А. М. Горький как-то писал: «Нужно, чтобы человек понял, что он творец и господин мира, что на нем лежит ответственность за все несчастья на земле и ему же принадлежит слава за все доброе, что есть в жизни». Эта образная мысль очень верно, на наш взгляд, передает гуманистический характер атеистической работы.
Но как добиться, чтобы верующий понял это?
Еще нередко можно встретить поверхностную, не утруждающую себя доказательствами критику религиозных воззрений. Стремясь заставить верующего без рассуждений верить в то, что бога нет, а человек всемогущ, некоторые атеисты тем самым в известной степени уподобляются религиозным проповедникам, которые говорят верующему: «Не рассуждая, верь, что есть всемогущий бог».
Верующие, сознание которых в большинстве случаев не обогащено научными знаниями об основных явлениях природы и общественной жизни, подобной «лобовой» атеистической пропаганды не приемлют. Но даже и в том случае, когда пропаганда атеистических знаний ведется аргументированно, на высоком научном уровне, она не всегда достигает цели. Опыт показывает, что на атеистические лекции, как правило, приходят люди наиболее грамотные и активные, по преимуществу неверующие. 11 если даже лекции читаются систематически, по циклу, контингент слушателей не является постоянным, он беспрерывно меняется. В результате слушатели не получают систематизированных научных знаний.
Иногда, проводя предварительную большую организаторскую работу, удается привлечь верующих на лекции. Однако это приносит мало пользы, поскольку для верующих, имеющих низкую общеобразовательную подготовку, основные идеи и положения атеистической лекции оказываются недоступными, а стало быть, и неубедительными. Значит, прежде чем раскрыть таким людям сущность атеизма, надо дать им хотя бы элементарные научные сведения о явлениях природы, об обществе, о человеке.
Большую помощь в этом отношении может оказать индивидуальная работа атеиста с верующим. Но для проведения ее требуется огромная армия хорошо подготовленных атеистов, способных опровергнуть религиозные догмы, убедительно доказать верующему их научную несостоятельность. К сожалению, в деревнях, где имеются лишь начальные школы, не всегда можно найти подготовленного агитатора-атеиста. Все это сильно затрудняет организацию индивидуальной работы. Между тем работа по ликвидации малограмотности среди взрослого населения показала, что можно успешно вести занятия с группой людей. Этот опыт было решено использовать в атеистической работе. Для этого парторганизациями нашей области было проведено объединение людей с более или менее одинаковым уровнем общеобразовательной подготовки в специальные группы.
С чего начать занятия, как подвести слушателей к атеистическому пониманию окружающей действительности? На помощь пришли указания В. И. Ленина о том, что верующим надо дать самый разнообразный материал но атеистической пропаганде, знакомить их с фактами из самых различных областей жизни, чтобы их заинтересовать, пробудить, их от религиозного спа, добиться сознательного отношения к религиозным вопросам. Чтобы выполнить эти указания, требуется систематический курс, целая система занятий с определенным контингентом слушателей. Так в 1962 г. и возникла идея о создании атеистических школ для верующих и неверующих — школ минимума знаний о природе и обществе.
Работники областного Дома политпросвещения, в частности бывший консультант Дома, ныне слушатель Академии общественных наук Г. П. Андреюк и заведующая Домом политпросвещения Л. А. Лесовая, с помощью преподавателей Брестского пединститута и ведущих лекто-ров-атеистов разработали проект программы и методические советы по проведению занятий в школах минимума знаний о природе и обществе. Программа работы таких школ рассчитана на 60—80 учебных часов, примерно на два учебных года при условии, что занятия будут проходить один раз в неделю по два часа. Кое-где практикуется проведение занятий два раза в месяц по воскресеньям. В таком случае занятия длятся четыре часа.
Учебная программа состоит из двух разделов. В первый из них включено 17 естественнонаучных и общественно-политических тем, на изучение которых рекомендуется 21—29 занятий. Второй раздел содержит 8 атеистических тем. Изучению их посвящается 9—15 занятий.
