Последовательное материалистическое понимание природы и человека возникло па базе высокого уровня развития естествознания. Марксистская философия доказала, что главные недостатки домарксистского атеизма были обусловлены не только ограниченностью прежнего материализма и его классовой природой, но и узостью той естественнонаучной базы, па которую он опирался. Подвергая решительной критике догматы религии, атеисты прошлого вынуждены были ограничиваться, по существу, голым отрицанием мифов о сотворении мира, неизменности природы, бессмертии души и т. д. Показать несостоятельность религии по всем вопросам — значит естественными причинами объяснить те природные и общественные явления, которые религия пытается истолковать как сверхъестественные.
Марксистско-ленинский атеизм является до конца научно обоснованным, правильно решает проблему диалектического соотношения естественнонаучных знаний с атеистическим миропониманием. Научный атеизм исходит из того, что первичные данные естествознания, эмпирические факты имеют конкретный характер. На основе их обобщения формулируются более широкие естественнонаучные идеи, которые формируют атеистическое мировоззрение.
Классики марксизма-ленинизма показали, что последнее не тождественно простой сумме естественнонаучных данных, а является системой обобщения этих данных. Ф. Энгельс, например, отмечал большую роль в обосновании научного мировоззрения таких выдающихся достижений естествознания XVI—XIX вв., как гелиоцентрическая система Коперника, гипотеза Канта — Лапласа о возникновении Солнца, Земли и других планет из раскаленного газо-пылевого облака, закон сохранения и превращения энергии, открытие клеточного строения организма, теория Дарвина. Открытие строения атома, рентгеновских лучей в конце XIX — начале XX в. в области физики были обобщены В. И. Лениным, что явилось убедительным подтверждением идеи о неисчерпаемости материи: «Электрон так же неисчерпаем, как и атом, природа бесконечна...»
Классики марксизма-ленинизма на основе достижений естествознания своего времени создали научную систему знаний о природе, которая исключила притязание религии па «божественное творение мира» и ее утверждения о невозможности познания окружающей действительности.
Успехи, достигнутые естествознанием в XX в., убедительно подтвердили материалистическую картину мира, обоснованную марксистской философией. Благодаря этим открытиям человек поставил на службу обществу внутриядерную энергию, построил мощные ракеты, способные выводить в космос целые лаборатории, создал совершенную радиотехнику и электронику. Люди все глубже пропикают в тайны процессов, происходящих в живых организмах, научились в своих интересах изменять свойства растений и животных, побеждать многие болезни, которые прежде считались неизлечимыми.
Большой прогресс естествознания качественным образом повлиял и на мировоззрение людей. Расширились и углубились знания по вопросам строения Вселенной и происхождения существующих в ней тел, сущности жизни, сознания и др.
Научные открытия имеют глубокий атеистический смысл. Ни в одной области естествознания — физике, астрономии, химии, биологии и др.— для бога нет места.
Возьмем, к примеру, науку о Вселенной. Каков ее атеистический смысл? Астрономия стала ареной ожесточенной борьбы между наукой и религией. Идеологи религии поместили бога подальше от людей — на небо. Вселенная казалась подходящим местом для этого, ибо человек о ней ничего не знал.
Открытия Н. Коперника, Г. Галилея, Д. Бруно, И. Ньютона вынудили религию отступить и искать новые пути протаскивания своего мировоззрения. Современная наука не только объяснила строепие солнечной системы, но и проложила дорогу к позпапию окружающего ее звездного мира.
Вместе с тем защитники религии уверяют, например, что в радиоактивном распаде атомов и в рассеянии звезд в пространстве следует видеть приближение «светопреставления» — конца Вселенной. Но этот вывод резко противоречит многим важным фактам, установленным астрономической наукой. Доказано, что в недрах звезд имеет место синтез химических элементов, т. е. происходит процесс, обратный радиоактивному распаду. К тому же обнаружено, что во Вселенной и в наше время происходит образование новых звезд. Следовательно, о конце существования материального мира так же не может быть и речи, как и о его начале: Вселенная, как и материя в целом, вечна.
