Каждый из нас в той или иной связи задается вопросами, что представляет собой мир как целое, был ли он сотворен или существует от века, каковы общие законы его развития. Мы живо интересуемся тем, что есть человек, каковы его цель и смысл жизни. Для нас глубоко небезразлично, одиноки мы в безграничном мироздании или есть где-то разумные существа, подобные нам. Нас не оставляет в покое и то, как мы должны относиться друг к другу, что нам необходимо делать, чтобы проявить истинно человеческие разумные качества. Отвечая так или иначе на эти и подобные им вопросы, человек вырабатывает свои и в значительно большей мере усваивает уже созданные предшествующими поколениями представления, идеи, взгляды, которые в совокупности образуют мировоззрение. Отношения человека к окружающей его природной и социальной действительности бесконечно многообразны, поэтому и мировоззрение его отличается удивительной сложностью и многогранностью.
Мировоззрение — это обобщенное понимание и толкование человеком окружающего мира, осознание им своего места в этом мире. Оно включает в себя те или иные философские, научные, политические, правовые, нравственные, религиозные, эстетические представления и взгляды, идеи и теории. С мировоззрением неразрывно связаны и пронизывают его чувства и оценки, идеалы и убеждения людей. В более узком смысле понятие мировоззрения употребляется как синоним любой из форм общественного сознания (например, философское мировоззрение, религиозное мировоззрение и т. д.).
По способу формирования мировоззрение может быть стихийным и сознательным. Стихийное мировоззрение складывается у всей массы людей на основе передающихся из поколения в поколение всевозможных традиций и норм поведения. Оно во многом наивно, неразвито, трудно поддается управлению и изменению, его содержание необычайно пестро и противоречиво. Сознательное мировоззрение, наоборот, теоретически обоснованно и логически стройно, его положения и принципы связаны в последовательную систему, хотя эта система может быть и ненаучной (например, религиозно-идеалистическое мировоззрение). Сознательное мировоззрение целенаправленно и выражает обычно интересы и чаяния той или иной социальной группы или класса. Оно формируется не всеми людьми, а лишь наиболее подготовленными членами общества: философами — философское, профессиональными
служителями культа, теологами — религиозное и т. д. Для полноценной жизни важно сформировать у каждого человека научное мировоззрение и оградить его от всякого рода ошибочных представлений и идей.
По своему содержанию и общественной значимости мировоззрение бывает научным или иллюзорным, материалистическим или идеалистическим, диалектическим или метафизическим, атеистическим или религиозным, революционным или реакционным, буржуазным или коммунистическим. Религия — это и стихийное (представления, чувства, верования всей массы верующих) и сознательное, теоретически обоснованное (различные теологические теории, объединяемые общим названием «богословие») мировоззрение. Религия — превратное, искаженное отражение действительности в головах людей — является в своей сущности идеалистическим, метафизическим и реакционным мировоззрением одновременно. Коммунистическое мировоззрение в противоположность религиозному есть подлинно научная, диалектико-материалистическая, атеистическая и революционная система взглядов на мир, общество и человека.
Разные мировоззрения объясняют мир по-разному. Марксистско-ленинское мировоззрение, основанное па прочном фундамепте диалектического и исторического материализма, исходит из данпых естественных и общественных наук, опирается на социальную практику человечества, жизненный опыт всех и каждого и рассматривает окружающий нас мир таким, каков он есть на самом деле. Его главный вывод — мир есть движущаяся материя — доказан «не парой фокуснических фраз, а длинным и трудным развитием философии и естествознания» 1. Научное мировоззрение признает, что вечно движущаяся материя порождает из самой себя по своим внутренним закопам великое разнообразие предметов и явлений природы. На определенном направлении и этапе развития она достигает высокой степени совершенства: начинает формироваться человек с его сознанием. Человек — это удивительнейшее и сложнейшее образование, в котором природа осознает самое себя. Сознание — продукт долгого развития природы и человеческой практики; оно — функция мозга, особенно сложно и тонко организованной материи и вместе с тем результат общественно-исторической деятельности людей. Сознание, дух, психическое вторичны по отношению к природе и общественному бытию. Научное мировоззрение не оставляет места вере в сверхъестественное, оно повсюду изгоняет богов, чудеса и прочие религиозные мифы. Религия, как и философский идеализм, напротив, рассматривает в качестве основы и причины всего существующего сознапие, дух, иначе говоря — бога. Исходя из этого природа объявляется не самостоятельной, а зависимой, производной от сверхъестественных сил. Возникает она якобы по воле божества, и ее существование не вечно. У нее было когда-то начало н неизбежно наступит конец. Из ничего она возникла и в ничто в конце концов превратится. Все это происходит случайно, по неведомому желанию всевышнего.
Согласно широко распространенному богословскому мпению, человек занимает промежуточное положение между богом и природой. Как существо материальное, чувственное он представляет собой часть природы, подчиняется законам, в пей действующим. Но, обладая бесплотной нематериальной душой, он связан с потусторонним, сверхчувственным миром, является его образом и подобием. В соответствии с приведенной иерархией бытия (бог, природа, человек) теологи формулируют основную жизненную цель человека, которая сводится к достижению им потустороннего воздаяния, или так называемого бессмертного существования за гробом. Оно рисуется обычно как вечное пребывание в царстве абсолютного блаженства, в котором не будет места болезням и старости, уродству и злу, несчастьям и страдапиям. Религиозно понимаемая цель человеческого бытия выдается богословами за единственно достойную, которая будто бы наполняет человеческую жизнь глубоким смыслом. Научное мировоззрение отвергает такое целеполагание, показывает его теоретическую и практическую несостоятельность, огромный вред как для личности, так н для общества в целом.
