Одной из наиболее эффективных форм атеистического воспитания является индивидуальная работа с верующими. Она представляет собой борьбу за каждого человека, за освобождение его от религиозных предрассудков. В современных условиях, когда Коммунистическая партия поставила практическую задачу формирования научного, марксистско-ленинского мировоззрения у каждого труженика нашей страны, необходимость в кропотливой индивидуальной работе возрастает еще больше. Это обусловливается прежде всего тем, что многие верующие, особенно сектанты, не посещают массовых мероприятий вообще, а атеистических тем более. Они считают такие мероприятия «богопротивными», ссылаются на свою занятость, удаленность местожительства и т. д.
Вместе с тем верующие, работая на заводах, фабриках, в учреждениях, колхозах и совхозах, постоянно общаются с атеистами, нередко делятся с ними своими житейскими новостями, вступают в беседы. Упускать такую возможность непосредственного общения с верующими ни в коем случае нельзя. Важно по-товарищески помочь верующему разобраться в общественной жизни, стать ее активным участником, освободиться от религии.
Под индивидуальной работой, в отличие от массовых форм антирелигиозной пропаганды, чаще всего понимается работа атеиста с одним и в редких случаях с несколькими верующими. Однако ее не следует сводить лишь к закреплению за верующим пропагандиста. Индивидуальной работой можно считать и работу атеиста с определенной группой верующих, например беседы пропагандиста, который в результате постоянных контактов со своими слушателями хорошо знает каждого из них, учитывает их запросы и интересы, приспосабливает материал к местным условиям, умело воздействует не только на сознание, но и на чувства и настроения своих подопечных, принимает во внимание их сомнения и доводы. Важно, чтобы слушатели чувствовали, что атеист обращается к каждому из них, как к отдельному лицу.
Вместе с тем в индивидуальной работе может быть и так, что усилия нескольких атеистов и даже целого коллектива направлены на одного верующего: один из пропагандистов ведет работу с ним в трудовом коллективе, другой — по месту жительства, а третий — в семье, особенно, если кто-либо из ее членов сам является атеистом и заинтересован в перевоспитании своего родственника. Необходимо, чтобы действия атеистов были согласованы.
Таким образом, индивидуальная работа — это прежде всего работа коллектива, членом которого верующий является, семьи и всей общественности. Проводится она, как правило, под непосредственным руководством одного из наиболее активных и авторитетных пропагандистов.
Индивидуальную работу приходится иногда вести не только с различными категориями верующих, но и с неверующими, которые индифферентно относятся к религии, но не выработали еще научно-материалистического мировоззрения. Это обусловливается тем, что такие люди, испытав эмоциональное воздействие религиозного культа или под влиянием искренне верующих, могут увлечься религией и прийти к твердой вере.
Кроме того, индивидуальная работа предполагает воздействие на тех, кто оказывает определенное влияние на верующего, кто его окружает. Индивидуальная работа — это борьба за человека. В ней, кроме самого верующего, сталкиваются две группы людей с противоположным мировоззрением. Причем каждая из них заинтересована в победе своих взглядов. Если сторонники религии пытаются вовлечь как можно больше людей в лоно церкви и углубить у них религиозную веру, то мы, атеисты, должны сделать все возможное, чтобы освободить человека от всякой религии, помочь ему выработать научное мировоззрение. Этого можно достичь только при условии, если усилия пропагандиста-атеиста находят самую активную поддержку со стороны общественных организаций, руководства предприятия, хозяйства, учреждения, всего коллектива.
Индивидуальную работу не следует попимать слишком упрощенно, как комплекс «душеспасительных» бесед атеиста с верующим. Нельзя забывать о том, что иногда достаточно проявить элементарную человеческую чуткость к верующему, помочь разобраться в его временных бытовых затруднениях (трудоустройство, оказание квалифицированной медицинской помощи, оформление пенсии, определение ребенка в детский сад, квартирный вопрос), чтобы он поверил в людей и стал на путь атеизма.
Индивидуальная работа включает в себя широкий круг мировоззренческих, политических, производственных и других проблем. Она неразрывно связана с формированием у верующего не только атеистического мировоззрения, но и других черт строителя коммунизма, таких как патриотизм, коллективизм, интернационализм, честность, правдивость и др. На определенном этапе индивидуальная работа может быть главной, если речь идет, например, о глубоко верующем человеке. Но в то же время не следует ее и абсолютизировать. Она скорее лишь первый, хотя и очень важный, этап в деле атеистического воспитания.
Очень важным звеном в индивидуальной работе является подготовка и умелая расстановка атеистических кадров, ибо от них в конечном счете зависит успех пропаганды атеизма. Привлекать к проведению индивидуальной работы с верующими целесообразнее всего тех, кто связан с ними в быту или на производстве, хорошо знает условия их жизни, семью и настроения.
