Под распространением религиозности мы понимаем установление процента верующих к общему числу жителей. В нашем исследовании полностью верующим считался гражданин, который верит в существование бога и одновременно делает для себя из этой веры практические выводы: пытается установить контакт со сверхъестественным миром — молится в домашней обстановке или посещает церкви или молитвенные дома (для удобства эта группа обследованных в таблицах обозначается индексом «В»).
Атеистом мы считали человека, который не верит в существование сверхъестественного мира и сверхъестественных существ, а следовательно, и не пытается установить контакт с ними (обозначение «А»).
Наконец, в качестве не определившегося по отношению к религии — колеблющегося — выступал тот, кто в некоторых аспектах уже утратил характер религиозного человека, в других — сохранил мышление или навыки религиозного характера. Например, таким будет человек, который не верит в существование бога, но допускает, что он мог бы быть. Он не размышляет о том, был ли Христос богом во плоти, и вообще не допускает возможности загробной жизни, но изредка молится и в дни больших праздников ходит в церковь (обозначение «С»).
Исследование показало, что между взрослым населением Северо-Моравской области (от 20 лет и выше) имеется 30% атеистов, 30% полностью верующих, 40% граждан, не определившихся в своем отношении к религии.
Под типом религиозности в нашем исследовании понимается степень ее связанности с традиционными организованными формами религии, с ее догматами и нормами. Человек относился к тому или иному типу религиозности на основании собственного свидетельства о себе. Это свидетельство не проверялось ни наблюдением, ни показаниями о нем других людей. Мы исходили из ответов на 24 вопроса, относящихся к религиозной вере и религиозной жизни.
Было установлено, что из всей группы полностью верующих 29% являются верующими, религиозные убеждения которых не совпадают ни с одним из существующих в Чехословакии вероисповеданий. Для того чтобы гражданин был включен в эту группу, достаточно было двух условий (в таблицах этот тип обозначается «аль-фа»).
48% верующих — лица, конформные с христианством, признающие основные христианские догматы и выполняющие необходимые обязанности члена той или другой христианской церкви. Мы принимали во внимание различие, которое всегда существует между идеальной нормой представителя определенного вероисповедания и реально существующей практикой. Мы исходили из практики и считали, что даже нерегулярное, периодическое, а порой в исключительных случаях исполнение некоторых обязанностей служит достаточным основанием для включения в эту категорию. Показателей было 11 (обозначение «бета»).
Наконец, для 23% верующих христиан религия — это основная ценность и главная жизненная ориентация. Для включения в эту категорию требовался положительный ответ на 15 показателей (обозначение «гамма»).
Из общего числа опрошенных совершеннолетних жителей Северо-Моравской области 58% оказались членами тех или иных церквей, 42% не считали себя членами церкви.
Распределение опрошенных по отдельным вероисповеданиям таково: 44% относится к римским католикам, 9% — к евангелическим церквам, 4% — к чехословацкой церкви, 1% —к разным христианским вероисповеданиям. Лица, исповедующие нехристианские религии, не были обнаружены нашими исследователями. Самый высокий процент определившихся атеистов имеется в поколении между 30—40 годами. На это поколение революция оказала влияние в возрасте, когда человек наиболее восприимчив и когда он сознательно формирует Мировоззрение. Несколько меньше (но все же несколько выше среднего уровня) атеистов имеется в поколении между 40—50 годами. Самое младшее совершеннолетнее поколение менее определилось атеистически, чем два предыдущих, однако его отклонение от среднего уровня незначительно. Мало атеистов в поколении 50—60-летних и у самых старших людей — свыше 60 лет. Обычно это люди, которые уже вышли из возраста полной творческой активности, а этот переход сопровождается большой склонностью к религии.
Кривая полной религиозности имеет восходящую тенденцию с увеличением возраста. Она растет за счет групп атеистов и не определившихся в религиозном отношении. Далеко от средней величины находятся обе самые старшие возрастные группы. Интересной является картина, которую в начале кривой образуют два самых младших поколения совершеннолетних. Их религиозность является совершенно уравновешенной. Поколение от 30 до 40 лет имеет самые благоприятные показатели не только с точки зрения распространения атеизма, но и с точки зрения распространения религиозности. Однако и самое младшее поколение имеет статистически одинаково низкий процент верующих. Это значит, что хотя и не удалось в желательной мере воспитать в нем цельное атеистическое мировоззрение, но оно пе примкнуло и к религии.
