В. М. Борискин (Саранск) Этика занимает в современной евангелической теологии исключительное положение. Именно вопросы этики представляют собой фокус основных интересов всех сколько-нибудь влиятельных протестантских богословов. За последние десятилетия издано необозримое множество книг и статей представителей протестантизма по вопросам этики, особенно в самые последние годы. С 1957 г. в Гютерсло начал выходить «Журнал евангелической этики». В этом органе постоянно сотрудничают крупнейшие (протестантские теологи из многих стран мира.
В чем же причины такого острого, почти болезненного тяготения к вопросам этики? Дело в том, что библейская картина мира, а также и традиционная протестантская догматика с ее центральной идеей — идеей всемогущего бога потерпели крушение в глазах большинства верующих-протестантов. Этика превратилась в последнее убежище евангелической теологии перед натиском научной критики. Естествознание разрушает примитивную библейскую веру, но в то же самое время слепые силы капиталистического общества, довлеющие над личностью, постоянно возрождают религиозность в новых, модернизированных формах, мистифицирующих главным образом уже не природу, а общественную жизнь, положение индивида в мире, его морально-психологические свойства. Это по существу и является важнейшей причиной этизадии основных религиозных представлений. Интерес к евангелической этике усиливается также моральный кризисом современного капитализма, откровенным антигуманизмом и аморализмом буржуазной светской этики и ходячей империалистической пропаганды. Человек ищет ориентир, который помог бы ему разобраться в обуревающих его моральных проблемах, и не находит его пи в буржуазном искусстве, ни в буржуазной этике. Многовековая реклама окружила религию ореолом обладательницы единственно истинных, абсолютных норм морали. Это и заставляет его обращаться к традиционному «моральному наставнику»—к религии.
Правда, и в области этики дела евангелической теологии обстоят далеко не благополучно. В современном мире действуют могучие силы, разрушающие и религиозную мораль. Активизация классовой борьбы трудящихся капиталистических стран, рост сил и могущества стран социализма вселяют в трудящихся чувство хозяина своей судьбы, несовместимое с самой сущностью рабской религиозной морали.
Кризис христианской морали заставляет евангелическую теологию переосмысливать свои позиции и в области этики. Популярность ортодоксальной этики быстро надает. Этика «либерализма» 1 окончательно утратила свой авторитет вместе с очевидным крушением ее утопической надежды сделать общей нормой отношений между людьми моральное учение Евангелия и на этой основе построить «царство божье» на земле. «Диалектическая теология»2, хотя и наложила сильнейший отпечаток на всю современную протестантскую теологию, тем не менее уже не занимает в ней роли идейного вождя. Даже ее основополож ник и признанный глава Карл Барт отказался от ряда своих слишком категоричных формулировок, приводивших к выводу о бессмысленности всяких социальных изменений. В таком виде христианство рисковало утратить свое социальное влияние. Это главным образом и побуждает большинство современных протестантских богословов критически относиться и к «диалектической теологии».
Таким образом, ни одно из более или менее цельных и последовательных идейных течений в современном протестантизме не может послужить исходной основой для евангелической этики. «Классический» период в евангелической теологии, видимо, безвозвратно кончился. Если говорить о наиболее распространенных настроениях среди влиятельнейших современных евангелических теологов, то, пожалуй, прежде всего нужно будет назвать стремление преодолеть односторонность «либерализма» и «диалектической теологии» путем синтеза некоторых их идей на основе последней. Эта тенденция, в частности, появляется в работах таких крупнейших теологов, как П. Тиллих и Р. Нибур, которых только с оговорками можно причислять к сторонникам «диалектической теологии», а также в работах Д. Бонхёффера, Г. Тилике 1 и др.
Эта тенденция не получила какого-то организационного оформления, но она существует и завоевывает все большее число приверженцев. Некоторые ее представители обозначают ее как ««верующий реализм», «христианский реализм» или же как «этику напряженности». Этот реализм претендует на то, чтобы преодолеть как «утопический» оптимизм либерализма, заключающийся в вере в возможность построения «царства божьего» на земле, так и «пессимистический» абсолютный эсхатологизм и супранатурализм «диалектической теологии» и ортодоксального богословия, которые состоят в учении об абсолютной греховности человека и трансцендентности «царства божьего», с помощью учения о существовании человека в «поле напряжения» между двумя мирами — земным и небесным. Представители этой точки зрения весьма охотно рассуждают о кризисе либеральной этики и «преувеличениях» «диалектической теологии», о том, что в первом случае христианство полностью отождествляется со «светской метафизикой» и утрачивает свою специфику, а во втором образуется непроходимая пропасть между христианством и миром, о том, что в обоих случаях христианство не способно быть «силой, формирующей бытие». Они делают отчаянную попытку выйти из этого тупика и найти связь между реальным и «сверхъестественным» миром. На деле же получается лишь эклектическое, внешнее соединение «светской метафизики» с эсхатологнзмом и супранатурализмом. Этим самым современная евангелическая этика не преодолевает, а углубляет кризис христианства, обнаруживает его полную безысходность.
Другой характерной особенностью современной евангелической этики является сознательное стремление приспособить «христианскую науку к жизни», не только к изменившейся, но и к изменяющейся реальности. На место традиционной христианской «абсолютной этики» приходит «ситуационная этика» и «этика момента». Это стремление пронизывает работы всех влиятельных современных протестантских теологов и представляется нам наиболее существенной чертой и ведущей тенденцией евангелической этики середины XX в. В данной статье мы покажем, что и этот путь ведет лишь к углублению кризиса христианской этики.
Умирающий капитализм тянется к религии как к последнему средству спасения. Кризис евангелической этики, представляющей собой наиболее утонченную форму современного религиозного мировоззрения, может быть, нагляднее всего обнаруживает всю глубину кризиса современной буржуазной идеологии. Поэтому анализ основных тенденций в современной евангелической этике имеет особый интерес для научной критики. | |
Просмотров: 528 | |