Домарксистский атеизм страдал классовой и исторической ограниченностью. Это проявилось в том, что атеисты той поры не понимали классовой сущности религии, ее происхождения, ее теоретических и социальных корней, не могли вскрыть реакционной роли религии и церкви. Поэтому они сводили борьбу против верований в бога к отвлеченному от жизни просветительству и не умели найти истинных путей избавления людей от религиозных предрассудков. К тому же домарксистские атеисты, как правило, критиковали религиозную идеологию по частным вопросам. У них не сложилась единая, цельная, глубоко научная система взглядов для опровержения религии в целом. Недостатком домарксистских атеистов было и то, что в большинстве своем, за исключением революционных демократов, они были идеологами угнетающих классов и стояли далеко от народных масс. Тем не менее домарксистский атеизм играл прогрессивную роль в борьбе против господствующей религиозной идеологии, против церкви и духовенства. Развитие домарксистского атеизма шло по восходящей линии. Он создал основу для становления и последующего развития подлинно научного, марксистского атеизма. Научный атеизм создан К. Марксом (1818— 1883) и Ф. Энгельсом (1820—*1895), а затем развит дальше В. И. Лениным (1870—1924). Марксистско-ленинский атеизм вобрал в себя все лучшее, что имелось в домарксистском атеизме, преодолел его недостатки и ограниченность. В борьбе с религией научный атеизм использовал новейшие достижения как общественных, так и естественных наук.
В основе как домарксистского, так и марксистско-ленинского атеизма лежит материализм. Однако научный атеизм качественно отличается от домарксистского.
Научный атеизм отличается от домарксистского тем, что его философской основой является не домарксистский материализм вообще, а диалектический материализм. К. Маркс и Ф. Энгельс совершили величайший революционный переворот в философии, создав диалектический и исторический материализм, который представляет собой высшую форму материализма. Диалектический и исторический материализм дает подлинно научное материалистическое объяснение источника религиозных верований трудящихся масс, указывает правильные пути уничтожения социальных корней религии. Классики марксизма-ленинизма отвергали ошибочное представление домарксистских атеистов, полагавших, что для устранения религии достаточно ограничиться распространением просвещения. Они доказали, что настоящее освобождение людей от религии возможно лишь при освобождении трудящихся от всякой эксплуатации и угнетения человека человеком. К. Маркс и Ф. Энгельс доказали, что для окончательного уничтожения религии нужно произвести революционное преобразование всей жизни общества. В. И. Лепин развил это учение еще дальше. Он учил, что полное преодоление религиозных пережитков в сознании людей станет возможным лишь при построении коммунизма.
Марксистско-ленинский атеизм является истинно научным и до конца последовательным. Он не оставляет никакой возможности для проникновения религиозной идеологии, мистики и поповщины в объяснение жизни природы и общества. Глубокая научность марксистско-ленинского атеизма вытекает из его новой классовой базы, которая заключается в последовательной революционной борьбе пролетариата за победу социалистической революции, за построение социализма и коммунизма. Цели и задачи пролетариата целиком совпадают с объективным прогрессивным развитием общества. В силу этого научный атеизм, выражающий взгляды самого передового класса — пролетариата, не страдает какой-либо классовой или исторической ограниченностью.
Научный атеизм в отличие от домарксистского атеизма характеризуется глубоким человеколюбием. Он ставит перед собой великую гуманную цель — полностью освободить трудящихся от духовного гнета религии и привить им подлинно паучпое мировоззрение, являющееся идейным оружием в борьбе за уничтожение всякой эксплуатации, за построение самого справедливого общественного строя — коммунизма.
Марксистско-ленинский атеизм признает, что вся система эксплуатации, социальная придавленность народных масс, кажущаяся полная беспомощность их перед слепыми силами капитализма являются главными социальными корнями религии в капиталистическом обществе. Этим и объясняется, что религия как превратное мировоззрение по самой своей сути оправдывает и превратный мир, мир угнетения и бесправия, его беспощадную эксплуатацию и порабощение. Вот почему К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин разоблачали реакционную сущность религии, ее антигуманизм, рассматривали ее как одну из форм эксплуататорской идеологии. «Религия есть опиум парода,— это изречение Маркса,— писал В. И. Ленин,— есть краеугольный камень всего миросозерцания марксизма в вопросе о религии. Все современные религии и церкви, все и всяческие религиозные организации марксизм рассматривает всегда, как органы буржуазной реакции, служащие защите эксплуатации и одурманению рабочего класса» *. Классики марксизма-ленинизма указали действительные пути и методы освобождения трудящихся масс от религиозной веры. Этой цели можно добиться лишь в результате организованной и сознательной борьбы рабочего класса против капитализма. В. И. Ленин учил, что «только классовая борьба рабочих масс, всесторонне втягивая самые широкие слои пролетариата в сознательную и революционную общественную практику, в состоянии на деле освободить угнетенные массы от гнета религии...» 1 2
Опыт Великой Октябрьской социалистической революции, строительства социализма и коммунизма в СССР и других странах социализма подтверждает справедливость этих идей.
Марксистско-ленинский атеизм имеет воинствующий, наступательный характер. Он ведет последовательную, непримиримую борьбу с любой религией, указывая народпым массам правильные пути и формы преодоления религиозной веры. Научный атеизм утверждает, что духовное раскрепощение людей заключается в революционном преобразовании общества, в уничтожении частной собственности на средства производства, в устранении эксплуатации и построении самого справедливого общества — коммунизма.
Существенной чертой научного атеизма является его массовость. Если домарксистский атеизм выражал взгляды отдельных людей и групп, как правило представителей эксплуататорского класса, то научный атеизм является действительно массовым. В СССР абсолютное большинство советских людей — атеисты. Советский Союз является первой в мире страной массового атеизма.
Важную особенность марксистско-ленинского атеизма составляет его творческий характер. Он вытекает из существа марксизма-ленинизма, являющегося не догмой, а руководством к действию. Научный атеизм получил всестороннее развитие в трудах В. И. Ленина. Он разработал стройную систему атеистических воззрений, в том числе следующие вопросы: социальные и теоретико-познавательные корни религии, отношение Коммунистической партии и Советской власти к религии и церкви, задачи марксистской философии в борьбе против идеализма и религии, пути преодоления религиозных пережитков в процессе строительства социализма, формы и методы антирелигиозной пропаганды.
Дальнейшее творческое развитие научный атеизм получил в Программе КПСС, в решениях съездов нашей партии.
Программа КПСС поставила задачу преодолеть в сознании и поведении людей пережитки капитализма, в том числе и религиозной веры. Эта задача рассматривается как составная часть коммунистического воспитания советских людей в процессе строительства коммунистического общества. В Программе КПСС развиваются атеистические идеи В. И. Ленина о причинах возникновения и живучести религиозной идеологии, о создании цельной и стройной системы научно-атеистической пропаганды, о роли современной науки в познании мира и в борьбе с религиозными представлениями о сверхъестественных силах.
XXIV съезд КПСС поставил задачу еще выше поднять уровень всех звеньев идеологической деятельности, включая и научно-атеистическую пропаганду. Он подчеркнул важность ленинского указания о том, что без сознательного труда и общественной деятельности немыслимо коммунистическое воспитание советских людей.
Съезд обязал всю идейно-воспитательную работу по преодолению религиозных пережитков тесно связывать с жизнью, с практикой строительства коммунистического общества. | |
Просмотров: 2091 | |