аргументы и понятия были приспособлены к правоверной догматике, послужили некоторой основой для мусульманского схоластического богословия, основоположником которого считается Ашари (ок. 873—935), бывший видный мутазилит, перешедший в лагерь ортодоксов.

 

В VIII—IX вв. в низших слоях мусульманского духовенства возникло мистико-аскетическое направление, известное под названием суфизма. Его приверженцы верили в возможность непосредственного единения с богом с помощью молитв и обрядов. Они восхваляли бедность, осуждали корыстолюбие и жадность богачей, проповедовали отказ от земных благ. Призывами к аскетизму и отшельничеству суфии отвлекали угнетенные массы от борьбы с господствующей верхушкой. Все же иногда суфизм использовался как форма для антифеодальных движений низов городского населения. Имели место случаи, когда поэты объявляли себя суфиями, чтобы под формой суфизма скрыть свои вольнодумные воззрения.

 

В XII в. были созданы организационные формы суфизма в виде монашеских орденов. Их члены, дервиши, проживали в монастырях. Растущая популярность суфизма побудила реакционного богослова Газали (1058—1111), одного из столпов мусульманского правоверия, включить некоторые его элементы в ортодоксальный ислам. К этому времени суфизм потерял оппозиционный характер.

 

Уже во второй половине VII в. в мусульманстве произошел раскол, в нем образовались два основных направления: суннизм и шиизм. Основной причиной раскола явилась борьба за власть в халифате между группировками господствующего класса. Упомянутые направления существуют до настоящего времени, причем подавляющее большинство мусульман составляют сунниты. Только в Иране, Йемене и Южном Ираке численно преобладают шииты.

 

Сунниты почитают пророка Мухаммеда, четырех «правоверных» халифов — Абу-Бекра, Омара, Османа, Али, а также их преемников — представителей Омейядской и Аббасидской династий. Шииты же считают, что все суннитские халифы, кроме Али, были узурпаторами. Этим халифам они противопоставляют двенадцать своих имамов, потомков Али и Фатимы, дочери Мухаммеда. Шииты, как и сунниты, признают Коран «божественным откровением», но добавили к этой книге еще одну суру (главу) — «Два светила», под которыми разумеют Мухаммеда и Али. В сунне они признают только те рассказы, которые возводятся к Али и его сторонникам. Кроме того, шииты имеют свое особое священное предание — хаберы, или ахбар. Характерным признаком шиизма является культ мучеников, каковыми объявлены все имамы.

 

Во второй половине VIII в. в лоне шиизма возникла секта исмаилитов. Достоверные сведения о ней имеются только с конца IX в. По-видимому, именно в это время сложились ее идеология и организация. Исмаилиты признают только семь имамов, в отличие от последователей основного течения шиизма, признающих двенадцать имамов. Поэтому первых называют семеричниками, а вторых— двунадесятниками.

 

В религиозно-философском учении исмаилитов имеются некоторые элементы буддизма и неоплатонизма *. Согласно учению исмаилитов, Аллах, не имеющий ни образа, ни свойств, недоступен человеческому пониманию. Он породил мировой разум, который в свою очередь создал мировую душу. Мировая душа породила видимый мир, доступный восприятию. Земным воплощением мирового разума, проповедниками «божественной истины» были пророки Адам, Авраам, Ной, Моисей, Иисус Христос, Мухаммед и Исмаил. Каждый из них являлся олицетворением определенной стадии божественного откровения, центральной фигурой соответствующего периода истории человечества. Земным воплощением мировой души были имамы. Они наследовали душу Мухаммеда и Али, вследствие чего обладали способностью толковать и разъяснять скрытый смысл проповедей пророков.

 

Общины исмаилитов имеются во всех странах распространения ислама. Наибольшим влиянием они пользуются в Индии, Сирии, Иране, Афганистане. Йемене, на Занзибаре, в Восточной Африке и в Средней Азии.

 

На протяжении VII—XII вв. разрабатывалось феодально-мусульманское право — шариат. Его источниками были Коран, сунна, иджма (высказывания проповедников ислама) и кыяс (толкование Корана и сунны). Шариат содержит нормы государственного, наследственного, обязательственного, уголовного и семейного права, предписания о судопроизводстве и опеке, о религиозных обрядах и поборах. Шариат объявляет божественным установлением частную собственность на недвижимое и движимое имущество, проповедует учение о предопределенности человеческой судьбы, провозглашает необходимость покорности и полного повиновения властям, узаконивает бесправное положение женщины. В процессе развития капиталистических отношений в странах распространения ислама предписания шариата вытеснялись нормами буржуазного права. Предписания шариата сохранили свое значение в этих странах лишь как определенные феодальные пережитки.