Этот вывод неизбежно вытекает из закона сохранения и превращения энергии, который имеет огромное значение для материалистического мировоззрения, а значит, и для атеизма. Смысл этого закона природы в том, что материя из себя, изнутри (а не под влияпием какого-то «внешнего начала» — бога, духа и т. п.) порождает бесконечную смену форм движения, беспрерывные переходы их друг в друга.
Замечательные научные достижения нашего времени являются наглядным подтверждением глубокой справедливости ленинских слов: «Ум человеческий открыл много диковинного в природе и откроет еще больше, увеличивая тем свою власть над ней» 1.
В современном мире иерархи церкви не могут, как прежде, сжигать ученых, уничтожать их труды, под угрозой пыток вынуждать отказаться от своих научных убеждений. Многие научные открытия стали настолько очевидными, что церковникам приходится признавать их достоверность. Духовенство опасается, что прямое отрицание данных астропомии, биологии, физики может полностью скомпрометировать его перед верующими.
Однако было бы неправильно считать, что церковь отказалась от борьбы против научного прогресса. Даже во второй половине XX в. еще можно встретить воинственные и открытые выступления церкви против науки. Например, группе ученых из итальянского города Болоньи под руководством профессора Даниэля Петруччи удалось в искусственной среде вырастить два зародыша человека до возраста 29 и 59 дней. В последнем случае у зародыша произошла закладка всех основных органов и начали четко формироваться нижние и верхние конечности2. Эти опыты, имеющие большое значение для науки, католическая церковь объявила противоречащими христианскому мировоззрению.
Церковь нередко пытается использовать новейшие достижения естественных наук для того, чтобы облечь в наукообразную форму свои идеалистические воззрения. Внешне выступая за самостоятельное существование науки, церковь стремится подчинить ее религии. Это, однако, ей де удается.
Достижения наук есть яркое свидетельство несостоятельности религиозных взглядов на мир.
Химики, например, сумели за несколько последних десятилетий искусственно получить около миллиона природных веществ и создать еще примерно два миллиона соединений, пока не обнаруженных в природе
Ч. Дарвин своим трудом «Происхождение видов» нанес сокрушительный удар по религиозным представлениям о происхождении живых существ. С тех пор накопился громадный фактический материал, опровергающий религиозные представления о происхождении жизни, о создании богом в течение нескольких дней животных и растений в том самом виде, в каком они существуют и в настоящее время. Окружающие нас организмы, не исключая и человека, появились в результате длительного процесса развития из немногих первоначальных одноклеточных организмов. Последние в свою очередь образовались из белка, возникшего химическим путем.
Академик А. И. Опарин и другие советские ученые доказали, что в очень далекие времена в результате постепенного усложнения соединений углерода с водородом, кислородом и азотом появились на Земле простейшие белки, из которых со временем возникли первоначальные формы живого вещества. Из них постепенно образовались новые, более сложные органические соединения.
На основе теории академика А. И. Опарина советские ученые разработали модель газообмена, которая может быть использована для обнаружения жизни вне Земли, в частности на Марсе 1 2.
Особое место в естественнонаучном обосновании атеизма принадлежит генетике. Успехи генетики — путь к познанию сущности жизни, что само по себе глубоко атеистично.
Крупнейшим открытием второй половины XX в. является создание живых молекул ДНК (дезоксирибонуклеиновой кислоты). Искусственное создание клетки, единственной пока известной науке самоорганизующейся и са-мовоспропзводящей живой системы — дело ближайшего будущего. Однако первый шаг сделан, «живые молекулы» ДНК искусственно синтезированы, мост между живым и неяшвым переброшен, религиозно-идеалистические представления об этой уникальной сфере материальной действительности развенчаны.
Противоположность науки и религии обнаруживается и в решении такого вопроса, как психическая деятельность человека. В течение многих веков церковники утверждали, что духовная деятельность людей имеет божественное происхождение.