Сравнительно высокий процент неопределившихся в отношении к религии имеет самое младшее поколение совершеннолетних. Это предостерегающий факт, так как дело касается молодежи, которая выросла в условиях строительства социализма. Несформированность мировоззрения этого поколения является тем более серьезпой, что на нем в значительной мере лежит ответственность за направление воспитания детей. В этом отношении положение еще более ухудшается в связи с тем, что бабушки и дедушки, которые помогают заботиться о детях и часто забирают в свои руки уход за детьми, относятся к самым религиозным поколениям.
Самым интересным фактом выступает равновесие процента мужчин и женщин в группе, которая не определилась по отношению к религии. Численно это самая сильная группа, и она в первую очередь требует особого внимания к идеологической работе. Тот факт, что в этой группе представлен больший процент мужчин, чем это первоначально предполагалось, имеет непосредственное практическое значение.
В обеих крайних группах атеистов и верующих процент мужчин и женщин находится в обратном отношении. Религиозность женщин является явно более высокой. Разница между обеими графами 12%. Такая значительная разница, по мнению церковных социологов религии,— признак потери престижа религии в данном обществе.
В определенном смысле эту картину уточняет и исправляет внутреннее расслоение верующих в соответствии с типом религиозности: Между верующими мужчинами и женщинами имеется одинаково большое число тех, которые видят в религии основную жизненную цель. Однако явно более высокий процент между верующими мужчинами составляют христиане, которые связаны с церковным обществом.
Религиозность повышается среди женщин, которые остаются замкнутыми в домашнем хозяйстве и связь которых с обществом осуществляется при посредстве мужа. Женщины составляют большинство работников в сельсном хозяйстве. Наконец, процент женщин, имеющих образование, является в среднем более низким, чем у мужчин.
Причины более высокой религиозности женщин заключаются в первую очередь в общественных условиях их жизни, а не в биологически-психологических факторах. Это убедительно показывает процент религиозных женщин в разных группах в соответствии с их участием в общественном производственном процессе: В группах холостых и разведенных доминируют люди с неопределившимся отношением к религии. У холостых процент атеистов и верующих одинаково высок и находится на 5% ниже общей средней величины. У разведенных в обеих крайних группах разница склоняется в пользу процента религиозных. Это указывает на явную необоснованность иллюзии о том, что религия укрепляет семью и препятствует росту разводов (естественно, мы не можем сделать и обратный вывод в пользу атеизма). Наоборот, разрушение семьи и потери надежд в личной эмоциональной жизни, видимо, являются моментом, который для многих делает религию более привлекательной. У женатых и замужних мы наблюдаем более определенную сформированность мировоззрения и стабильность в обоих направлениях. Процент верующих и процент атеистов поднимается над средней величиной с незначительной разницей в пользу атеистов. Зато среди женатых и замужних процент людей, не определившихся в религиозном отношении, относительно самый низкий.
Значительное изменение в отношении к религии происходит у овдовевших людей. Потеря жизненного партнера, видимо, приводит к сильной склонности к религиозной вере. Процент атеистов остается низким по отношению к общественной средней величине, а верующие составляют между овдовевшими 41 %, т. е. на 11% больше, чем средняя величина. Здесь сказывается и более высокая средняя продолжительность жизни вдовцов и вдов, преобладание женщин в этой категории. Группа бездетных граждан своим отношением к религии сходна с группой неженатых, что понятно, так как до известной меры эти группы совпадают. Здесь значительно преобладают люди с неопределившимся отношением к религии и почти одинаков процент атеистов и верующих. Из незначительного преобладания верующих нельзя делать никаких обоснованных выводов.
Процент атеистов среди граждан, имеющих троих детей, находится в соответствии со средней величиной. Атеисты среди граждан с четырьмя детьми представлены в той же мере, что и среди бездетных. Однако разница заключается в том, что эти родители, поскольку они не являются атеистами, склоняются не к неопреде-лившимся типам, а к верующим. Как указывает таблица, начиная с третьего ребенка, падает процент атеистов среди родителей и резко возрастает процент верующих. Как видно из таблицы, граждане с неопределивпшмся отношением к религии размещены практически равномерно в разных по величине населенных пунктах. Их процент колеблется везде около общественной средней величины. Из отношения обеих крайних групп атеистов и верующих можно сделать вывод, что, чем больше число жителей населенного пункта, тем больше атеистов и меньше верующих. Граница количественного значения находится около величины 10 тыс. Самым неблагоприятным является положение в селах до 2 тыс. жителей, где 41% верующих и 39% не определившихся в отношении религии людей составляют в совокупности большинство, которое еще в значительной степени определяет общественное мнение. В населенных пунктах до 2 тыс. жителей проживает 33% всех граждан области, в населенных пунктах от 2 тыс. до 10 тыс. жителей — 25%. Это значит, что 58% граждан живут в коллективах, где престиж религии подорван лишь слегка и где атеисты составляют меньшинство.
