Состояние и деятельность сектантской общины

 

В 1927 г. в с. Олынанах появилась община пятидесятников. Как известно, пятидесятничество является одним из самых активных фанатичных религиозных направлении в сектантстве. В пятидесятничество шли самые забитые, отчаявшиеся в жизни мелкобуржуазные и крестьянские слои населения. В Олыианах, как и в Полесье вообще, была благоприятная почва для возникновения таких сект. Пятидесятничество было той «духовной сивухой», в которой полесский крестьянин пытался найти забвение. Кроме того, в общине пятидесятников существовала своеобразная спайка и взаимопомощь, которая тоже привлекала значительное число верующих. В ней не было тех поборов за совершение религиозных треб и обрядов, какие были в православной церкви. Все это создавало у верующих иллюзию того, что в лице пятидесятничества они нашли «истинную, справедливую» религию, способную не только обеспечить им загробное счастье, но и облегчить земную жизнь. Вот почему количество пятидесятников, пользующихся относительной свободой вероисповедания и инертностью местных священников, стало быстро расти. Их число особенно возросло в 1936— 1937 гг., когда в селе началась борьба между униатами и православными. Численность пятидесятников, по рассказам бывших верующих, достигла тогда 300 крещенных. Некрещенных из семей пятидесятников, посещавших собрания, было около 700 человек. В то время в молитвенном доме вынуждены были перейти на «двухсменное» богослужение, поскольку он не мог одновременно вместить всех желающих.

 

Богослужения сектантов носили чисто пятидесятниче-ский характер с говорением на «иных языках», с «трясением» и т. п., сектантские проповедники настояли на том, чтобы мужчины, члены сектантской общины, брили головы. Запрещались всякие украшения в одежде.

 

Деятельность пятидесятников значительно активизировалась в Отечественную войну, которую они связывали с представлениями о скором конце света и близком пришествии Христа.

 

С установлением Советской власти на Полесье рост общины не прекратился, напротив (особенно с 1954 по 1958 г.), наблюдался ее интенсивный рост. В эти годы в общину вступило 64 человека, а всего с 1945 по 1962 г.— свыше 100 человек. Это было связано прежде всего с трудностями послевоенных лет, активной деятельностью религиозных проповедпиков, запущенностью атеистической пропаганды.

 

На 1 января 1963 г. в общине насчитывалось 322 человека и около 60 приближенных.

 

Из членов общины мужчин — 99, женщин — 223; по социальному положению подавляющее большинство колхозники (292), остальные домохозяйки (30). Кроме того, под влиянием сектантов еще находится большое количество членов их семей, молодежи и детей. Молодежи до 30 лет в общине 35 человек, верующих среднего возраста от 30 до 50 лет — 155, старше 50 лет—132. Неграмотных в общине 105, с 3—4-классным образованием — 154, 5—6-классным — 63. На воскресных собраниях и сейчас присутствует около 50 девушек от 16 до 25 лет и около 15 парней. Правда, часть молодежи выехала на заработки, другие же, например доярки, часто не могут быть на собраниях в связи с работой.

 

В настоящее время община пятидесятников в значительной степени переродилась в баптистскую. Этот интересный процесс приспособленческой эволюции секты начался еще в 30-х годах, когда группа активистов-пятиде-сятников стала тяготиться некоторыми ограничениями и запретами (например, бритье головы) и попыталась совершить раскол.

 

В советское время проповедники, стремясь предотвратить распад общины, стали еще больше менять свою тактику: сначала перестали рекомендовать, а потом вообще запретили, ссылаясь па Библию, «говорение на иных языках» и типичные для пятидесятников экстатические моления.

 

Процесс превращения пятидесятников в баптистов происходит и сейчас, упадок экстатичпости заметно отразился на религиозности баптистов. Если лет 10 назад «штунды», по словам православных, так кричали, что «страшно было», то теперь на собраниях во время молитвы относительно спокойная обстановка. В целом этот процесс способствовал снижению религиозной активности общины, из православных сейчас почти никто не вступает в нее. Однако до сих пор в общине сильны элементы пяти-десятнического культа, общая молитва во время богослужения приводит порой некоторых верующих в состояние религиозного экстаза.

 

По уровню религиозности сектанты значительно отличаются от православных. Многие из них хорошо знают Библию, систематически ее читают. Широко распространены в семьях сектантов различного рода песенники и религиозные произведения, например Д. Буньяна «Путешествие пилигрима в небесную страну». Несколько лет назад молодые баптисты пели религиозные песни на улицах деревни, во время полевых работ и даже в красном уголке животноводческих ферм. Среди детей баптистов до недавнего времени встречались такие, которые отказывались петь на уроках пения в школе и вступать в пионеры и в комсомол.

 

Религиозность внутри сектантов неодинакова. Фанатиков среди них меньшинство. Основная же часть не проявляет особо ревностного отношения к богослужению, к религиозным делам. Большинство верующих заняты повседневным трудом в колхозе и дома, и у них мало остается времени для религии. Религиозность многих баптистов в Олыпанах носит характер традиции, привычки.

 

Так, в семье Ч. ни жепа, ни муж Библию не читают. Жена, 50-летняя женщина, баптистка с 1948 г., рассказывает, что у нее «раньше больше чувства было, а теперь посижу послушаю, чем с бабами спорить и ругаться». Причем слушает не столько проповеди, которые она, по ее признанию, мало понимает, сколько песни, сектантские гимны.

