Крушение рабовладельческого строя и замена его феодальным оказали огромное влияние па рост влияния религии и церкви. Религия стала господствующей идеологией. Церковь была крупным феодальным собственником и владела почти третью всей земли. Во многих странах она сосредоточила в своих руках не только духовную, но и политическую власть. Церковь освящала именем бога феодальный строй. Все науки, в том числе и философия, были подчинены богословию. Всякая прогрессивная мысль жестоко пресекалась. В таких условиях свободомыслие и атеизм пе могли выступать открыто.
Господствующим мировоззрением средневековья являлась схоластика — официальная философия католицизма, которая ставила своей главной целью оправдать и защитить христианское вероучение от критики ее наукой, воспитать людей в духе покорности церкви и светским феодалам. Наивысшего развития она достигла в XIII в. Тогда же получило широкое распространение и еретическое движение. «Ересь» — слово греческое («убеждать»), означающее отступление от основных догматов господствующей религии. Борьба еретиков с официальной религией была нелегкой. Однако находились смелые люди, которые энергично выступали в защиту светского знания. Одним из них был французский философ и богослов Пьер Абеляр (1079—1142). Он пе отвергал веры в бога, по считал, что эта вера должна быть обоснована рассудком. В своем сочинении «Да и нет» мыслитель привел огромное количество противоречивых по смыслу цитат из писаний так называемых отцов церкви. Вскрыв противоречия в религиозном учении, Абеляр подверг его резкой критике. В сочинении «Познай самого себя» он утверждал, что поведение человека должно определяться его совестью, а не религиозными догмами. За свои идеи Абеляр подвергался преследованиям со стороны католической церкви.
В эпоху феодализма свободомыслие пробивало себе дорогу во многих странах. Прогрессивные деятели средневековья выступали не только против христианства, по и против других религий. Так, против ислама смело выступил ирано-таджикский мыслитель и поэт Омар Хайям (ок. 1040—1123). Его рубаи (четверостишия) не только воспевают мир чувств человека, но имеют открытую антирелигиозную направленность. По мнению поэта, ислам, как и все другие религии, обманывает людей, внушая им веру в потусторонний мир. Поэт утверждал, что никакого потустороннего мира нет, есть только земпая жизнь, посюсторонняя действительность, что только ею и стоит дорожить. Хайям вскрыл противоречивость религиозного учения о всемогуществе бога и божественном воздаянии. Если бог всемогущ и всезнающ, то почему он сотворил человека грешным, а затем стал угрожать ему за это наказанием? — вопрошает поэт. В своем творчестве Хайям страстно обличает зло и отвергает существование «всеблагого справедливого» бога. Определенные заслуги в развитии атеизма принадлежат арабскому философу Ибн Рошду (латинизированная форма его имени Аверроэс, 1126—1198). Хотя Ибн Рошд, как и многие другие представители свободомыслия, признавал существование бога, однако он не считал его творцом материи. По мпению философа, материя вечна, она не имеет начала и никогда не исчезнет. Движение является потенцией материи. Оно тоже вечно и не может быть кем-либо остановлено. Ибн Рошд отрицал загробную жизнь, воскрешение из мертвых, бессмертие души. Бессмертно, отмечал он, человечество в целом, его умственная деятельность.
Человеческий разум, утверждал Ибн Рошд, способен познавать истину, положения науки и философии могут и не совпадать с религиозными учениями. При этом он исходил из прогрессивного для того времени учения о так называемой двойственной истине, согласно которому у науки свои задачи, а у религии — свои и поэтому они могут уживаться друг с другом. Этим утверждением Ибн Рошд пытался освободить науку из-под гнета и контроля богословия. Отсюда видно, что философ признавал бога формально, отдавая лишь дань времени. За свои атеистические воззрения Ибн Рошд подвергался нападкам со стороны мусульманского и христианского духовенства.
Освобождения философии из-под власти богословия требовал английский философ Дунс Скот (ок. 1265—1308). Он отмечал, что логически обосновать религиозные догмы нельзя, ибо они держатся лишь на слепой вере. Такие понятия, как бог, бессмертие души и т. д., принимаются только верой, разум же не может доказать их существование. Характерно, что Дунс Скот, основываясь на богословском утверждении о неограниченной свободе божественной воли, объявлял, что материя способна мыслить. Тем самым он, по словам К. Маркса, заставлял «самое теологию проповедовать материализм» *. Дупс Скот подвергал резкой критике католическую церковь за ее богатства и грабежи. Он доказывал, что частная собственность не является «естественным правом».