В теме «Наша Земля», например, слушатели знакомятся с формой и размерами Земли, с географическими открытиями и кругосветными путешествиями, с возникновением океанов, морей и суши, с внутренним строением Земли и процессами, происходящими в ее недрах, с природой землетрясений и попытками церковников выдать их за «знамение божье». Научные знания сопоставляются с представлениями древних народов и библейскими легендами о Земле.
В доступной форме сообщаются научные сведения по темам: «Солнечная система и вселенная», «Наука о внутреннем строении вещества», «Что такое электричество?», «Молния и гром», «Возникновение и развитие жизни на Земле» и др. Отдельные занятия посвящаются темам: «Как живут растения?», «Как развивался животный мир?», «Образование и развитие почвы. От чего зависит урожайность сельскохозяйственных культур и продуктивность животноводства?», «Как произошел и развивался человек?» и др. Следующие занятия отводятся темам: «Существует ли душа? Что такое сон п сновидения?», «Медицина и религия» и др.
Материал распределяется по часам с учетом специфики работы слушателей. Так, если слушателями являются колхозники или рабочие совхозов, то для них более подробно излагаются темы, имеющие практическое значение для роста сельскохозяйственного производства. В данном случае теме «Образование и развитие почвы. От чего зависит урожайность сельскохозяйственных культур и продуктивность животноводства?» посвящается не менее шести часов.
В школах второго года обучения занятия начинаются с темы «Что такое религия и как возникла вера в бога?» Затем идут темы: «Как возникло христианство?», «Православие», «Католицизм», «Что такое сектантство?», «Христианские праздники и -обряды», «Коммунистическая и религиозная мораль». Учеба завершается темой «Отношение Коммунистической партии и Советского государства к религии и церкви».
В 1962/63 учебном году в нашей области работало 34 такие школы, а в следующем — только на селе их было уже 71. Нынче число школ минимума знаний о природе и обществе в области доведено до 158, в них обучается 3575 человек.
В этих школах занимаются верующие и неверующие, малограмотные и имеющие лишь начальное образование.
Создаются эти школы в основном на базе средних школ, что позволяет широко применять средства наглядности. Занятия ведут преподаватели общеобразовательных школ, специалисты сельского хозяйства и медицинские работники.
Большое внимание уделяется популярности изложения и наглядности. Пропагандист Колчук Е. А. из Малорит-ской школы, например, при изучении электричества в лабораторных условиях демонстрировал искусственные молнию и гром. В этой же школе Середа Е. И., изучая тему «Наука о внутреннем строении вещества», умело подкреплял теоретические знания химическими опытами. В Бельской и Подбельской школах минимума знаний Каменецкого района большой интерес вызвало знакомство с обычным микроскопом. Он открыл многим пожилым колхозникам новый, доселе неведомый мир.
Положительный эффект дает применение на занятиях альбомов, выставок, диафильмов и других наглядных пособий. Этим отличаются лекции многих пропагандистов Ревятичокой школы минимума знаний Березовского района, Кобринского быткомбината и др.
Использование кино в школе минимума знаний Белевского отделения совхоза «Беловежский» Каменецкого района превратило занятия в своего рода популярный массовый лекторий, который регулярно посещает большинство рабочих отделения.
Как известно, евангельские христиане-баптисты обычно стремятся избегать посещений кино. А вот те из них, которые занимаются в школах минимума знаний, смотрят кинофильмы. Так, в одной из школ минимума знаний в Барановичах занималось 50 евангельских хри-стиан-баптистов. Первое время на занятиях они вели себя настороженно, а затем вместе с другими слушателями посмотрели фильмы «XXII съезд КПСС», «Как человек создал бога» и др. А когда однажды на занятиях с лекцией «Завоевание космоса ракетами» выступил московский лектор т. Агеев, ему долго пришлось отвечать на вопросы. Любознательность и активность слушателей-баптистов — отрадный результат работы школы минимума знаний.
Одна из главных задач в работе этих школ, особенно на втором году обучения, заключается в том, чтобы заронить в сознанпе слушателей сомнения в правильности религиозных догм, целесообразности и разумности соблюдения религиозных обрядов. Достижению этой цели помогает разоблачение тех противоречий, которыми изобилует «священное писание».
