Действенность, эффективность атеистической пропаганды в очень большой мере зависят от конкретного и глубокого знания религиозности населения, настроений и взглядов верующих, субъективных и объективных причин их приверженности к религиозным верованиям и традициям. Без этого знания невозможно целенаправленно и дифференцированно организовать атеистическую воспитательную работу среди верующих. Вот почему конкретно-социологические исследования религиозности в том или ином районе, городе, селе, коллективе являются важным звеном системы атеистического воспитания.
Еще в 1963 г. в отдельных районах республики было организовано изучение состояния релнгйозных верований среди населения и действенности идеологической работы. Это был первый шаг к социологическим исследованиям.
Для того чтобы составить хотя бы общее представление о религиозности населения в тех или иных районах республики или отдельных коллективах, анализировались данные, характеризующие отправление населением религиозных обрядов, посещение костелов, молитвенных домов, так называемых святых мест. Изучались данные о посещаемости атеистических мероприятий, чтении атеистической литературы.
Наиболее внешним признаком, позволяющим судить об отношении населения к религии и церкви, является количество отправления религиозных обрядов.
В процессе изучения отношения населения к религии и церкви были выявлены некоторые особенности в состоянии религиозности в городе и сельской местности. Эти особенности касались прежде всего темпов снижения религиозной обрядности. Была выявлена зависимость этого процесса от состояния атеистической пропаганды.
Изучение показало, что обряд крещения во многих местах совершается над половиной всех зарегистрированных новорожденных, хоропят по церковному обряду несколько более половины всех умерших, а бракосочетание в костеле совершает лишь 7з всех вступающих в брак. Причем количество крещений по сравнению с 1958 г. сократилось на 23%, похорон но религиозному обряду — на 19%, а венчаний —на 26%. Данные, полученные в результате исследования, показали, что больше всего снизилось исполнение религиозных обрядов молодежью, в частности обряда бракосочетания. Это свидетельствовало не только о том, что религиозные организации с каждым годом теряют свое влияние на молодежь, но и о несомненных успехах работы атеистов и общественных организаций по внедрению в быт новой гражданской обрядности.
Так, например, в г. Паневежисе, где атеистическая работа ведется весьма активно и содержататьно, процент исполняющих религиозные обряды из года в год резко снижается.
Если в 1959 г. было окрещено около 77% детей, то в 1964 г.— около 36%, похоронено по религиозному обряду в 1959 г. 56%, в 1964 г. — около 36%.
Еще ярче видна тенденция к постепенному снижению исполнения религиозных обрядов по г. Каунасу: если в 1963 г. крещение совершали 33,8%, то в 1964 г.—29%, бракосочетание — соответственно 23,9 и 12%, церковные похороны — соответственно 31,2 и 23%.
В городе ощутимее сказываются более высокие темпы роста общей культуры, уровень организаторской и воспитательной работы, условия, в которых живет и работает городское население.
Особый интерес вызвали данные, характеризующие отношение к религии среди рабочих и служащих промышленных предприятий. Так, на комбинате «Дайле» г. Каунаса была изучена выборочным порядком группа в 90 человек. Почти половина из них (49,9%) назвала себя атеистами, 14 человек, или 15,5%, соблюдают религиозные обряды по традиции. Среди верующих 25 человек имеют крайне поверхностные религиозные представления и верят неглубоко и только 6 человек — 1 мужчина и 5 женщин (6,6%) —являются убежденными, глубоко верующими людьми.
Знакомство с верующими не только подтвердило наши привычные представления о том, что пожилые, малограмотные, не принимающие участие в общественной жизни женщины составляют большинство среди верующих, но и позволило точнее определить различные группы верующих, отличающиеся друг от друга степенью религиозности. Оно показало, в частности, возможность успешной пропагандистской работы среди тех, чьи религиозные представления и чувства не отличаются глубиной и поддерживаются больше влиянием верующих родственников, привычкой и т. п., чем сознательной убежденностью.
Для изучения состояния религиозности в сельской местности были созданы группы в составе партийных работников, представителей научных учреждений, печати, работников культуры, учителей. Эти группы выезжали в отдельные хозяйства Юрбаркского, Вилкавишского, Бир-жайского районов. Здесь они длительное время жили, общались с людьми в процессе труда, отдыха, в домашней обстановке. Тщательное знакомство с жизнью верующих позволило многое узнать, увидеть, о многом переговорить, помогло лучше понять, что волнует верующих, какими интересами они живут. Наиболее эффективно поработали те бригады, которые в исследованиях опирались на активистов из числа местной интеллигенции, партийных работников, учителей, хорошо знающих местных жителей.