Не следует забывать и о возрастном составе пропагандистских кадров. Лучше всего поручать это сложное дело человеку одного возраста с верующим. Он скорее сумеет вызвать своего подопечного на откровенный душевный разговор, подобрать к нему «ключи».
Самого пристального внимапия заслуживает вопрос о привлечении к пропагандистской работе женщин. Это обусловлено тем, что женщины, как правило, составляют большинство среди верующих. Понятно, что женщина женщину лучше поймет, и они скорее откроются друг другу.
При подборе кадров для индивидуальной работы приходится считаться и с предвзятым мнением многих верующих об аморальности атеистов и их тлетворном влиянии на молодежь. Такое мнение навязывается религиозными проповедниками и распространяется рядовыми верующими. Поэтому индивидуальную работу с ними следует поручать вести авторитетным людям, которые безупречно ведут себя в коллективе и в быту, общительны, отзывчивы к чужому горю, пользуются всеобщим уважением, служат примером в труде. В этом случае искренние, убедительные, идущие от всего сердца выступления пропагандиста даже против религии не вызывают у верующих столь резкого осуждения, а сам он заслуживает чаще всего уважения и похвалы. «В бога не верует, а человек хороший и мпого знает»,— говорят о таком пропагандисте верующие.
В отношениях с верующими атеист не может допускать никакой лжи и фальши. Только правдивость, честность, подлинное уважепие к человеческому достоинству верующего, искренняя заинтересованность в его дальнейшей судьбе, готовность в любой момент прийти на помощь позволят пропагандисту завоевать настоящий авторитет. Именно такое отношение к верующему лучше всего убедит его в том, что пропагандист достоин уважения и доверия.
В индивидуальной работе атеисту приходится со своей стороны проявлять огромную выдержку, терпепие, такт. Нельзя отмахиваться от вопросов верующего даже в том случае, если они на первый взгляд покажутся нелепыми. Надо всегда разобраться, почему верующий спрашивает об этом, дать нужный ответ и всячески поощрять его стремление к общению. В такого рода общениях верующий раскрывает себя и дает возможность собеседнику воздействовать па пего. Верующий должеп попять, что в нем пропагандист-атеист видит не только объект агитации, а и товарища, который стремится ему помочь многое уяснить, и что делает он это не по чьей-то указке, принуждению, а исходя из своих личных побуждений, по доброте своей души. В таких случаях верующий внимательнее прислушивается к голосу атеиста.
В индивидуальной работе особенно важно учитывать дифференциацию верующих, в том числе по конфессиям, по демографическим дапным, по степени приверженности к религии, по мотивировке причин религиозности и т. д. Одно дело, когда перед нами руководитель религиозной общины, а другое — когда рядовой верующий. Разговор с религиозным фанатиком будет отличаться от беседы с колеблющимся или с тем, кто лишь формально, по привычке исполняет церковные обряды. Нужен различный подход к молодежи и пожилым людям, к образованным и малограмотным, к женщинам и мужчинам, к католикам и баптистам и т. д.
Одним из условий успешной работы с верующим является знание его индивидуальных особенностей. Верующий это не абстрактный носитель религиозных верований, а конкретный человек со своим жизненным опытом, со своей психологией. И к религии он пришел своим путем. А следовательно, и отход от нее у каждого верующего чаще всего будет характеризоваться определенной спецификой, своеобразием, в некотором роде даже неповторимостью.
Нельзя забывать, что в сознании верующего уживаются рядом здравый смысл и слепая вера, житейская практичность и религиозные предрассудки, обыкновенные человеческие чувства и религиозные переживания.
Опытный пропагандист и организатор атеистической воспитательной работы постарается прежде всего раскрыть человеку глаза на окружающую действительность, отыщет у него лучшие черты и способности, направит все это в нужное русло.
Пропагандист-воснитатель всегда должен помнить о том, что современные верующие в большинстве своем патриотически настроенные люди, которые участвуют в строительстве коммунизма, должен быть человеком, глубоко заинтересованным в дальнейшей судьбе верующего, в возвращении ему подлинных жизненных идеалов.
Никакие оскорбления религиозных чувств в этом деле просто недопустимы. Процесс перевоспитания длится иногда годами. И спешить здесь нельзя. Если пропагандист-атеист перевоспитает хотя бы одного верующего, он сделает большое дело, вернет человеку счастье, а обществу — полноценного человека.
В индивидуальной работе приходится учитывать и те сложные жизненные обстоятельства, в которые иногда попадают наши люди. Ведь не секрет, что религиозные активисты чаще всего объектом психологической обработки избирают больпых и одиноких людей, вдов и инвалидов. На них легче воздействовать. Эти люди, попав в трудное положение, скорее поверят даже в то, что в обычной обстановке казалось им несомненно ложным.