Умело использовали это в своей работе пропагандисты школы минимума знаний в колхозе «Заря» Барановичского района Т. П. Мележ и А. М. Олехнович. Школу здесь посещали 33 человека. В течение двух лет они полностью изучили программный материал. Среди слушателей были люди православной веры, а также несколько членов секты евангельских христиан-баптистов.
При раскрытии содержания темы пропагандисты тт. Мележ и Олехнович обязательно указывали на различные толкования тех или иных вопросов наукой и религией, на коренную противоположность научного и религиозного миропонимания. Они подчеркивали, что каждое положение науки подтверждено практической человеческой деятельностью. Религия же, наоборот, требует все принимать на веру, ничего не доказывая и не имея возможности доказать. Шаг за шагом пропагандисты раскрывали слушателям глаза на то, как утверждения религии сплошь и рядом опровергаются практикой. Это поднимало у слушателей интерес, вызывало высокую активность, пробуждало критическое отношение к религии. Широко применялись опыты. Пропагандисты, например, показали наглядно, что делают священники для того, чтобы «святая» вода не портилась, произвели «обновление» икон и т. л. С большим интересом была просмотрена и обсуждена серия научно-популярных учебных кинофильмов и диафильмов. В ходе занятий но соответствующим темам демонстрировались фильмы «Солнце», «Использование солнечной энергии», «Солнечные затмения», «Метеориты», «Молния и гром», «Строение вещества», «Запуск искусственных спутников Земли» и многие другие.
Какова же эффективность работы школ минимума знаний? Все ли верующие слушатели стали убежденными атеистами? Нет. Но вера у многих из них в религиозные мифы поколебалась. Теперь эти люди рассуждают, критически относятся к религиозным догмам. У слушателей окрепла вера в силу науки, человеческого разума. Все они выписывают и читают газеты, более активно стали участвовать в общественном труде.
Центральная фигура в работе школ — пропагандист. К сожалению, мы испытываем немало трудностей в подборе пропагандистов. Учебные заведения, которые готовят кадры специалистов для отраслей народного хозяйства, еще очень слабо вооружают своих выпускников прочными знаниями по атеизму, не прививают им вкуса к этой работе. Большего мы ждем и от киностудий. Пора уже средствами кино обобщить опыт работы лучших школ минимума знаний о природе и обществе, а также полнее обеспечить их диафильмами и короткометражными фильмами по основным темам программы. Надо подумать о лучшем обеспечении этих школ наглядными пособиями, а также литературой.
Опыт работы многих школ минимума знаний показывает, что найдена новая действенная форма пропаганды естественнонаучных знаний. Ценность ее состоит еще и в том, что, ста!вя на первое место сообщение людям элементарных научных /знаний о явлениях природы и общества, она создает благоприятные возможности для организации индивидуальной работы с верующими, слушателями этих школ. В ходе занятий пропагандист глубже узнает взгляды верующего, имеет больше (возможностей ближе познакомиться с ним.
Эти школы служат своего рода переходной формой к индивидуальной работе с верующими.
Бывает, что атеисты узнают от посещающих школы минимума знаний о том, что в некоторых семьях есть верующие люди, которые не бывают в кино, не (читают газет и книг, не слушают радио. В таких случаях учителя, агитаторы, преподаватели! идут в дома верующих или, встречаясь на работе, (ведут с ними разговоры на нужные темы.
Неправильно мнение, что сектанты ничем не интересуются и не хотят ни о чем слушать, кроме религии. Наша действительность настолько богата событиями, что даже самый ярый фанатик не может проходить мимо них. Недавно, например, пресвитер общины ЕХБ в д. Малешеове Оголин-скоро района Колбик заявил в частной беседе: «Если люди долетят до Луны, то Библию придется сдать в архив». А пресвитер общины д. Речки Пинского района один из первых в селе установил возле своего дома громоотвод. Местные атеисты обратили внимание односельчан на то, что пресвитер, не надеясь на «всемогущего бога», прибегает в случае нужды к науке.
