Не научит добру та мораль, которая основана на возвеличении бога за счет унижения человека, попрания его чести и достоинства. Однако среди значительной части верующих распространено ошибочное мнение о том, что важнейший путь к гуманности лежит через соблюдение религиозной нравственности, особенно «заповедей» господних.
Иудейские и христианские богословы утверждают, что нравственные предписания впервые открыты богом Ягве пророку Моисею на горе Синае. Христианские церкви придерживаются Моисеева десятисловия, конкретизированного и дополнепного в евапгельских поучепиях Иисуса Христа.
Первые четыре библейские заповеди: верить в единого бога, не создавать себе кумира, не произносить имени господа напрасно, праздновать субботу — связаны с почитанием бога. Мотивом для их соблюдения служит стремление верующего спасти свою душу. Если будешь любить бога, проповедуют церковники, оп позаботится о твоей душе. А что же сделал бог, которого падо любить? Оказывается, если верить богословским утверждениям, он создал людей. А с какой целью? Если призадуматься, то получается, что он это сделал единственно из тщеславного побуждения иметь перед собой существа, которые бы им восхищались, боялись его и падеялись вымолить у него блаженство на том свете. Если верить священным книгам, господь сам сделал людей грешниками п за это же их наказывает. За небольшие проступки перед ним отправляет их в ад; за недостаточное почитание своей особы посылает па людей войны, болезни. Помиловать он может только тех, кто приносит жертвоприношения. Ясно, что любить такого бога не за что. «Совершеннейший» бог не имеет, по существу, морального права предписывать людям то, чего он сам не соблюдает.
Неубедительным является и утверждение священнослужителей: человек должен вести себя хорошо и любить бога для того, чтобы этим завоевать себе место в раю. В этом требовании заключена эгоистическая идея: забота только о себе, а не обо всех людях.
Марксистская этика учит, что в основе истинной морали должна быть подлинная человечность. Только между людьми могут устанавливаться нравственные отношения. Религия же, прежде всего, требует любви к богу. Перечисленные религиозные заповеди оказывали вредное влияние па нравственность, так как в течение тысячелетий препятствовали развитию светской морали.
Среди остальных семи заповедей есть и вполне разумные нравственные предписания: не убивать, не воровать, не лгать, почитать родителей и др. Они существовали еще до возникновения религиозных верований. Однако в интерпретации церковников они звучат кощунственно и антиобщественно. Почитание родителей, оказывается, мотивируется эгоистическими побуждениями: тогда «продлятся дни твои на земле». Вся же забота родителей, оказывается, сводится к умению наказывать детей за ослушание. К тому же под родителями, согласно учению церкви, следует понимать не только отца и мать, но и царей, представителей власти, гражданских и духовных начальников. Почитание таких «родителей» якобы приближает человека к богу. Таким образом, хотя эта заповедь в своей отвлеченной формулировке отражает простую норму нравственности, в церковном истолковании и применении она выражает интересы господствующих классов.
Весьма своеобразное толкование давала религия и заповеди «не убий». Согласно Ветхому завету, эта моральная норма охраняла жизнь только членов одного из «колен Израилевых», заключивших договор с Ягве. Ее охранительная функция не распространялась на тех, кто поклонялся другому богу, принадлежал к другому роду. Иисус Христос, согласно этой заповеди, грозит страшным судом тем, кто не верует в его спасительную миссию.
История полна трагических примеров массовых убийств под прикрытием религиозных лозунгов. В эпоху средневековья западноевропейские феодалы под видом крестовых походов осуществляли свою захватническую политику в восточных странах.
Ныне богословы утверждают, что библейская заповедь «не убий» сводится к запрету уничтожать все живое. Подобная трактовка не согласовывается с первоначальным смыслом этой заповеди, к тому же она нереальна.
Заповеди не воровать и не посягать на имущество другого были призваны укрепить институт частной собственности, защитить интересы богатых. В то же время религиозные заповеди ничуть не мешали социально организованному грабежу — эксплуатации человека человеком.
Подобный смысл имеют и нравственные предписания Корана. Их задача —• убедить мусульманина, что «без воли Аллаха ни один волос не упадет с головы человека». Ислам требует неотступно думать о боге, чтить ангелов и пророка, смирять гордыню, покоряться властям и сильным мира сего, ибо все это якобы от бога. В Коране, наряду с этими, приводятся те же заповеди, что и в Библии: не убивать, не воровать и т. д.
