«Нравственность,— говорил В. И. Ленин,— служит для того, чтобы человеческому обществу подняться выше...». Этого нельзя сказать о религиозной морали. Мораль, или нравственность,— одна из форм общественного сознания, специфический вид деятельности и отношений людей, один из способов регулирования поведения человека в обществе. Она воплощается во взглядах, нормах, принципах, чувствах, поступках людей, опирается на общественное мнение. Нравственное или безнравственное выявляется в ходе общественной практики. В социалистическом обществе объективным критерием моральной оценки является борьба за построение коммунизма.
Религиозная мораль — одна из разновидностей общественной регуляции поведения людей. Ее отличительной особенностью является то, что она вымышленное «взаимоотношение» человека с богом предпочитает взаимоотношениям людей. Критерий религиозной морали — бого-угодничество.
Религиозные нравственные кодексы, основанные на ненаучном мировоззрении, содержат нормы, противоестественные для светской морали: труд рассматривается как божье наказание, покаяние — как благо, смерть — как избавительница и т. п.
Научный атеизм утверждает реальные моральные отношения, а не религиозные иллюзии, мистику, чем помогает человеку решать жизненно важные проблемы, т. е. вращаться не вокруг бога, а «вокруг себя самого...» *.
Разумеется, одного лишь освобождения от религии недостаточно для того, чтобы человек стал подлинно нравственным. Он должен еще приобрести прогрессивные взгляды и убеждения и активно бороться за социальные преобразования.
Марксистский атеизм способствует утверждению диалектико-материалистического мировоззрения и нравственной готовности человека к революционно-преобразующей деятельности, к борьбе за идеалы коммунизма. В этом состоит нравственная направленность научного атеизма. | |
Просмотров: 440 | |