В формировании научного материалистического мировоззрения важную роль играет антирелигиозная пропаганда, которая должна быть прежде всего научной. Она должна нести в массы самые передовые идеи современности, новейшие достижения естественных и общественных наук, глубоко и аргументированно раскрывать научные основы материалистического мировоззрения.
Вместе с тем атеистическая пропаганда должна быть популярной, т. е. доступной и понятной всем слоям трудящихся. Однако популярность не исключает научности. Она лишь требует от пропагандиста излагать научный материал в живой, образной и увлекательной форме.
Атеистическая пропаганда достигает успеха лишь тогда, когда она ведется не от случая к случаю, а систематически, повседневно, когда оиа охватывает все слои и группы населения, доходит до каждого человека. Формы и методы ее разнообразны. В практике чаще всего выделяют массовую атеистическую пропаганду и индивидуальную работу с верующими. Эти формы атеистической деятельности пе являются противоречащими и взаимоисключающими, а наоборот, каждая из mix, имея свои особенности и преимущества, дополняет другую.
К массовым формам антирелигиозной пропаганды относятся лекции, беседы, громкие читки, вечера вопросов и ответов, устные журналы, тематические вечера и др.
Атеистическая лекция — это наиболее распространенная форма устной пропаганды научных знаний, самый массовый, проверенный многолетним опытом способ общения с людьми, одпа из важнейших форм антирелигиозной работы среди трудящихся. В лекциях подробно и аргументированно излагаются наиболее актуальные проблемы. Преимущество лекции перед другими формами пропаганды заключается в массовом охвате слушателей и в возможности непосредственного общения с ними лектора. Отсюда ее содержание и форма изложения должны быть хорошо продуманы. В атеистической лекции нельзя упускать из виду даже такого, казалось бы, на первый взгляд незначительного факта, как ее пазвапие. Неуместны кричащие названия типа: «Религия — опиум народа», «Религия — враг трудящихся», «Вред сектантства». Подобного рода названия лекций способны только отпугнуть верующих.
Хороший лектор, выступая на одну и ту же тему, учитывает состав слушателей, пикогда не читает один и тот же текст. Он меняет форму изложения материала в зависимости от образовательного уровня слушателей, их отношения к религии и атеизму. Лектор обязан учитывать местные условия. Не следует усложнять лекцию иностранной и специальной терминологией. Однако нельзя при этом отказываться от сложных философских терминов. Их надо употреблять, но в меру, а в отдельных случаях, где это необходимо, давать объяснения. Лекция должна быть популярной, но без снижения ее научного уровня. Она не должна превращаться и в набор интригующих публику сенсационных фактов. Не следует излишне увлекаться критикой аморального поведения церковников и сектантских проповедников. На лекции должен вестись серьезный разговор по коренным, наиболее важным проблемам критики религии, ее реакционной сущности, происхождения и путей преодоления, о достижениях науки в различных областях. На современном этапе следует уделять большее внимание лекциям на темы нравственности, и в них не только давать критику религиозной морали, но и показывать преимущества нравственных идеалов коммунизма перед религиозными идеалами. Такие лекции имеют большое значение потому, что религия ищет в морали свое последнее убежище и пытается нравственность поставить в прямую зависимость от религиозности.
Большой эффект имеют лекции, в которых авторы в подтверждение хотя бы отдельных положений используют местный материал, конкретные примеры из жизни самих слушателей. Приезжий лектор такие примеры может получить из местной печати, от руководителей учреждений и организаций. Однако местными примерами надо пользоваться умело и очень осторожно, чтобы не оскорбить религиозных чувств верующих. Цитировать же так называемые священные книги следует точно, пе допуская никакого отступления от текста, иначе верующие по допущенной ошибке лектора будут судить и обо всей лекции.
Кроме непосредственного выступления перед аудиторией, все большее право завоевывают лекции по радио и телевидению. Атеистическая лекция непосредственно перед аудиторией имеет ряд преимуществ по сравнению с лекциями по радио и телевидению. Так, лектор, зная своих слушателей, видя их реакцию, может сразу ответить на их вопросы и даже побеседовать с ними. Учитывая особенности слушателей, лектор может приспособить содержание лекции к их уровню и запросам.
Есть некоторые преимущества и у лектора, выступающего по радио и телевидению. Он имеет самую массовую аудиторию. Выборочные социологические исследования показывают, что среди радиослушателей и телезрителей большой процент и верующих. Поэтому такие выступления накладывают на лектора еще большую ответственность как за содержание выступления, так и за форму его изложения. Хорошо зарекомендовали себя в антирелигиозном воспитании циклы атеистических лекций по определенной тематике с учетом местных условий и состава слушателей.