Труды И. П. Павлова по изучению нервной деятельности человека, сущности психических заболеваний и новых методов их лечения полностью опровергают представления о душе. В защиту своей веры в бессмертие души и существование загробной жизни церковь пе в состоянии привести ни одного факта.
Одной из важнейших наук, которая является убедительным примером опровержения религии, является медицина. В сферу религиозных извращений вовлекаются все ее основные проблемы: история ее возникновения, природа и сущность здоровья, болезни человека и многое другое.
Медицина является определенной системой научных знаний и практических мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья человека, профилактику и излечение заболеваний.
Медицинские знания и навыки возникли в тот период первобытного общества, когда еще не было религии. «Медицина,—отмечал И. П. Павлов,— ровесница человечества».
Историки и этнографы в XIX в. обнаружили племена, у которых не было религиозных верований, но которые имели ряд лекарственных средств борьбы с болезнями и были знакомы с простейшими способами перевязки ран, лечения вывихов и т. д. Это является фактическим опровержением библейских вымыслов о божественном, религиозном происхождении медицинских знаний.
Народная медицина, непосредственно связанная с повседневной трудовой деятельностью человека, послужила основой развития научной медицины.
Достижения современной медицины и биологии разоблачают несостоятельность различных религиозных суейе-рий и предрассудков.
Сильнейший удар по религиозным взглядам на жизнь и смерть был нанесен современной медициной, доказавшей возможность возвращения человека к жизни из состояния клинической смерти. Согласно научным представлениям, клиническая смерть — обратимый этап умирания, который характеризуется отсутствием внешних признаков жизни (прекращение дыхания и сердечпой деятельности). Но при клинической смерти не прекращаются основные обмепныс процессы, хотя на очень низких количественных и качественных уровнях. Срок клинической смерти человека 1—5 минут. Применение же гипотермии (искусственного понижения температуры) позволяет увеличить время клипической смерти.
В этой связи можно сослаться на такой факт. 23-летнего тракториста целинного совхоза «Ярославский» Владимира Харина нашли утром замерзшим. При осмотре констатировали, что смерть наступила несколько часов назад, и все же врачи вернули к жизни этого человека \
Современная медицина достигла такого уровня развития, при котором стало практически возможно вывести человека из состояния клинической смерти и вернуть его к жизни.
Советскими учеными-медиками В. А. Неговским, М. С. Гаевской, Е. М. Смиренской и другими разработан комплексный метод оживления человека, находящегося в состоянии клинической смерти. Эксперименты ученых по оживлению организма были враждебно встречены духовенством. Попытку вернуть человека к жизни они рассматривают как бунт против бога, определившего срок его жизни и момент смерти.
Современная наука развенчивает доводы духовенства и по поводу «вещих снов». Вопрос о том, бывают ли вещие сны, задают как верующие, так и неверующие.
В течение многих лет природа сновидений представлялась загадочной и таинственной. Наукой доказано, что сон — это торможение нервных клеток головного мозга. При полном торможении клеток, которое бывает при глубоком сне, человек не видит никаких снов. При поверхностном состоянии сна у человека бывают сновидения. Установлено, что какими бы непонятными пи были сновидения, они всегда формируются из того, что человек когда-либо видел, слышал или о чем он читал.
Вера в вещие сны появилась в древние времена. Таинственный мир сновидений казался нашим предкам непонятным. Люди не могли объяснить, почему во сне можно встретиться с умершим, пережить приключения, которые немыслимы наяву. С момента появления первых религиозных представлений люди стали считать, что в сновидениях проявляются откровения богов, их воля и указания, касающиеся будущего того или иного человека, его судьбы.
В действительности же вещих сновидений не бывает. В отдельных, очень редких случаях встречаются совпадения или полусовпадения. Но, конечно, они не являются сверхъестественными пророчествами. Это лишь преломления в картинах сновидений элементов конкретной действительности. | |
Просмотров: 626 | |