Вопрос о смысле жизни занимает центральное место в любом мировоззрении. Вокруг него велись и ведутся ожесточенные споры между сторонниками различных мировоззренческих ориентаций. Он волнует человеческое воображение с незапамятпых времен — с тех пор, как люди начали осознавать себя свободными и сильными существами по отношению к окружающему миру. В процессе практического освоения мира у людей возникло, а затем постепенно стало развиваться и крепнуть понимание того, что они — не простые потребители продуктов природы, а сознательные, разумные, деятельные существа, способные в какой-то мере изменять окружающую действительность, извлекать из нее то, что соответствует их представлениям и желаниям. Параллельно с осознанием своей роли в мире у людей росло чувство ответственности за свои мысли, переживания и действия, формировались взгляды па свободу, достоинство, смысл жизни.
Долог и мучителен был путь становления самосознания человека и человечества. Люди научились в конце концов сознательно ставить перед собой цели и подчинять им свою деятельность. Их жизнь постепенно становилась осмысленной. Однако она не сразу обрела подлинный смысл. Все зависит от конечной цели и средств ее достижения.
Цель и смысл жизни определяются условиями бытия людей. А эти условия во всех докоммунистических общественно-экономических формациях таковы, что на каждом шагу нуждаются в иллюзиях и порождают их. Важнейшими среди заблуждений являются религиозные представления о боге, о потустороннем мире, о жизни после смерти. С ними многие люди связывают свои последние желания и стремления, вследствие чего их жизнь хотя и осмысленна, однако она наполняется искаженным, превратным, неистинным смыслом. Ведь когда они падеются па бога, то невольно начинают потребительски относиться к жизни, внушают себе представление о том, что кто-то за них будет думать и делать, обеспечивать райским блаженством, а главное — мысль о загробном существовании отвлекает верующих от насущных задач по революционному преоб’-разовапию мира, сковывает их активность, приводит их к выводу о необязательности борьбы за высокие общественно значимые идеалы.
Религиозное решение вопроса о месте человека в мире и смысле человеческого существования укореняет в сознании верующих взгляд на себя как на орудие божьей воли, смиренных рабов всевышнего, которые только и должны делать, что славить премудрость творца. Тем самым предельно унижается человеческое достоинство и ограничивается свобода, сущность человека. Ориентированная на вымышленные объекты, жизнь верующих утрачивает в огромной мере свое положительное практическое значение как для общества, так и для отдельной личности. Объективно она становится неполноценной, лишенной широкого общественного звучания. Именно в этом прежде всего проявляется аптигуманнзм религиозного понимания смысла жизни, его социальный вред. Религиозное решение проблемы смысла жизни является выражением не силы, а слабости людей, их подавленности природным и особенно социально-классовым гнетом, их иесвободы.
В условиях социалистической действительности впервые в истории уничтожаются самые глубокие, классовые корни религии; невиданного размаха получает развитие производительных сил общества, непрерывно растет благосостояние, образование и культура широчайших народных масс, коренным образом мепяется вся система общественных отношений. Всем ходом социалистического строительства создается прочная оспова преодоления религиозных иллюзий. Народные массы раскрепощаются, они разрывают путы социального оцепенения и на практике осуществляют свою роль творцов истории, создателей своего собственного мира. В связи с этим меняется смысл человеческого бытия, оно наполняется реальным содержанием по практически-революционпому преобразованию общества в соответствии с выработанными марксистско-ленинским мировоззрением идеалами. Происходит совпадение жизненных целей индивида и интересов общества.
Марксизм-ленинизм, будучи последовательным и до конца научным мировоззрением, вскрывает подлинный смысл жизни, указывает реальные пути достижения истинно человеческих целей. Трудящиеся массы обретают в нем надежный ориентир в своих стремлениях и действиях, отбрасывают иллюзорные взгляды и представления. Марксистско-ленинское мировоззрение выступает как антипод религии в решении вопроса о смысле жизни.
К сторонникам ненаучных взглядов относятся не только все верующие, но и философы-идеалисты (и объективные, и субъективные). «Все идеалисты, как философские, так и религиозные, как старые, так и новые,— писали К. Маркс и Ф. Энгельс,— верят в наития, в откровения, в спасителей, в чудотворцев, и только от степени их образования зависит, принимает ли эта вера грубую, религиозную форму или же просвещённую, философскую...» 1 Родство мировоззренческих взглядов защитников религии и филосо-фов-идеалистов объединяло их в борьбе против сторонников материализма и атеизма. И в настоящее время эта борьба продолжается.
Какой бы коренной вопрос о мире, человеке или его жизни мы ни взяли, на каждый из них религиозная вера и научное знание дают прямо противоположный ответ. В этом проявляется их принципиальная непримиримость. | |
Просмотров: 1225 | |