Отношение к религиозной вере, к церковным традициям и обычаям неодинаково у различных групп жителей с. Олыпан.
Основными носителями религиозных взглядов и хранителями религиозных традиций являются пожилые и среднего возраста женщины, малограмотные и зачастую неграмотные. Они не стесняются открыто высказывать свои религиозные убеждения, восхваляя православие и его традиции.
Большинство взрослых пожилых мужчин в меньшей степени подвержены влиянию религиозных пережитков, но вместе с тем охотно поддерживают все религиозно-бытовые традиции. Для многих из них характерна своего рода стыдливая религиозность и робкий, боязливый атеизм. Стесняясь открыто высказывать и защищать свои религиозные взгляды, они в то же время не решаются также публично говорить о своих сомнениях в религии, о возникших атеистических настроениях. Это люди с противоречивым мировоззрением. Во время споров они предпочитают быть в стороне. Немало среди этой категории и убежденных атеистов.
Один из колхозников, Макаревич А. Н. (82 года), вспоминает, что он «верил до 17 лет, пока по свету не пошел. Вера моя пошатнулась, когда стал на железной дороге работать. Я так думаю, что никаких чертей, бога— ничего на свете нет. Человек по природе, как трава, как дерево, каждому свой срок дан. Растет, растет, потом засохнет, и ничего нет».
Среди мужчин среднего возраста, рядовых колхозников, следует выделить ту часть, которая в колхозе занята на постоянных работах: трактористов, шоферов, рабочих мастерских и строительных бригад. Это наиболее передовые люди в колхозе, для них характерна большая активность. Они не стесняются открыто бросить реплику, высказаться в атеистическом духе. У них нет традиционной робости перед авторитетом старших. Но к религиозным обычаям у них довольно спокойное отношение, они не прочь в религиозный праздник вместе со всеми погулять и даже пойти навстречу жене и родителям, желающим крестить ребенка. Они воспринимают религию как бесполезную и безобидную старую традицию, на которую не следует обращать особого внимания серьезному человеку.
Сложно и противоречиво отношение к религии среди молодежи. В с. Олыпанах проживают 431 юноша и девушка от 16 до 25 лет. Причем девушек почти вдвое больше— 274. Та часть молодежи, которая получила 7—10-летнее образование, побывала в других местах или прошла службу в армии, как правило, свободна от веры в бога. Атеизм таких молодых людей носит более или менее прочный характер, так как опирается на образование и новую культуру. В то же время среди сельской молодежи довольно немногочисленны те, которые бы стояли на позициях воинствующего атеизма. У многих сильна традиционная робость перед авторитетом религиозных родителей, непонимание реакционной сущности религии.
Религиозные предрассудки бытуют в основном среди части девушек и молодых женщин, находящихся в большей степени под влиянием своих родителей. Интересы многих из них ограничены повседневными домашними заботами, работой в колхозе, мечтами о замужестве, о семейной жизни. Девушки, окончившие школу или оставившие ее по семейным обстоятельствам, обычпо мало читают и все свое свободное время проводят, летом гуляя на улице или танцуя в клубе, зимой — за вышивкой полотенец. Требуя от детей посещения церкви, соблюдения молитв и религиозных обрядов, набожные родители видят в этом гарантию нравственной жизни. Молодые женщины, недавно вышедшие замуж, принуждаются к соблюдению обрядов родителями мужа. В определенной степени соблюдение молодежью религиозных традиций — дань консервативному, обывательскому мнению, еще довольно сильному в условиях села. Однако следует заметить, что с ростом образования, повышения духовных запросов, под влиянием примера и рассказов людей, много поездивших по стране, среди этой части молодежи растет критическое отношение к старым традициям. Молодые люди начинают по-новому задумываться о своем месте в жизни, о своих жизненных перспективах. При этом рост атеистических настроений, критического отношения к религии — это лишь одна сторона в развитии их личности, причем не главная, а второстепенная, обусловленная существенными изменениями в их сознании.
Единственной силой, которая могла бы в настоящее время активно противостоять консервативному общественному мнению, поддерживающему религиозные традиции, и помочь формированию научно-атеистического мировоззрения у жителей села, является интеллигенция, в особенности сельские учителя. Некоторые из них стремятся вести научно-атеистическую пропаганду, но ни по размаху, ни по содержанию опа не охватывает всех слоев населения села, нуждающихся в атеистическом влиянии.
Большинство верующих села по традиции причисляет себя к православным. Естественно, что характер отношения к православию этой категории паселения представляет большой интерес для изучения тех форм, в которых бытует религия в массе верующих.