Огромное значение для достижения успеха в индивидуальной работе имеет выяснение характера религиозности верующего, ее объективных и субъективных причин. Кроме общих причин существования религиозных пережитков, не менее важно знать, чем верующий мотивирует свою религиозность, ведь каждый поступок, как правило, в какой-то степени мотивирован. А эти мотивы могут быть самыми разными. Одним религия нужна для объяснения многих непонятных явлений, другие находят в ней для себя наслаждение и успокоение, третьи мотивируют свою религиозность тем, что религия якобы является хранительницей морально-этических норм человека, а некоторые верят в бога «на всякий случай». В зависимости от мотивировки религиозности каждая группа верующих требует своего подхода. Следует также помнить, что и сами мотивировки чаще всего не выступают в чистом виде. Поэтому целесообразнее всего непосредственно атеистическую работу с верующими начинать с развенчания главного мотива его религиозности. Сам по себе отход от религии — это глубочайший душевный переворот. Ему чаще всего предшествует внутренняя борьба, тяжкие сомнения, серьезные раздумья и споры. Поэтому в работе с верующим необходимо прежде всего посеять зерна сомнения в правильности религии, заставить его критически отнестись к своим воззрениям, взглянуть на себя со стороны, поддержать его в трудную минуту сомнений и колебаний, постараться максимально уменьшить болезненность пробуждения от религиозного сна.
Начинать работу следует лучше всего с установления доверительного контакта с верующим. Первые встречи и беседы с верующими могут быть иногда даже «случайными», а тема разговора на первый взгляд и незначительной. Пропагандист может сообщить интересный факт, рассказать эпизод из своей жизни или жизни знакомых, дать практический совет, а может и сам обратиться к верующему за «помощью» или каким-либо советом. Конечно, все это должно быть хорошо продумано, сделано к месту и ненавязчиво. Круг тем в каждом конкретном случае лучше всего ограничивать областью внерелигиозных интересов верующего: профессия, хозяйственные дела, личная жизнь, мода, рыбалка, местные новости, воспоминания о событиях прошлых лет и т. д.
Для бесед на начальном этапе атеистического воспитания используется такой материал, в котором как по форме, так и по содержанию антирелигиозная направленность не выпячивается на первый план или даже отсутствует. Для этих целей лучше всего подходит естественнонаучный материал, факты и события общественной жизни. По такому же принципу подбираются книги для верующего, даются рекомендации посетить кино, спектакли и концерты. Задача разрушения религиозных переживаний на этом этапе работы с верующим еще не ставится. Атеист скорее ищет пути и возможности формирования у него новых безрели-гиозных воззрений и чувств. И только постепенно делается переход от воспитания безрелигиозных чувств, безрелигиоз-ной психологии к открытому идеологическому спору. Но и вступать в спор вначале лучше только по тем вопросам, по которым у верующего появились сомнения, неясности и т. д., добиваясь в результате полного преодоления религиозных чувств и религиозной идеологии.
Пропагандисты атеизма на данном этапе индивидуалы ной работы с верующим являются не столько разрушителями религиозных верований и чувств, сколько творцами нового, научного мировоззрения, сила и истинность которого подтверждается самой жизнью. В этом деле огромную помощь оказывают достижения современной науки. Используя научные данные в атеистической работе, важно добиться, чтобы в них поверил верующий. Поэтому верующим нужно не только рассказывать о научных достижениях, опровергающих религиозные представления о мире, но и раскрывать, как наука пришла к таким выводам, какими аргументами она пользуется. А параллельно целесообразно остановиться и на религиозных взглядах по рассматриваемым проблемам, чтобы показать, на чем они основаны, как с позиций научного мировоззрения опровергаются доводы церковников. Важно шаг за шагом закреплять достигнутые успехи, постоянно содействовать глубокому и полному эмоциональному и духовному развитию личности, формированию твердых, устойчивых научных убеждений.
Практика свидетельствует, что еще нередки случаи, когда атеисты затрачивают много усилий, чтобы помочь верующему освободиться от религиозных взглядов и порвать с церковью, а потом забывают о нем. Такой верующий, не имея твердых научных убеждений, иногда возвращается в лоно церкви. И на этом всякий раз спекулируют идеологи религии.
Пропагандисту в ходе индивидуальной работы с верующим нужно знать как можно больше о своем подопечном, о его прошлом и настоящем, о радостях и горе, постоянно фиксировать малейшие перемены в его воззрениях. С этой целью хорошо вести дневник своих наблюдений, что сделает работу с верующим более плодотворной и целенаправленной.
Индивидуальная работа сложный и многосторонний процесс. Она требует от пропагандиста огромных знаний, такта и умения вести ее. Являясь одной из наиболее эффективных форм атеистического воспитания трудящихся, индивидуальная работа способствует вовлечению всех верующих советских граждан в активное строительство коммунизма и тем самым содействует окончательному преодолению у них религиозных пережитков.
| |
Просмотров: 570 | |