 

Находясь на собрании, многие баптисты не слушают проповедей, некоторые дремлют, но оживляются и испытывают определенное эмоциональное удовлетворение во время общего песнопения и молитвы. Особенно слаба религиозность среди тех, кто по характеру своей работы (доярки, пастухи) не всегда может присутствовать на богослужении. Сами баптисты не скрывают того, что их религиозность ослабевает. Баптистский активист А. в беседе заявил: «Раньше собирались три дня в неделю: в среду, в субботу, в воскресенье. Теперь — только в воскресенье. Конечно, один раз в неделю — это, с одной стороны, хорошо: люди не так уж устают, плоть отдыхает. Но с духовной стороны это плохо: вера, дух слабеет». В каком направлении развивается община? Начиная с 1958 г. община стала таять, теряя своих последователей, особенно из числа молодых. Об этом процессе можно судить прежде всего по баптистским семьям. Обследование ряда этих семей в Олыпанах показало, что многие из них по существу перестали быть хранителями сектантских традиций. Отходят от религии в первую очередь дети баптистов, особенно сыновья. Характерна в этом отношении семья пресвитера общины А. И. П. Всего в семье семеро детей. Из них четыре сына и три дочери. Старшему сыну 42 года, младшему—17 лет. Все четыре сына неверующие, один из них коммунист. Три сына отошли от веры в годы Советской власти, младший сын вообще не посещал собрания.

 

В семье баптистского активиста Я. И. А. восемь детей, из них три сына и пять дочерей. Старшему сыну 35 лет, младшему—17. Старшин долгое время был членом общины, но после службы в армии порвал с религией. Из пяти дочерей только одна не ходила на собрания, так как вышла замуж и уехала, другие сравнительно недолго посещали молитвенные собрания. Сейчас посещает только одна.

 

В семье баптиста Ч. примерно такая же картина. Две дочки, молодые, жизнерадостные, веселые, работают доярками. Одна из них на вопрос, холит ли она на собрания, лукаво улыбаясь, ответила: «Пока ходим». «Пока ходим» — этот ответ выражает настроения многих девушек, посещающих молитвенные собрания.

 

Мотивы и причины отхода верующих — как членов секты, так и приближенных — от сектантской общины и религии многообразны. Разложению общин, отходу верующих и членов их семей способствует прежде всего общий рост культуры и расширение кругозора жителей Олыпан. Сыновья баптистов порывают с общиной после службы в армии, у многих слабеет и гаснет вера во время длительных отъездов в другие районы страны на заработки.

 

Дочери баптистов чаще всего перестают ходить на собрания, выйдя замуж за парней из небаптистских семей. Из числа девушек в секте остаются те, кто не смог по тем или иным причинам выйти замуж. Так, в семье первого в Олыпанах баптиста Андрея Г. из шести дочерей только одна вышла замуж. Остальные незамужние, причем старшей из них уже около 40 лет. Замужняя дочь в общину не ходит, остальные же общину посещают. Для них собрания — это место, где можно встретиться, поговорить, в заунывных баптистских гимнах выразить свою тоску по простому человеческому счастью.

 

Диспропорция мужского и женского населения в селах Западной Белоруссии, вызванная разрушением естественной поло-возрастной структуры села вследствие ухода мужской части молодежи в армию, а затем в город на стройки, в промышленность, на заработки в другие районы страны — все это обусловливает неустроенность личной поло-возрастной структуры села вследствие ухода мужской части молодежи в армию, затем в город на стройки, в промышленность, на заработки в другие рай-логической обстановки для религиозных настроений. Эта неустроенность усугубляется в свою очередь их религиозностью, а также влиянием верующих родителей, порой запрещающих своим детям вступать в брак с неверующими.

 

Внимательное изучение состояния олыпанской общины баптистов показывает, что, хотя общее количество ее членов за советский период и выросло, резервы для дальнейшего ее роста почти исчерпаны.

 

В последние годы почти прекратился рост общины за счет православных. Основным источником пополнения рядов осталась сектантская семья, но и в ней, как уже указывалось, влияние баптистов значительно сузилось. В настоящее время и этот резерв практически исчерпал себя. Правда, некоторые православные, в связи с тем что церковь в Олыпанах бездействует, иногда заглядывают в баптистский дом и сочувственно относятся к самим баптистам, но таких православных единицы. Подавляющее большинство православных относится к баптистам иронически, насмешливо. В их глазах баптисты — это люди, прикрывающиеся святостью, на самом деле очень хитрые, не упускающие возможности «урвать от жизни побольше». В Олыпанах бытует поговорка: «Православные говорят: «Дай мне, господи», а баптисты говорят: «Покажи мне, господи, и я сам возьму»». В этой поговорке метко схвачена мелкобуржуазная природа баптизма, порождающая религиозно-хозяйственный индивидуализм многих его последователей. Компрометации баптистской общины способствует также то, что в последние годы участились случаи исключения из нее за «нехристианский образ жизни». Всего за последние 10 лет исключено из общины 42 человека по различным причинам: «за пьянку», «за вражду с соседями», «за злоречие», «за пассивность».

 

Таким образом, упадок влияния общины в селе, ее количественное и качественное ослабление объясняются множеством самых различных факторов, и прежде всего расширением общественных связей верующих по самым различным каналам. Коренные социально-экономические и культурные преобразования в селе уничтожили былую ограниченность отношений и отсталость жизни с. Олыпа-ны. Это и стало основной причиной тех процессов, которые рано или поздно приведут баптистскую общину к полному исчезновению. Однако, для того чтобы сектантство исчезло из жизни олыпанцев, важно знать те социально-психологические причины, которые затрудняют процесс окончательного преодоления религиозных пережитков в Олыпанах.

Категория: Религия | Добавил: fantast (10.02.2019)
Просмотров: 524 | Рейтинг: 0.0/0