Еретические идеи Дунса Скота развил дальше его соотечественник Уильям Оккам (ок. 1300—1349), идеологический и политический противник папства. Отлученный от церкви и проклятый ею за критику католицизма, он боролся за независимость светской (гражданской) власти от духовной, отрицал церковную догму о том, что папа римский — наместник Христа на земле. Оккам выступал за освобождение науки от богословия.
Польский ученый и мыслитель Николай Коперник (1473—1543) своим открытием гелиоцентрической системы (от греч. «гелиос» — солнце) мира, согласпо которой центром Вселенной является Солнце, бросил вызов церкви, которая придерживалась геоцентрической теории (от греч. «гео» — земля), признающей центром мира Землю. До этого люди полагали, что Земля является центром мироздания, что она неподвижна, имеет плоскую форму, а Солнце вращается вокруг нее. Они были убеждены, что Вселенная создана богом для служения человеку. Коперник своим учением, изложенным в труде «Об обращении небесных сфер», выступил против этих предрассудков. Его книга сыграла выдающуюся роль. По мнению ученого, Земля есть лишь одна из планет Солнечной системы, в центре которой находится Солнце. Земля движется вокруг Солнца, совершая один оборот за год, а также одновременно обращается за сутки один раз вокруг своей оси. Утверждая мысль о «самодвижении» небесных тел, мыслитель отвергал бога как «перводвигателя» Вселенной. Учение Коперника произвело переворот в мировоззрении того времени. По словам Ф. Энгельса, оно было «революционным актом, которым исследование природы заявило о своей независимости... Отсюда начинает свое летосчисление освобождение естествознания от теологии» 1. Церковь объявила учение Коперника еретическим и внесла его книгу в список запрещенной литературы.
В защиту Коперника выступил выдающийся итальянский философ-материалист Джордано Бруно (1548— 1600). Он пропагандировал идею о бесконечности Вселенной и бесчисленности миров. Философ-атеист критиковал религию, ее догмат о троичности бога и обряд причащения, решительно отвергал религиозные выдумки о загробном царстве, о наличии рая и ада. Великий мыслитель выступал за освобождение науки от власти религии.
В средние века гуманистическое и еретическое движение получило распространение также и на Руси, на Украине, в Белоруссии и Литве. Ереси были одной из форм выражения классовой борьбы, проявлением оппозиции феодализму. Взгляды еретиков подрывали авторитет официальной церкви, содействовали распространению критики в адрес господствовавшей феодальной идеологии.
Видную роль в подрыве религии и церкви в XIV— XV вв. сыграла новгородско-псковская ересь стригольников. Стригольники отвергали некоторые существенные церковные догмы, осуждали паразитическую, безнравственную жизнь духовенства, отрицали такие религиозные обряды, как причащение, исповедь, крещение новорожденных и отпевание умерших, пропагандировали передовые для того времени моральные принципы взаимоотношений между людьми.
Самым известным и радикальным еретиком России середины XVI в. был Феодосий Косой. Главным в его учении была рационалистическая критика церковных учреждений, уставов и догм христианства. Он утверждал, что содержание многочисленной армии монахов и попов, живущих за счет трудящихся, является тяжелым преступлением. Ученый считал, что духовенство, церковь и монастыри должны быть упразднены. Косой, заточепный в один из монастырей Москвы, спасаясь от суда и расправы, бежал в Литву, затем преподавал в Белоруссии. Он оказал большое идейное влияние на белорусских еретиков.
Первым крупным гуманистом Белоруссии был Франциск (Георгий) Скорина (ок. 1490—1541). Он верил в бога, однако его предисловия и послесловия к издаваемым им текстам Библии объективно подрывали правоверное христианство, вскрывали реакционную роль духовенства. Скорина критиковал «священные книги», утверждал, что некоторые из них написаны по заданию царей. Книги, изданные Ф. Скориной, были враждебно встречены духовной и светской властью.