Значительно отличается от этого положение в более крупных городах, где понижение интереса к религии у большинства граждан практически изолировало верующих. Религия не имеет в глазах общественности того престижа, который мог бы быть определенным противовесом официальной отрицательной оценке. Отсюда вытекает и довольно выразительное ощущение неполноценности, которым проникаются верующие в такой среде. Все это имеет большое значение для ориентировки в действиях, направленных на устранение церковного влияния в обществе. Не менее важной для этого вопроса является характеристика типа религиозности внутри группы верующих: Из таблицы следует, что наибольшее влияние религия имеет не в маленьких деревнях, а в населенных пунктах от 2000 до 10 000 жителей. Именно здесь церковное сообщество является самым сильным и, видимо, наиболее способным преодолевать давление действительности, которое его постоянно разрушает. Эта таблица подтверждает влияние традиционного соседского коллектива на сохранение религиозности. Как в предшествующей таблице, так и здесь средняя группа неопределившихся в отношении религии людей расчленена и расположена почти равномерно около средней величины с отклонениями плюс минус 2%.
Обе крайние группы — верующие и атеисты — своей долей доказывают влияние стабильной оседлости и окружения традиционным соседским коллективом на сохранение религиозности. Среди коренных жителей имеется лишь 21% атеистов, зато 39%' полностью верующих людей.
Переселенцы послевоенных лет испытывают к религии меньший интерес, чем коренные жители. Следует принять во внимание и то, что переселение практически происходит в одном направлении — из меньших населенных пунктов в более крупные, т. е. в движении находится главным образом население, не занимающееся сельским хозяйством (исключение составляют переселенцы первых послевоенных лет, у которых также показатель религиозности незначительно передвинут в пользу верующих). Кроме того, переселяются главным образом люди в наиболее активном в трудовом отношении возрасте; после переселения, как правило, прерывается контакт с коллективом бывших единоверцев.
Последнее также отражается на типе религиозности, которая различна у коренных жителей и у переселенцев. В то время как 77% верующих, проживающих стабильно в определенном месте, связано с группой единоверцев как содержанием веры, так и ее проявлением и лишь 23%' стоит вне церковной организации, у переселенцев действительными членами церковного сообщества является лишь 48% верующих, а 52% находится вне его: В группах атеистов и верующих самые благоприятные показатели имеются у интеллигенции и служащих. Это две социальные группы, в которых процент атеистов превышает общественную среднюю величину. Рабочие находятся на «лестнице» верующих на третьем месте. Однако по проценту атеистов их обгоняют даже пенсионеры. Здесь в значительной мере сказалось влияние специфической структуры рабочих в области. Размах промышленного производства привлек сюда большое количество людей, которые работают в Остраве временно или даже постоянно, но набираются из очень религиозной деревенской среды.
Прилив новых работников происходит из Словакии, а также из собственного сельскохозяйственного «тыла» области. Рабочие продолжают жить в среде, из которой они происходят, или же ездят домой по воскресеньям. Контакт с первоначальной средой не прерван. Правда, у них происходит постепенное приспособление, слияние с новой средой, освоение новых навыков и способа мышления, типичных для промышленных рабочих, однако этот процесс требует времени. Данное явление нуждается в тщательном и подробном изучении.
Самый низкий процент атеистов среди домохозяек и крестьян. В последней группе имеется, кроме того, еще значительная разница между членами кооперативов и крестьянами, занимающимися частным хозяйством. У частников, поскольку речь идет об их отношении к религии, можно наблюдать различия в типах и интенсивности веры; последовательный атеизм в этой среде практически неизвестен (среди членов кооперативов имеется 8% атеистов, среди единоличников — 0%, среди членов кооперативов имеется 68% верующих, среди частников — 94%').