Есть немало случаев, когда сектанты сами, без особого приглашения идут на естественнонаучные лекции, если тема лекции и ее содержание не носят характера прямолинейной атаки на их веру. Если материал излагается в спокойном, доброжелательном для верующих тоне, на первый план выдвигаются познавательные моменты, тогда верующие нередко даже сами напрашиваются на диспуты, задают вопросы.
Несколько лет назад в деревне Чернали Каменецкого района активно действовала баптистская община. Хитрый, пронырливый пресвитер общины Каретко цепко держал в своих руках значительную группу верующих. Потребовалось немало времени, чтобы посеять среди сектантов сомнение в истинности его поучений. В этой деревне успешно закончила работу школа минимума знаний о природе и обществе, руководила которой учительница Подбельской школы А. А. Шевчук. Педагогические коллективы Чернаковской начальной, Подбельской восьмилетней и Дмитровичской средней школ сделали все необходимое, чтобы дети сектантов не только сами не попали под религиозное влияние родителей, но и оказали атеистическое воздействие на них. С верующими велась терпеливая индивидуальная работа. Наконец удалось оторвать от секты молодую колхозницу М. Заму-шинюкую, которая выступила в районной газете и рассказала о своей жизни в баптистской общине, о неблаговидных делах пресвитера. Ее публичное обращение к верующим вызвало большой резонанс в общине. Атеисты активно этим воспользовались и усилили агитационно-пропагандистскую работу. Начался распад общины, и через некоторое время она прекратила свою деятельность.
Определенных успехов добились в индивидуальной работе с верующими коммунисты — пропагандисты атеизма в .ряде сел Пинского района. Например, в первичной парторганизации колхоза «Дружба народов» выделены и утверждены коммунисты, ответственные за организацию атеистической работы. Семьи верующих часто навещают агитаторы из числа учителей, колхозных активистов, работников культпросветучреждений.
Так, успешно ведут индивидуальную работу с верующими директора Го роди щен ско й и Купятичской школ П. В. Сац, А. А. Офицерова, учителя А. И. Симонов, К. П. Коржелевич, Н. А. Пекуя, Е. К. Кравец, заведующая сельским клубом Н. Э. Шакалева и др. Эти товарищи пользуются авторитетом в деревнях, и люди беседуют с ними охотно и откровенно.
Долго, например, работала заведующая клубом т. Шакал еш а с механизатором колхоза Федором Махновец, который был активным баптистом. Постепенно т. Шакалева приучила Федора читать литературу. Сначала это были книги о тракторе и сельскохозяйственных машинах, о прогрессивных методах труда, которые заинтересовали Федора, ибо приносили ему прямую пользу в работе. Затем он постепенно начал читать художественную литературу, посещать кино и наконец порвал с сектой. Победой увенчалась работа не только т. Шакалевой. Лишь за последние два года с баптизмом порвало восемь колхозников, среда них Любовь Джигило и ее брат Василий, Алексей Иголка и др. Даже внуки пресвитера пятидесятников Феодосия Пекуна, с детства воспитываемые в сектантском духе, стали атеистами. Иван Пекуя служит теперь в Советской Армии. Его брат Федя учится в школе, выступает в художественной самодеятельности, участвует во всех школьных делах.
Заботясь о дальнейшей подготовке пропагандистов атеизма, партийная организация колхоза организовала филиал отделения атеизма Пинского городского вечернего университета марксизма-ленинизма. В нем занимается 37 человек лекторов и агитаторов.
Вопросы атеистической работы находят широкое отражение в стенгазете «Безбожник» и «Атеистических листках», выпускаемых в Купятичском, Высоковском, Сушицком и Вулъковском клубах.
В деревнях колхоза «Дружба народов» настала новая жизнь. Многолюдными здесь бывают торжественные собрания в дни революционных праздников, по-новому люди отдыхают, отмечают семейные торжества. Становятся традиционными торжественная регистрация браков и новорожденных, с почестями провожают престарелых колхозников на пенсию, чествуют ветеранов и передовиков колхозного производства.
И если раньше в этих местах активно действовали пятидесятники, то сейчас обстановка изменилась. Община пятидесятников фактически прекратила существование. | |
Просмотров: 613 | |