Цель атеистического воспитания — преодоление у верующих религиозных предрассудков и формирование у всех трудящихся научного материалистического мировоззрения. Оно является составной частью коммунистического воспитания, всецело подчинено задачам строительства нового общества и тесно связано с преобразованиями в экономической, социальной, политической и культурной жизни. Развитие экономики и культуры, переустройство быта на коммунистических началах и вовлечение широких масс в активную общественно-политическую и трудовую деятельность служат объективной основой воспитания воинствующих атеистов. Однако сами по себе эти преобразования еще не делают человека атеистом.
Научное атеистическое воспитание является сложным и многосторонним процессом. Наряду с объективной оно имеет и субъективную сторону, к которой относится прежде всего целенаправленное идеологическое воздействие на людей для выработки у них научно-атеистического мировоззрения. Это воздействие отличается многообразием способов передачи атеистической информации. К этим способам относится устная пропаганда и печать, радио и телевидение, кино и театр, художественная литература и искусство. Атеистическое воспитание характеризуется и разнообразием форм и методов воздействия. К ним относятся лекции, беседы, вечера вопросов и ответов, тематические вечера, посещение планетариев и музеев, встречи с бывшими верующими, внедрение безрелигиозных обрядов, вовлечение верующих в активную производственную и общественную деятельность.
Основные принципы атеистического воспитания. Действенность атеистического воспитания зависит от соблюдения основных принципов его осуществления. Одним из них является принцип всеобщности атеистического воспитания, он требует охвата этим воспитанием всех граждан, которые еще не стали сознательными воинствующими атеистами, особенно детей и молодежи. Всеобщность атеистического воспитания вытекает из задачи максимального сокращения воспроизводства религиозности среди подрастающего поколения советского общества. При этом необходимо учитывать повышенную восприимчивость детей, особенно в период формирования у них основ мировоззрения. Не менее важно охватить атеистической работой и престарелых, ибо она не только помогает им самим освободиться от религиозного дурмана, но и снижает влияние верующих на воспроизводство религиозности у детей.
Принцип всеобщности в атеистическом воспитании тесно связан с принципом дифференцированного подхода к различным людям. Он обязателен не только в индивидуальной работе, но и применительно к массовым формам атеистического воспитания. Согласно этому принципу, необходимо учитывать классовую и национальную принадлежность воспитуемых, род их занятий и уровень образования, их отношение к религии и атеизму, возраст, пол и т. п. К тому же в воспитательной работе с верующими надо учитывать, что у каждого из них свои интересы, запросы, черты характера, да и причины, приведшие их в лоно церкви, разные.
Важным принципом атеистической работы является ее неразрывная связь с основными направлениями коммунистического воспитания. Каждое воспитательное мероприятие, любые выставки, лекции, брошюры, радио- и телепередачи, посвященные проблемам коммунистического воспитания, должны строиться с учетом атеистических целей, поскольку атеистическая направленность воспитательных мероприятий повышает их эффективность.
В атеистическом воспитании определенную роль играет принцип единства критического и позитивного. Это значит, что антирелигиозная пропаганда должна иметь не только критическое, но и позитивное, созидательное содержание. На современном этапе эта сторона является наиболее важной частью атеистического воспитания. Намного важнее сформировать атеистические взгляды, уберечь трудящихся от религиозного воздействия, чем перевоспитывать, вырывать их из лона церкви. Необходимо заниматься атеистическим воспитанием не только среди верующих, но и среди неверующих. Ведь со смертью верующих того или иного поколения религия не умирает. На смену одним верующим приходят другие. Религиозность воспроизводится, хотя и в меньших размерах. Поэтому главная задача атеистического воспитания состоит в перекрытии всех каналов воспроизводства религии.
Одним из необходимых условий научно обоснованного атеистического воспитания является его эмоциональная насыщенность, которая содействует не только вытеснению у верующих религиозных эмоций, связанных с представлениями о сверхъестественных объектах, но и замене их человеческими чувствами, способными удовлетворить нравственные и эстетические потребности человека.
Не мепее важпыми принципами атеистического воспитания являются его последовательность, систематичность и целеустремленность.
Успех атеистического воспитания зависит от претворения в жизнь упомянутых выше мероприятий и соблюдения осповных его принципов, что в свою очередь зависит от активного включения в работу по атеистическому воспитанию различных организаций и учреждений — партийных, советских, профсоюзных, комсомольских и пионерских организаций, общества «Знание», союзов творческих работников, школ, техникумов и других учебных заведений, а также культурно-просветительных учреждений.
Главным методом атеистического воспитания является метод убеждения. Важно на конкретных примерах и фактах с использованием огромного материала из разных областей знания показать верующим несостоятельность религиозного миропонимания, убедить их в пользе и преимуществе научного мировоззрения. Только методом убеждения можно пробудить верующих от религиозного сна, воспитать у них сознательное критическое отношение к религии. Для этого, подчеркивал В. И. Ленин, «...массам необходимо дать самый разнообразный материал по атеистической пропаганде, знакомить их с фактами из самых различных областей жизни, подойти к ним и так и эдак для того, чтобы их заинтересовать, пробудить их от религиозного сна, встряхнуть их с самых различных сторон, самыми различными способами и т. п.» | |
Просмотров: 664 | |