В эпоху феодализма распространилось реформацион-ное движение. В этом движении важное место занимает антитринитарство (от греч. «анти» — против и лат. «три-нитас» — троица; означает принадлежность к религиозному учению, отрицающему церковный догмат о триединстве божества). Антитринитарство представляло собой оппозицию против светской и духовной властей. Некоторые его приверженцы отрицали частную собственность помещиков и церкви на землю и призывали к всеобщему равенству людей.
Видным представителем антитринитарства был крупный испанский ученый-естествоиспытатель и врач Мигель Сервет (ок. 1511—1553), открывший малый крут кровообращения (сердце — легкие — сердце). За резкую критику основных религиозных утверждений, в том числе и догмата о так называемом триединстве божества, он был сожжен на медленном огне по приказу Кальвина, основателя одной из разновидностей протестантизма. Руководители лютеранской и католической церквей с одобрением встретили эту жестокую расправу над ученым.
Наиболее видпым представителем антитринитарства в Белоруссии был Симон Будный (род. в середине 30-х годов XVI в.—умер ок. 1593). Он утверждал, что Иисус Христос был обычным человеком, поэтому не стоит ему поклоняться как богу. Будный произвольно сокращал и расширял текст евангелий, изменял содержание Нового завета. Кроме того, он резко разоблачал образ жизни духовенства; отрицал церковную обрядпость и ее исполнителей; отвергал догмат о троичности бога, пребывании его в трех лицах; считал, что человек по своей природе смертен, вместе с телом умирает и душа. Попов и монахов он относил к мракобесам, ведущим народ к пропасти. Сочинения С. Будного подвергались нападкам богословов, которые утверждали, что его сочинения подрывают устои церкви, основы религиозного мировоззрения. С. Будный был осужден церковью и лишен духовного звания.
Одним из крупнейших материалистов и атеистов XVII в. был Казимир Лыщинский (ок. 1634—1689), помощник судьи Брестского земского суда. В его философском труде «О несуществовании бога» доказывается, что мир по природе своей материален и не сотворен никем из богов. Развитие мира совершается благодаря присущим ему законам. Он решительно отвергал существование бога, всякие религиозные предрассудки и суеверия. В труде «О несуществовании бога» К. Лыщинский писал: «Человек — создатель бога, а бог — творение и создание человека. Таким образом, люди — творцы и создатели богов, и бог является не действительной сущностью, а творением разума и к тому же химерическим; поэтому бог и химера одно и то же» К
К. Лыщинский не признавал существования загробного царства, ада, рая, ангелов и чертей. Религия, отмечал он, выдумка господ для устрашения простого народа. Все в природе тленно, разрушимо. Исходя из этой идеи, он отрицал бессмертие души, доказывал, что вместе с телом умирает и душа. Лыщинский резко критиковал духовенство, называл его представителей ремесленниками пустозвонства, пресмыкающимися змеями, слепцами, лжецами. Философ отрицал религиозные обряды, в том числе церковный брак и похороны. Казимира Лыщинского постигла участь многих передовых умов средневековья. 30 марта 1689 г. за распространение материализма и безбожия ему отрубили голову, тело сожгли на костре, а пеплом зарядили пушку и выстрелили в воздух. Церковь всегда жестоко расправлялась со всеми, кто выступал против религии.
Буржуазный атеизм. В недрах феодального общества зародился и вышел на историческую арену новый, восходящий класс — буржуазия, которая была заинтересована в устранении феодальных порядков. Но борьба против феодализма была борьбой и против господствующей религиозной идеологии, против церкви, являющейся главной опорой феодального строя. Без подрыва основ религии и церкви буржуазия не смогла бы укрепить свое господство. Буржуазия была заинтересована и в развитии науки, в использовании ее достижений для более широкого развития производства. Поэтому возникла необходимость освобождения науки от религиозного и церковного гнета. Наука, которая долгое время «была смиренной служанкой церкви... восстала против церкви; буржуазия нуждалась в науке и приняла участие в этом восстании» !. Эту борьбу буржуазия вела под знаменем материализма и атеизма. В буржуазном обществе атеизм поднимается на новую ступень.
