В нашей стране коммунистическая нравственность развивается вместе с развитием советского общества, под воздействием всего уклада нашей жизни. Однако все богословы утверждают: «нет нравственности не от бога», «мораль богооткровенна по происхождению и общечеловеческая но назначению», «религия — колыбель нравственности», «зло — в богоотступничестве». С этими утверждениями богословов согласиться нельзя.
Мораль — явление историческое. В классовом обществе она неизбежно носит классовый характер.
Возникла она в далекую эпоху. Племя или род не могли бы существовать, если бы его члены не подчинялись в своем поведении общеобязательным регулирующим правилам: делиться пищей, оберегать кров, сохранять огонь, защищаться от врагов, подчиняться предводителю и т. п. Эти правила соблюдались потому, что они были разумны, полезны, диктовались жизненными условиями. Постепенно они закрепились в виде обычаев, традиций. Они способствовали утверждению в людях решительности, смелости*, благородства, честности, доброжелательности. В ходе исторического развития, по мере усложнения общественной жизни, усложнялась и система моральных норм. Большинство из них выражалось в форме обязательных для всех принципов: «не трудящийся да не ест», «просящему у тебя дай», «почитай родителей» и других, а также запретов: «не желай дома ближпего своего», «не убивай», «не воруй». Разумеется, требование не воровать могло сформироваться лишь с возникновением частной собственности. Принципы и запреты передавались из поколения в поколение сначала устно, затем письменно. Там, где еще не было ранних форм религиозных верований, это были чисто нравственный предписания; там же, где религиозные суеверия распространялись быстрее, они связывались с мифологией, провозглашались от имени сверхъестественного существа.
С возникновением частной собственности мораль перестала выражать интересы всех членов общества, она приобрела классовый характер. Каждая социальная группа, каждый класс вырабатывали свои нравственные принципы и нормы поведения. В современном буржуазном обществе у различных классов и даже у людей разных профессий своя мораль. Иначе и быть не может в обществе, в котором интересы классов диаметрально противоположны. Если, например, рабочие признают братскую солидарность пролетариев высшим нравственным принципом, то капиталисты считают ее большим злом, антиобщественным, аморальным явлением.
С уничтожением частной и установлением общенародной собственности исчезает классовая противоречивость морали и развивается единая, социалистическая мораль, где человек человеку становится другом, товарищем и братом.
Таким образом, причиной возникновения и развития нравственных представлений являются социально-экономические условия жизни людей, их потребности и интересы.
Священнослужители утверждают, что люди в силу природной греховности не в состоянии выработать моральных принципов и поэтому должны следовать моральным заповедям, якобы данным самим богом.
Все эти утверждения неверны. Человек не рождается «греховным», мораль формируется людьми в процессе их общения. Кроме того, само попятие бога появилось значительно позднее моральных понятий, па оспове тысячелетней социально-нравственной практики людей. Еще находясь па уровне «чисто стадного сознания», люди в процессе совместного труда вырабатывали правила нравственных отношений. Тогда они не были способны оформлять свои мысли в понятиях, суждениях и умозаключениях, без которых нельзя образовать представлений о сверхъестественных силах, осознать необходимость покло-непия им. Когда же были созданы социально обусловленные фантастические образы богов, то люди вложили в их уста и моральные требования, отвечающие практической деятельности человека. Ничего сверхъестественного в религиозных моральных истипах пет.
Современные служители, понимая неубедительность идеи о божественном происхождении морали, пытаются убедить в том, что религия играет положительную роль в развитии нравственности. Все наиболее известные требования морали, утверждают они, были впервые сформулированы в рамках религиозного учения. Поэтому религиозная мораль носит общечеловеческий и вечный характер.
В действительности же нравственные нормы формировались независимо от религии. Последняя лишь освятила их, приспособила к историческим условиям. Нормы морали, созданные в рамках религиозного учения, как правило, воплощали волю господствующего класса, враждебную интересам трудящихся. Вот некоторые из них: «приобретайте друзей богатством неправедным», «имущему дается, а у неимущего отнимается и то последнее, что он имеет», «кто не возненавидит отца своего и мать, не может быть моим учеником». Религиозная форма обоснования нравственности была одной из самых распространенных в эксплуататорском обществе потому, что она наиболее соответствовала интересам господствующих классов.
Религия провозглашает, что богатые и бедные равны перед богом, что всем он воздаст по заслугам. Но почему же тогда бог не наказывает эксплуататоров, поджигателей войны н прочих преступников? Бог не грозит грешнику обязательным возмездием в земной жизни. Грешники от праведников будут отделены лишь во время страшного божьего суда. Но такая угроза не очень пугает верующего, так как грех можно искупить богоугодными молитвами. В евангелии от Луки прямо сказано: «...на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии». Такая мораль выгодна классу эксплуататоров.
Религиозная мораль имеет специфические черты, которые отличают ее от всех других кодексов светской морали. Все ее принципы основаны на авторитете бога и церкви, находятся в тесной связи с конкретным вероучением, догматами церкви. В силу этого религиозные нравственные предписания носят догматически-консервативный характер. | |
Просмотров: 533 | |