Социальный вред заповедей и предписаний Корана, как и Библии, заключается в том, что они сковывают волю народных масс в борьбе за счастье на земле, ориентируя на поиски его в загробном мире.
Сторонники религиозной морали пытаются доказать, что в моральном кодексе строителя коммунизма использованы «отдельные положения» христианской и других религий. Такие попытки богословов несостоятельны. Заповеди нельзя отделить от того религиозно-церковного смысла, который опи в себе содержат.
Не выдерживает критики и религиозная проповедь всеобщей любви и непротивления злу, которую верующие считают важнейшей после заповеди любить бога. Евангельское изречение: «Возлюби ближнего, как самого себя» — многими из них воспринимается как универсальный нравственный закон, соблюдая который можно якобы стать миролюбивым, дружелюбным, гуманным. Но это не так. Здравая логика не позволяет человеку пользоваться абстрактной любовью к абстрактным людям, относиться одинаково к добрым и злым, честным и бесчестным, друзьям и врагам.
Почему же вопреки логике жизни и здравому смыслу проповедуется эта заповедь? Она вытекает из сущности самого христианства. Ближним, как указывалось выше, считается не всякий, а единоверец. Верующий, в силу этого требования, не может любить других больше, чем себя. Ему надо продемонстрировать свою предаппость богу, чтобы понравиться ему, заслужить его награду, спасти собственную душу.
Дело христианина, утверждают богословы, любить бога, а не судить о поступках людей: бог сам их рассудит, каждому воздав должное. «Не судите и не будете судимы; пе осуждайте и не будете осуждены; прощайте и прощены будете». Отсюда вытекает и требование всепрощения и непротивления злу. Создается впечатление, что сам человек не в состоянии разобраться, где добро, а где зло. Эго определяет только бог. Человеку остается поступить так, как Христос, т. е. прощать врагов, па зло отвечать добром. Кроме того, поучают богословы, путь к добру лежит через зло; чем больше человеку причинят зла и страданий, тем больше он будет иметь шансов попасть в рай. А там бог вознаградит за страдания. Значит, по мнению священнослужителей, не надо противиться злу, искоренять его насилием. Бьют по левой щеке, подставь правую; пусть потешаются враги — все равно они будут наказаны богом. Возможно, они сами устыдятся своих поступков.
Социальный вред этих проповедей неизмерим. Они веками сковывали волю угнетенных, мешали им в борьбе за свое социальное освобождение. В современных условиях проповедь всепрощения и непротивления злу также приносит огромный вред верующим. Конечно, советским людям не чуждо умение прощать. Они прощают мелкие обиды, незначительные проступки, оплошности в надежде па то, что человек их больше не повторит. Во всех же других случаях именно наша коммунистическая гуманность повелевает вести решительную борьбу со злом, па насилие отвечать насилием. Нельзя проходить мимо зла: провокаций со стороны врагов мира и свободы, фактов бандитизма и хулиганства, разврата и алкоголизма, стяжательства и других пороков. Со злом надо решительно бороться.
Видя, как все большее и большее число верующих навсегда порывает с религией, богословы начинают все настойчивее развивать еще один тезис — о так называемой хорошей религиозной морали и недостойных ее мирянах. Однако в действительности «хорошей» можно считать только ту нравственность, которая не только провозглашает идеалы, но и побуждает людей бороться за претворение их в жизнь. Это хорошо понимают многие верующие. Поэтому они все больше порывают с религиозной моралью. И дело здесь не в плохих мирянах, а в антигуманной сущности религиозной нравственности.
Коммунистическая мораль — самая гуманная. Она отстаивает подлинное достоинство человека, его социальные права.
Эта мораль, атеистическая по своему содержанию, прекрасна, истинно человечна. Как подчеркивал К. Маркс, научный атеизм способствует развитию «теоретического гуманизма», а коммунизм, создающий наилучшие условия для человека, «означает становление практического гуманизма» *.
Советский парод успешно строит новое общество, где утверждается заботливое и уважительное отношение к каждому человеку. Однако и в современный период коммунистическая мораль не утратила своей классовой природы. Гуманизм — понятие классовое. Поэтому мы не принимаем религиозные заповеди всеобщей любви и непротивления злу.
Религиозная и коммунистическая мораль несовместимы. Поэтому полное преодоление отживающей религиозной нравственности — одна из главнейших задач идеологической работы Коммунистической партии. | |
Просмотров: 574 | |