В начале 1964 г. такие исследования проводились в семи районах. Ими было охвачено около 300 семей. Это дало более или менее полную картину состояния религиозности в отдельных районах и производственных коллективах. Так, следует отметить, что изучение отношения населения к религии и церкви тесно связывалось с исследованием жизни, быта, мировоззрения и культуры сельских жителей. Например, в колхозе «Швитурис» Шакяй-ского района было обследовано 89 семей, в которых 383 человека.
Колхоз «Швитурис» довольно крепкий экономически, и люди здесь живут зажиточно. Из 89 семей в 47 дети учились и учатся в вузах и техникумах. 29 семей имеют личные библиотеки, а в 33 пользуются общественными. Члены обследовапных семей выписывают 271 экземпляр газет и журналов, 56 имеют радиоприемники, а остальные радиоточки, 8 — телевизоры, 11 — легковые машины и мотоциклы.
Из 89 семей — в 30 (или 34%) имеются верующие. В этих семьях многие исполняют религиозные обряды: одни — усердно, другие — по привычке. В 13 семьях отец уже не верит, носителем религиозных традиций является мать. В 19 родители еще верят в бога, дети уже нет. Члепы 15 семей считают себя колеблющимися, а 12 семей уже полностью освободились от влияния религии. Эти цифры показывают, что в большинстве колхозных семей рост благосостояния, культуры, грамотности серьезно подорвал религиозные традиции, привел к росту атеистических настроений.
Это прежде всего сказывается на уменьшении отправления населением религиозных обрядов. Так, например, в Ионишкисе крестят своих детей 35% населения, совершают церковный обряд бракосочетания 20%, хоронят с помощью духовенства 40%. Несколько лет назад процент отправления религиозных обрядов достигал 70%.
Атеисты Аникшчяйского района в результате длительных наблюдений, опросов на местах установили, что постоянно посещает костел лишь 34% населения, хотя верующих фактически значительно больше. В колхозе «Венибе» из 150 человек регулярно посещает костел лишь 38, а из 102 рабочих совхоза «Меркинес» Варенско-го района таких оказалось 38.
В ряде районов наблюдается резкое снижение посещения костела учащейся молодежью. Так, например, опрос учащихся Саснавской средней школы Капсукского района показал, что в 1960 г. из 306 учеников 89 посещали костел, в 1963 г. из 314 учеников таких оказалось лишь 23. В основном это были ученики I—IV классов, которые находятся под влиянием религиозных родителей.
Резкое сокращение количества посещающих костелы отмечают и сами служители культов, которые повсеместно в проповедях жалуются на падение веры. Уменьшилось посещение костелов даже в крупные религиозные праздники. Это также вынуждены признать сами служители культа, которые до недавнего времени утверждали, что литовцы никогда не перестанут верить в бога, ибо этот народ «предан богу и костелу». Падение религиозности повсеместно сопровождается ростом посещаемости библиотек, клубов, кино, общественных и атеистических мероприятий. У литовского населения появились качественно новые духовные запросы и потребности, удовлетворить которые церковь не в состоянии.
Исследование показало также, что тенденция к падению религиозности, наблюдающаяся в ряде районов сельской местности, еще не стала повсеместной. Еще много людей находится во власти религиозных пережитков. В ряде мест до 30—40% населения систематически посещают костелы, исполняют религиозные обряды. Конечно, не все это делают из глубоких чувств. Фанатическая приверженность к религии встречается весьма редко. Обычно сказывается влияние родителей, сила привычки, отсталого общественного мнения.
Нужна терпеливая и длительная работа партийных и общественных организаций для того, чтобы ликвидировать все факторы, поддерживающие религиозные взгляды и традиции среди населения.
Конкретно-социологические исследования, проведенные в республике, дали большой материал, позволивший сделать определенные практические выводы и обобщения. Были вскрыты существенные недостатки в атеистической работе партийных и общественных организаций, особенно в сельской местности. В частности, оказалась совершенно запущенной работа среди женщин. Стало ясно, что без дифференцированной применительно к отдельным группам верующих атеистической пропаганды нельзя рассчитывать на успех воспитательной работы.
Проводя исследование, наши атеисты отдают предпочтение не анкетам, а живой беседе с людьми. По нашему мнению, непосредственное общение с людьми, разговор по душам с верующим гораздо более эффективен, поскольку он не только дает необходимую информацию о характере, причинах религиозности, но и нередко служит началом индивидуальной работы, являющейся важнейшим звеном всей системы атеистического воспитания. Поэтому мы добиваемся того, чтобы такая работа в каждом коллективе велась силами местного актива повседневно и квалифицированно.
Учитывая важность такого рода исследований в организации действенной воспитательной работы с верующими, в республике создан центр координации и организации социологических исследований. В эту работу включаются ученые, преподаватели, работники печати, культуры. Появляются первые интересные обобщения, выводы, статьи. | |
Просмотров: 547 | |