Отклонение процента атеистов ниже средней величины не дополняется у рабочих обратным отклонением по направлению к полной религиозности. Но здесь довольно высок процент граждан, не определившихся в своем отношении к. религии. Рабочие являются единственной общественной группой, в которой этот тип превышает общественную среднюю величину.
Вызывает удивление довольно высокий процент атеистов среди пенсионеров. Это происходит в первую очередь за счет неопределившейся группы, где пенсионеры находятся ниже общественной средней величины. Как и ожидалось, верующие среди пенсионеров представлены довольно сильно. Как показывает таблица, с ростом образования растет доля атеистов, понижается доля верующих и неоп-ределившихся граждан. Этот вывод, хотя он и не является новым, не выступает как само собой разумеющийся.
Очень низок процент верующих среди людей с высшим образованием, что является подтверждением того, что рост образования ведет к исчезновению религии. Кроме приведенных показателей хотелось бы познакомить читателей с данными о связи между религиозностью и некоторыми субъективными воззрениями обследуемых граждан, их оценками своей личной жизни, экономического положения и т. д.
Во время анкетного обследования перед гражданами был поставлен вопрос: «Уверены ли вы, что мир будет сохранен?» Связь между опасением в сохранении мира и религиозной верой здесь выступает очень наглядно: большинство верующих высказывало сомнение в возможности сохранения мира и предотвращения военного конфликта.
Опрашиваемым гражданам предлагалось оценить свое материальное положение. В соответствии с полученными оценками экономического положения семьи была составлена следующая таблица. Очень убедительно в таблице выражена связь между религиозностью и трудным экономическим положением семьи. Но отношение между повышением жизненного уровня и понижением религиозности не является непосредственным: его опосредствует ряд факторов.
В следующей таблице выясняется связь между удовлетворенностью работой и отношением к религии. Большую дифференцированность в крайние группы в отношении к религии можно наблюдать у граждан, которые недовольны своей работой. Неудовлетворенность в этой основной сфере человеческого существования способствует развитию потребности в религиозных иллюзиях. Еще более выразительную картину являет группа граждан, которые равнодушны к своей работе, не думают о ней. В этой группе лишь 6% атеистов, но зато 53% религиозных людей.
Атеисты преобладают в группе людей, которые удовлетворены своей работой или хотя бы считают себя в общем довольными.
Какие выводы следуют из анализа состояния религиозности в разных социальных группах?
Во-первых, исследование показало, что религия до сегодняшнего дня имеет в массах относительно широкую базу и остается идеологией, влияние которой мы не можем игнорировать. Однако происходит значительное снижение интереса к ней, падение ее престижа в общественной жизни. Религия удерживает свои позиции в тех общественных группах и в тех областях действительности, которые или доживают свой век, или до сих пор радикально не преобразились до такой степени, чтобы отвечать потребностям сегодняшнего дня. Те слои населения, которые представляют собой активное творческое ядро общества, деятельность которых связана с прогрессивными формами производства и жизненные условия которых этому отвечают, теряют интерес к религии.
Верующие преобладают среди граждан старших возрастных групп, атеисты — среди граждан, находящихся в творчески активном возрасте; верующие преобладают среди женщин, атеисты — среди мужчин; верующих больше в небольших населенных пунктах, атеистов — в больших городах; верующие больше представлены в сельскохозяйственном производстве, атеисты — в промышленности; среди верующих крайне мало интеллигенции и людей с высшим образованием, что является признаком глубокого кризиса религии. Те слои общества, в которых религия сохраняет свои позиции, находятся еще перед «своей революцией». Общество проектирует коренное преобразование способа труда и жизни этих групп. Это будет означать создание таких условий жизни, в которых религия теряет всякую базу. Во-вторых, внутри основной массы верующих произошло внутреннее охлаждение к религии. Значительная доля верующих стала равнодушной к основному содержанию христианства и потеряла какую-либо связь с церковным обществом. Сохранение внецерковных форм веры в Чехословакии объясняется, с одной стороны, предшествующим историческим развитием, а с другой — распадом христианства в современном обществе, индивидуализацией веры, субъективизацией религиозных представлений. Хотя вера, которая не совпадает с церковным учением, может быть у отдельных лиц очень сильной и глубоко укоренившейся, все же, как правило, наблюдается, что в конкретных условиях современного общества индивидуальная вера не способна сильно сопротивляться давлению реальной жизни, которая ее окружает и ослабляет. | |
Просмотров: 573 | |