Наиболее оперативной, а вместе с тем простой и действенной формой атеистической пропаганды, одним из самых доступных средств общения пропагандиста с людьми являются беседы. Тематика их может быть очень разнообразной. В беседах, в отличие от лекций, рассматриваются конкретные и даже частные вопросы. Одним из основных требований, предъявляемых к беседам, является широкое использование местного материала, учет общественного мнения, а также товарищеская забота о верующем собеседнике и доверительное отношение к нему. Беседы чаще всего носят групповой характер, но могут вестись и с одним собеседником. Хотя это и более простая форма атеистической работы, однако она требует не меньшей подготовки, чем лекция, так как, рассматривая частные вопросы, она решает сложные атеистические проблемы. К особенностям бесед относятся прочный контакт со слушателями, непосредственное обращение к ним, прямые ответы на их вопросы и замечания, непринужденная обстановка. Правда, последнюю должен создать сам организатор беседы. При этом важную роль играет его авторитет, поведение и отношение к присутствующим. Нельзя обойтись в такой беседе и без здорового юмора. Приводимые факты должны быть убедительными. В ходе беседы желательно не излагать весь материал по данному вопросу сразу. В методическом плане гораздо важнее умело направлять беседу, ставить вопросы так, чтобы столкнуть разные мнения самих слушателей. Пропагандист должен стараться подвести присутствующих к правильным выводам. Это очень важный и ответственный момент во всей беседе, потому что такие выводы оцениваются слушателями как собственные убеждения, а не навязанные кем-то со стороны.
Любую атеистическую беседу не следует начицать с критики религии. Желательно вначале сообщить слушателям какой-либо увлекательный факт или поставить перед пими интересный вопрос. Лучше всего, когда такие беседы проводятся систематически и с определенным кругом слушателей.
Если пропагандист ведет работу с малограмотными слушателями, которым трудно самим читать художественную литературу, журналы, а тем более научно-атеистические статьи и брошюры, то очень эффективной формой антирелигиозного воспитания являются громкие читки. На многих слушателей действует весьма убедительно прочитанный отрывок из художественного произведения или научно-популярной брошюры, удачно подобранная заметка в газете или журнале. Следует отметить, что очень часто слушатели делятся впечатлениями об услышанном со своими родственниками и знакомыми и тем самым содействуют распространению атеистического мировоззрения. Иногда громкие читки, если, конечно, позволяет время и обстановка, неплохо заканчивать непринужденной беседой с привлечением местного материала.
Вечер вопросов и ответов — одна из действенных форм научно-атеистической пропаганды. Для сбора вопросов рядом с красочной афишей, призывающей принять участие в таком вечере, вывешиваются специальные ящички. Организаторы вечера просматривают все поступившие вопросы, систематизируют их по тематике и распределяют между специалистами, которым поручается подготовить ответы. Ответы должны быть краткими, но убедительными. Пропагандисты заранее подбирают яркие примеры, запоминающиеся иллюстрации. Можно подобрать несколько наиболее интересных книг по тому или иному вопросу и порекомендовать их слушателям для более подробного и глубокого изучения. Если вопросов очень много, можно ответить на более общие, а на отдельные дать ответы в частном порядке или перенести их на другой вечер. Иногда бывает и так, что при организации первого вечера поступает мало вопросов. В этих случаях допустимо, чтобы организаторы продумали сами, какие вопросы следует осветить па вечере.
Если у слушателей возникают дополнительные вопросы, то лучше па них ответить сразу. Не обязательно вечер вопросов и ответов превращать в чисто атеистический. Можно включить в программу различные вопросы: по медицине, праву и т. д. В этих случаях лучше всего проводить так называемые устные журналы. Эту форму атеистического воспитания, как и другие, желательно использовать систематически. Для устного журнала вопросы чаще всего подбираются самими организаторами, конечно, с учетом местных условий и состава слушателей. Устный журнал обычно состоит из нескольких «страничек», каждая из которых посвящена отдельному вопросу. Желательпо, чтобы вопросы были из разных отраслей знаний. Это привлекает большее количество участников. Каждый вопрос освещается специалистами. Содержание (оглавление) устного журнала заранее сообщается красочно оформленной афишей-рекламой.
Тематический вечер представляет собой комплексное мероприятие, посвященное всестороннему и глубокому раскрытию одной какой-либо темы. Он включает краткую лекцию, художественную часть (пьесы, стихи, рассказы) или показ атеистических кинофильмов, выставку, обзор литературы по данной теме, демонстрацию химических опытов и т. п. Для такого вечера важно не только удачно выбрать тему, но и подобрать различный материал с таким расчетом, чтобы весь он преследовал одну цель: раскрывал ярко и убедительно одну тему. На подобных вечерах, как во всей системе атеистического воспитания, недопустимо оскорбление религиозных чувств верующих.
Неоценимое значение в антирелигиозном воспитании играют встречи с бывшими верующими, которые на собственном опыте убедились в ложности религии и порвала с ней.
Следует помнить, что ни одна форма атеистической пропаганды не заменяет другую. Каждая из них применяется в зависимости от местных условий, состава слушателей, наличия атеистических кадров. Желаемый эффект достигается только тогда, когда в антирелигиозной работе сочетаются различные формы воздействия, когда она проводится систематически и с душой, а ее научное содержание излагается доступно, ярко, увлекательно и эмоционально. Для более успешного атеистического воспитания следует воздействовать не только на сознание, но и на чувства верующих, па их эмоции. С этой целью желательно шире использовать литературу и искусство. Формы использования в атеистическом воспитании литературы и искусства могут быть самыми разнообразными: лекции и художественные выставки, посещение музеев и планетариев, литературные вечера и конференции, коллективный просмотр атеистических спектаклей и кинофильмов, музыкальные вечера и т. д. | |
Просмотров: 547 | |