Наука и религия о жизни общества

 

Особую остроту приняла борьба науки и религии в вопросах понимания общественной жизни.

 

Богословы утверждают, что любое историческое событие или явление есть осуществление божественной воли.

 

Материалистическое понимание истории, открытое К. Марксом и Ф. Энгельсом, показывает ложность религиозных представлений об обществе как осуществлении замыслов бога.

 

Общественная жизнь, ее изменения и развитие определяются не божественным провидением, а условиями материальной деятельности людей. Основу существования и прогрессивного развития общества составляет производство материальных благ, создаваемых людьми, которые являются главной производительной силой этого общества. Следовательно, народные массы являются творцами и двигателями истории.

 

Если религия побудительные мотивы деятельности людей, классов ставит в зависимость от воли бога, то марксистская наука об обществе — исторический материализм указывает, что «способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще».

Известно, что благодаря труду человек смог выделиться из животного мира. В процессе трудовой деятельности осуществлялось освобождение человека от господства над ним стихийных сил природы. Совершенствуя орудия производства и повышая производительность труда, люди расширяли возможности целенаправленного воздействия на окружающий мир, уменьшая тем самым свою зависимость от тех природных и общественных сил, которые раньше обожествлялись.

 

Исторический материализм исходит из того, что развитие общества — это закономерный, объективный процесс. Разумеется, поскольку в эксплуататорском мире всегда имеются классы, заинтересованные в сохранении старых порядков, постольку утверждение новой общественно-экономической формации зависит от того, как скоро прогрессивные силы общества сумеют преодолеть сопротивление реакционных классов. Развивая производительные силы, осуществляя процесс производства материальных благ, преодолевая через классовую борьбу сопротивление отживших социальных сил, люди тем самым способствуют развитию общества. Таким образом, объективная необходимость общественного развития претворяется в действительность в результате практической деятельности людей, прежде всего трудящихся масс, а не божественного вмешательства.

 

Современные богословы не могут не считаться со все возрастающим влиянием идей социализма и коммунизма. Религия, говорят они, заботится не только о «небесном» спасении, но и об установлении справедливого общественного строя на земле. Тем самым идеологи различных религиозных направлений стремятся сблизить религию с социализмом и коммунизмом.

 

Еще в 1847 г. К. Маркс дал замечательную характеристику принципиальной несовместимости социальных принципов христианства (как и других религий) и научного коммунизма. К. Маркс писал, что христианская точка зрения на общественное развитие оправдывала античное рабство и средневековое крепостничество, а в случае необходимости и угнетение пролетариата.

 

Социальные принципы религии утверждают естественность существования господствующего и угнетенного классов.

 

Религия переносит на небо обещанное священнослужителями вознаграждение за все земные тяготы (нищету, оскорбления, социальное неравенство и т. д.), оправдывая тем самым существование этих зол на земле.

 

Социальные принципы религии объявляют все гнусности, чинимые угнетателями по отношению к угнетенным, либо справедливым наказанием за первородный грех и другие грехи, либо испытанием, которое господь в своей бесконечной мудрости ниспосылает людям во искупление их грехов.

 

В СССР особенно сильно проявляется стремление служителей религии приспособить к условиям социалистического общества общественные принципы христианства, ислама, буддизма, иудаизма и др. Желание богословов и проповедников этих религий доказать совместимость их вероучений с социализмом и коммунизмом — свидетельство краха прежних социальных принципов религии. А ведь не так давно реакционное духовенство всех религиозных направлений объединялось с внутренней и внешней контрреволюцией для борьбы против завоеваний пролетарской революции и строительства социализма. Оно тогда ссылалось на авторитет тех же «священных книг» — Библии, Корана, Талмуда и книг буддийского канона,— которыми теперь стремится доказать созвучность религиозных принципов социалистическому строю.

 

Особенно заметно изменение взглядов у представителей русской православной церкви по вопросу об отношении к социализму и коммунизму. Православие веками оправдывало и освящало эксплуатацию, царизм и капитализм. Богословы утверждали, что социализм и христианство отличаются друг от друга, как небо от земли, что ничего между ними общего нет и быть не может. Церковь рассматривала любое проявление симпатий к социализму как смертный грех против религии, предавая проклятию и отлучая от церкви всех, кто впадал в этот грех.

 

В современных условиях богословы русской православной церкви заявляют, что всякая защита частной собственности, эксплуатации человека человеком, социального и национального неравенства несовместима с христианством. Принципы и идеалы социализма, утверждают они, вполне соответствуют учению Христа и даже заимствованы у него.

 

Проповедью совмещения коммунизма и религии современные богословы хотят укрепить свое влияние среди верующих, задержать их отход от религии, нейтрализовать революционно-преобразующую деятельность трудящихся масс.

 

Правильность марксистско-ленинского учения о законах развития общества доказана всем ходом истории.

 

В Программе КПСС, решениях XXIV съезда нашей партии дан научный анализ перспектив развития Советского Союза, стран мировой системы социализма, капиталистических стран, а также народов, ведущих национально-освободительную борьбу.

Категория: Религия | Добавил: fantast (06.02.2019)
Просмотров: 739 | Рейтинг: 0.0/0