Одна из задач научного атеизма — формирование у трудящихся новой морали, свободной от религиозных догматов и канонов. Научный атеизм не признает нравственности, выводимой из «велений бога», «из идеалистических или полуидеалистических фраз, которые всегда сводились тоже к тому, что очень похоже на веления бога». Научный атеизм проводит в жизнь коммунистическую мораль, в основе которой «лежит борьба за укрепление и завершение коммунизма» 3.
Коммунистическая мораль представляет собой новую, высшую ступень в нравственном прогрессе общества. Она отражает все нравственные запросы и практические отношения людей развивающегося нового общественного строя — коммунизма. Эта мораль борется за утверждение в жизни лучших идеалов: мира, труда, свободы, равенства, братства и счастья всех народов. Она наследует и делает нерушимыми жизненными законами в отношениях не только между людьми, но и между странами, нациями и народностями простые, общечеловеческие нормы нравственности и справедливости. Коммунистическая мораль воплощает в себе основные общечеловеческие моральные нормы, которые выработаны народными массами на протяжении тысячелетий в борьбе за свою независимость и свободу: патриотизм, трудолюбие, коллективизм, солидарность, взаимопомощь, гуманность.
Коммунистическая нравственность имеет конкретно-историческое содержание. В обстановке морально-политического и идейного единства трудящихся в нашей стране появилась возможность выработать единые нравственные принципы и закрепить их в моральном кодексе строителя коммунизма. Этот кодекс, как и в целом коммунистическая мораль, носит атеистический характер.
Требования морального кодекса строителя коммунизма можно условно подразделить на три части. В первой из них воплощены идейно-теоретические принципы советского человека: преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине и социалистическим странам, непримиримость к национальной и расовой вражде, братская солидарность с трудящимися всех стран. Религия противоречит этим принципам. Ее нравственный критерий — любовь к богу — несовместим с критерием коммунистической морали: борьбой за коммунизм. Не может религия научить и любви к Родине, поскольку она рассматривает человека лишь временным отрапником на земле.
Ко второй группе требований морального кодекса строителя коммунизма относятся нормы, в которых выражены принципы взаимоотношений людей в процессе коллективного труда, выполнения общественного долга. Они высоконравственны. Религия же не признает производственного коллективизма, а труд рассматривает как расплату за грехопадение человека, как тяжкое бремя.
И наконец, принципы морального кодекса, в которых выражены идеи гуманизма, нравственной чистоты во взаимоотношениях советских людей. Религия ставит на место человеческих отношений индивидуальную связь человека с богом, поэтому ее заповеди и здесь неприменимы.
Важнейшей чертой коммунистической морали является требование единства слова и дела, идеала и поступка, принципов и действий. Выполнение этого возможно при условии сохранения цельности натуры человека, а не ее «раздвоенности» на мир божественный и реальный, на душу и тело. Марксистско-ленинский атеизм дает материалистическое понимание мира и показывает человеку его подлинное место в нем. Это порождает нравственную твердость личности, ее оптимизм и силу воли.
Моральный кодекс строителя коммунизму свободен от груза религиозных наслоений. В этом его притягательная сила и жизненность. Он соответствует интересам советских людей, строящих коммунизм. | |
Просмотров: 949 | |