Религия дает социально вредное истолкование таким моральным чувствам, как любовь к родине, коллективизм, трудолюбие, гуманность. Не лучшее объяснение получают у нее и другие важнейшие проблемы нравственности: достоинство и честь личности, счастье и смысл жизни, долг и совесть, добро и зло, элементарные правила человеческого общежития.
Коммунизм борется за формирование полноценной, всесторонне развитой личности, гармонически сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Характерными чертами советского человека являются высоко развитое чувство собственного достоинства, гордости и чести, оптимизм, вера в собственные силы. Он — полновластный хозяин своей страны и смысл жизни видит в том, чтобы построить на земле справедливое общество, где все без исключения люди будут свободны, равны, счастливы. Счастье советский человек связывает с нравственной удовлетворенностью от полноты использования всех своих духовных и физических сил для общественного и личного блага. Такому идеалу резко противоречит религиозное понимание счастья.
Мифический Христос в своей Нагорной проповеди утверждает, что «блаженны нищие духом, ибо их есть царство небесное», «блаженны кроткие, ибо они наследуют землю», составляют «соль земли» и «свет мира». В этой проповеди дан христианский идеал человека. В представлении церковников такому идеалу соответствует тихий отшельник, замкнувшийся в себе, постоянно проводящий время в молитвах.
В понимании верующих бог — совершеннейшее существо, а человек — бессильная тварь, не могущая справиться даже с собственной плотью. Человек — божий раб, червь. Только богу доступно понимание конечной цели развития общества. Им все предусмотрено. С этими утверждениями богословов согласиться нельзя. Как было показано в других разделах, вера в божественное предопределение порождает пассивность и безволие человека, принижает его собственное достоинство.
К. Маркс писал: «Социальные принципы христианства превозносят трусость, презрение к самому себе, самоунижение, смирение, покорность, словом — все качества черни, но для пролетариата, который не желает, чтобы с ним обращались, как с чернью, для пролетариата смелость, сознание собственного достоинства, чувство гордости и независимости —- важнее хлеба» 1.
Религия разработала концепцию страдания и искупления. Христианство объявило страдание благом, поскольку оно якобы продолжает путь, который начал Христос для искупления греховности людей. «Христос терпел и нам велел»,— говорят верующие, оправдывая даже такие страдания, как болезнь, голод, безвременную смерть, а также проповедь аскетизма.
Аскетизм — моральный принцип, предписывающий людям самоотречение, отказ от земных благ и наслаждений. Его корни уходят в глубокую древность, когда человек жил преимущественно за счет охоты и рыбной ловли или примитивных земледельческих работ. Ему приходилось часто недоедать, переносить лишения. Поэтому от него требовалось мужество, физическая и правствепная стойкость в борьбе с длительными трудностями. Позднее все это нашло своеобразное закрепление в ритуалах и обрядах.
Таким образом, аскетизм был обусловлен тяжелой жизнью древннх людей.
Религия по-своему использовала этот нравственный принцип. Христианство, например, стало проповедовать идею отказа человека от мирских благ во имя спасения его души. Эта идея объективно выражала интересы господствующих классов. Пусть богачи, утверждали богословы, живут роскошно, в свое удовольствие, после смерти у них будет меньше шансов попасть в рай; если на долю бедняков достались страдания, самоограничение, голод, нищета, то после смерти они обретут вечное блаженство. Чтобы идеи аскетизма были более привлекательны для народных масс, церковь окружила ореолом святости монахов, отшельников, великомучеников.
Христианская проповедь аскетизма служила идеологическим средством оправдания классового строя, эксплуатации человека человеком.
Марксистский атеизм решительно отрицает чуждую коммунистической морали проповедь аскетизма. Коммунизм в качестве основного принципа провозглашает: «Все во имя человека, для блага человека». Советские люди для того и трудятся, чтобы создать изобилие материальных и духовных благ для всех. Если им временно и приходилось идти на трудности, самоограничения, то делалось это потому, что того требовала суровая обстановка. Заботу об удовлетворении запросов людей наша партия считает важнейшей. Однако человек не должен сводить смысл жизни лишь к удовлетворению бытовых потребностей. Жизнь советских людей должна строиться так, чтобы способствовать всестороннему и гармоничному развитию личности.
Религия же старается увести человека от мирских забот, а материальные потребности объявляются постыдными, низменными, отвлекающими от богослужения.
Земная жизнь, учит религия, лишь кратковременный период испытаний человека богом. Вечная жизнь ждет его в потустороннем мире. Лишь те обретут ее, кто верно служил богу. Поэтому счастье человека падо искать не па земле. В познании бога и стремлении к нему — цель и смысл жизни верующего. Задача человека состоит лишь в полном подчинении своей воли, чувств и поступков божественной воле. Следовательно, согласно религии, смысл жизни верующий должен искать в потустороннем мире.
В полной самоотдаче человека богу религия видит его долг, совесть и добро. Она связывает эти категории с основным «божественным нравственным законом». В последнем различаются две стороны: «внутренний», «естественный», присущий человеку от рождения моральный закон, вселенный в души людей богом и ставший их совестью, и «внешний», или «откровенный», нравственный «закон», преподанный людям через пророков в виде словесных предписаний. «Внутренний» нравственный закон касается всего, он вечен и неизменен. «Внешний» дается в форме заповедей, регламентирующих отдельные стороны поведения людей. Всеобщий «божественный нравственный закон», поучают богословы, является духовной потребностью человека, живет в его «сердце», независимо от того, пропускает его или пет личность через свой разум. Его источник — в божественном разуме.
Если долг, учит церковь, может выражаться как в виде первичных обязанностей человека перед богом, так и в совокупности некоторых вторичных, земных обязанностей перед людьми, то совесть — лишь «глас божий», не зависящий от отношений с другими.
Выполнение человеком долга перед богом в соответствии со своей совестью объявляется церковью частным проявлением божественного добра (благодати). В целом же добро, по мнению богословов, абсолютное свойство бога. Добро и зло можно понять лишь соотносительно с религией: если поступок способствует укреплению веры, то он выражает добро; если пет — то зло.
Коммунистическая этика решительно отвергает такое мистическое объяснение нравственных категорий. Долг определяется как совокупность осмысленных и прочувствованных обязанностей человека перед обществом, классом, коллективом, семьей. Он обусловлен необходимостью согласования, а в случае конфликта между личностью и обществом — подчинения своей воли общественным интересам. Все советские люди, как правило, выполняют свои обязанности добровольно, в силу высокой моральной сознательности. В таком случае мы говорим, что они руководствуются совестью, осознают свою ответственность перед обществом.
Научная этика признает только реальные, объективные критерии добра и зла, учитывающие интересы социального и культурного прогресса общества. Эти интересы имеют конкретно-историческое и классовое содержание, зависят от условий и образа жизни людей. Объективное содержание добра и зла и представления о них исторически менялись. В современную эпоху есть единственно верный критерий добра — борьба за общественный прогресс, за коммунизм. | |
Просмотров: 612 | |