Православных верующих в Олыпанах отличает то, что они не носят крестов, не верят в «святые места», в «святые источники», в «порчу», «чудесное исцелепие» и т. п. Они не устраивают паломничеств, христианские праздники справляют, как правило, тихо, без обычного пьяного разгула.
Беседы с верующими различных групп крестьянского населения села показали, что их религиозные воззрения не являются цельными, глубокими. Они расплывчаты, аморфны, зачастую противоречат ортодоксальной догматике, порой сочетаясь со стихийно-атеистическими взглядами и настроениями.
Религия занимает в их жизни сравнительно пеболыпое место, не влияя на их поведение. Занятый нелегким крестьянским трудом, деревенский житель меньше всего склонен к пессимистическим раздумьям о бренности земного существования, о суетности жизни и т. и. и стремится полагаться больше на самого себя и помощь людей, нежели на бога.
Типичны в этом отношении взгляды пожилой 67-лет-пей женщины М. В. К-ч. Прожитая нелегкая, полная лишений и невзгод жизнь не сделала ее глубоко религиозной. По ее мнению, живет она сейчас неплохо, вырастила детей, которые скрашивают ее старость на склоне лет. Жалеет только, что помирать скоро. К смерти относится без всякого страха, как к естественному завершению жизни. Она не склонна принимать богословские догмы о загробной жизни. «Как помру, то никуда не попаду — ни в ад, ни в рай. Как помер, так и сгнил в земле, и все, помер навек. В этой жизни вся жизнь человеческая, пока живешь».
На вопрос, ходит ли она в церковь, Мария Васильевна ответила: «Если бы здоровье хорошее да деньги, то ходила бы, а то сейчас надо жертвы на церковь, но я не хочу докучать молодым своим насчет денег; молитвы я все забыла, какие знала, а держусь веры потому, что верят все из-под веку... Хочется иногда в церковь пойти, потому что сидишь, сидишь дома, а в церковь пойдешь, посидишь, поговоришь со знакомыми, с родней из других сел, а потом и домой пойдешь».
Эти рассуждения со всей очевидностью обнаруживают истинный характер отношения к религии этой женщины, которое лишено всякого мистицизма, обусловлено традицией. Мотивы посещения церкви, богослужений не потребность в молитве, боге, а естественная потребность в общении со знакомыми, близкими, смена привычной обстановки, потребность в отдыхе. Те же мотивы звучали и в рассуждениях другой женщины, которая, выражая мнение собравшихся на беседу односельчан, сказала: «Хорошо быть на людях. Молодежь идет в клуб, а нам куда? Хоть в церкви отдохнуть, встретиться друг с другом, поговорить, пение послушать».
Религиозные взгляды у большинства людей, называющих себя православными, очень неопределенны. Доводы в защиту религии не идут дальше таких, например, как: «Если бога нет, то откуда тогда все берется: гром, дождь, буря?», «Если нет бога, почему тогда даже неверующие поминают его словами «дай бог», «помоги господи»?» и т. д.
Вот некоторые типичные высказывания о боге: «Есть ли бог или нет, мы не ведаем. Но раз говорят, значит, есть. Почему же, когда человеку трудно или заболевает, то вспоминает бога?»; «Если бога нет, то кто же дает дождь, откуда гроза?»
Например, 60-летняя неграмотная женщина так говорила о боге и загробной жизни: «Есть ли бог или пет, никто не знает. Бурю кто дает, не ведает никто... Не были мы там, на том свете, и ничего не знаем».
Несмотря на то что сомнение в религии или своеобразный религиозный агностицизм распространены довольно широко среди населения Олынан, в целом нельзя сказать, что стихийный атеизм в мировоззрении олынанцев имеет постоянный характер. Непрочность стихийно-атеистических убеждений дает о себе знать, например, во время летних гроз. Неоднократно приходилось наблюдать, как те же колхозники, которые во время бесед довольно спокойно относились к религии и даже высказывали атеистические мысли, при первых раскатах грома смолкали и порой шептали полузабытые слова молитв: «Помилуй, господи, помилуй... Ты, небесный, высокий, ко-ханый, помилуй мою душу...»
Страх олынанцев перед грозой имеет реальное основание. Не бывает грозы, чтобы не было каких-либо жертв в данном районе: то человека убьет молнией, то дом загорится. Большинство верующих пожилого и среднего возраста утверждают, что это бог наказывает людей за грехи.
Несмотря на это, православные верующие по прочности и силе религиозных убеждений значительно уступают верующим действующей в селе сектантской общины. | |
Просмотров: 642 | |