Выдающимся материалистом и атеистом XVII в. был нидерландский философ Бенедикт Спиноза (1632—1677). Первопричиной мира, считал он, является материя. Важнейшее свойство природы, отмечал он, состоит в том, что она вечно существует во времени и бесконечна в пространстве. Мыслитель отождествлял природу с богом и тем самым устранял его самостоятельное существование. Он утверждал, что объяснение мира нужно искать внутри него самого, ибо природа есть «причина самой себя». Следовательно, существование мира не нуждается ни в какой сверхъестественной силе, т. е. боге. Спиноза подвергал критике религию, пытался познать ее происхождение и сущность. Он видел причипу появления религиозных суеверий в страхе, в непонимании людьми законов природы. Спиноза своей критикой Библии лишил ее божественности. Он показал, что она написана разными авторами на протяжении весьма длительного времени. Спиноза отвергал бессмертие души, существование загробной жизни и другие выдумки церковников.
Дальнейшее развитие атеизм получил в работах французских философов-материалистов XVIII в. В их лице, а также в лице крупнейшего немецкого материалиста XIX в. Л. Фейербаха буржуазный атеизм достиг своего высшего расцвета. Наиболее воинствующими борцами против религии и церкви были материалисты-атеисты: Ж. О. Ламетри (1709-1751), К. А. Гельвеций (1715-1771), Д. Дидро (1713-1784), П. А. Гольбах (1723-1789) и др. Все они были выразителями интересов буржуазии. Тем не менее их талантливая остроумная критика религии и церкви не потеряла своего значения и в наши дни. В. И. Лепин высоко ценил их атеистическую литературу.
Атеизм французских материалистов опирался на достижения современного им естествознания. Философы-материалисты Франции остроумно и убедительно доказывали, что любая религия состоит из сказок церковников о богах и сверхъестественных силах. Она приносит человеку большой вред, морально уродует его, заглушает в нем все человеческое и превращает в покорного раба. Французские атеисты видели источник религиозных предрассудков и заблуждений в невежестве людей, в страхе и беспомощности их перед непознанными законами природы. Поэтому, считали они, единственный путь преодоления религии — просвещение. В действительности же для того чтобы преодолеть религию, необходимо революционным путем свергнуть эксплуататорский общественный и государственный строй, который является основной причиной порождения религии. Ошибкой материалистов Франции было и то, что они недооценивали народные массы и распространяли атеизм лишь на образованные слои общества. Несмотря на отмеченные недостатки, атеизм французских материалистов сыграл большую роль в борьбе против феодализма и его религиозной идеологии.
Выдающимся представителем буржуазного атеизма был известный немецкий материалист Людвиг Фейербах (1804— 1872). Он внес существенный вклад в развитие атеизма. Уже в своих ранних работах Фейербах вопреки богословским утверждениям высказал правильную мысль о том, что нет бессмертной души, что человек как отдельная личность смертен, бессмертны лишь великие деяния его разума. Заслугой философа явилось и то, что он стремился найти земные причины возникновения религии, показать, что не бог создал человека, а человек сотворил бога по своему образу и подобию. Фейербах искал корни религии в психофизиологических чувствах человека и в окружающей его природе. По его мнению, религия существовала не всегда. Она возникла в силу определенных исторических условий. Причина ее порождения — ограниченные знания первобытного человека об окружающей природе и самом себе, его невежество, беспомощность и зависимость от стихийных сил природы. Кроме того, к заслугам Фейербаха следует отнести и то, что он дал убедительную критику так называемым богословским доказательствам бытия бога, а также развенчал сущность религиозной морали, разоблачил нравственные принципы христианства. Философ-атеист прямо писал, что для того, чтобы быть нравственным, человеку не нужна вера в бога. Более того, религию он называл «источником безнравственных действий». Немецкий мыслитель-гуманист выступал за освобождение человека от религиозных пут, мечтал о подлинном торжестве знания. Однако атеизм Фейербаха имел и недостатки. Философ не понимал социальных корней религии. Поэтому он не мог указать правильных путей освобождения людей от веры в бога. Его атеизм имел религиозную окраску, ибо он выступал за создание религии без бога, за так называемую религию человеколюбия. Фейербах пытался не уничтожить, а усовершенствовать религию. Тем не менее его атеизм сыграл большую прогрессивную роль. Он явился вершиной буржуазного атеизма на Западе. Основное сочинение Л. Фейербаха «Сущность христианства» провозгласило торжество материализма и атеизма. Оно оказало огромное влияние на формирование материалистических и атеистических воззрений К. Маркса и Ф. Энгельса. | |
Просмотров: 683 | |