 

В исламе, как в любой другой религии, большое место занимает культ — совокупность обрядов, обычаев, церемоний и праздников. Большинство из них заимствовано из доисламских культов. В исламе праздники и посты справляются по лунному календарю. В течение рамазана (рамадана) — девятого месяца этого календаря — мусульмане соблюдают пост. Он начинается с зарождения новой луны и продолжается 30 дней. От него освобождаются только дети, тяжело больные, беременные и кормящие грудью женщины. Путешественникам, а также воинам, принимавшим участие в военных действиях, разрешается переносить пост на другой месяц.

 

На протяжении всего рамазана от восхода до захода солнца запрещается принимать пищу, пить, курить, вдыхать благовония и получать какие-либо удовольствия. Поскольку все это разрешается ночью, то состоятельные группы населения, имея возможность спать днем, относительно легко переносят пост. Трудящиеся же вынуждены днем страдать от голода и жажды, а ночью недосыпать. Это приводит к истощению их организма, нарушению нормальных и привычных условий повседневной работы.

 

По верованию мусульман, в одну из ночей рамазана бог слушает просьбы верующих. Именно в эту ночь Аллах при посредстве ангела Джебраиля и передал Коран пророку Мухаммеду.

 

В первый день месяца шавваля, следующего за рамазаном, начинается ураза-байрам — трехдневный праздник разговенья, окончания поста. Во время этого праздника духовенство собирает с верующих особый религиозный налог, который якобы идет на благотворительные нужды.

 

Через 70 дней после окончания уразы (поста) справляется праздник жертвоприношения — курбан-байрам. Он считается главным религиозным праздником мусульман и продолжается обычно три дня. Его центральным ритуальпым действием является принесение богу жертвы (овца, корова, верблюд). Шкуры и лучшие куски жертвенных животных преподносятся духовным лицам, а из остального мяса приготовляют праздничное блюдо. К этому времени обычно приурочиваются паломничества в Мекку. Согласно учению ислама, курбап-байрам установлен в память ниспослания Аллахом праотцу Ибрагиму специально откормленного в раю барана в момент, когда он пытался принести своего сына Исмаила в жертву богу. В действительности курбан-байрам заимствован мусульманами у древних арабов, которые приносили жертвы своим богам и духам пустыни с целью их умилостивления.

 

В религиозной практике мусульман-шиитов видное место занимала ашура (шахсей-вахсей) — траурные церемонии в память «великомученика» Хусейна, внука Мухаммеда. Они совершались в течение первых десяти дней му-харрема, первого месяца мусульманского лунного календаря. Наиболее ревностные участники церемоний царапали себе лицо, наносили себе раны кинжалами, бичевали себя цепями. Таким путем самоистязатели приводили себя в состояние экстаза. Эти церемонии возникли значительно раньше ислама. Они восходят к верованиям и культам древних народов Передней Азии. С ростом сознательности и культуры населения изуверские обряды отходят в прошлое, однако реакционные круги шиитского духовенства пытаются еще сохранить и оживить их.

 

В исламе, как в иудаизме и христианстве, догмат единобожия уживается с многобожием. Об этом свидетельствует то, что в нем большую роль играет культ святых, который своими корнями уходит к культу предков. Потомки наделяли предка сверхъестественной силой и поклонялись ему как божеству. В числе мусульманских святых имеется много халифов, ханов, султанов и беков. Возвеличивая этих представителей господствующего класса, культ святых, по существу, принижает роль трудящихся масс в создании материальных и духовных ценностей.

 

В период капитализма в исламе появились реформаторские и модернистские течения. Идеологи местной буржуазии в странах распространения ислама стремились подновить мусульманскую религию, приспособить ее к новым социально-экономическим условиям, сделать ее более действенным средством обуздания трудящихся масс. Реформаторы утверждали, что шариат должен быть заменен нормами буржуазного права. Они выступали против затворничества женщин, осуждали бесконтрольную власть мужа и отца над женами и дочерьми, требовали смягчения строгих предписаний о полном воздержании во время месячного поста. В современном исламе по-прежнему наблюдается стремление приспособить религиозные догмы к требованиям времени, отказаться от наиболее нелепых обрядов, упростить культ, сократить число запретов. В целом в деятельности современных зарубежных идеологов ислама можно отметить наличие двух основных тенденций:

 

а)            стремление консолидировать силы, оказывающие противодействие прогрессивным изменениям в странах Востока,

 

б)           приспособление положений ислама к происходящим в мире переменам.

 

Мусульманское духовенство, как и священнослужители других религий, отнеслось враждебно к Великой Октябрьской социалистической революции. Оно пыталось ограничить размах национально-освободительного движения, получившего широкое развитие под влиянием этой революции. В нашей стране в период иностранной военной интервенции и гражданской войны контрреволюционные элементы в Средней Азии и на Кавказе действовали против Советской власти под лозунгом «защиты ислама». Мусульманское духовенство выступало против индустриализации, против раскрепощения женщин. Под давлением рядовых верующих мусульманское духовенство заняло лояльные позиции по отношению к Советской власти.

Категория: Религия | Добавил: fantast (05.02.2019)
Просмотров: 566 | Рейтинг: 0.0/0