Хочется особо подчеркнуть, что любой метод атеистической работы приносит наибольший успех при чутком и внимательном отношении со стороны администрации, партийных и советских организаций к нуждам и запросам населения.
Возьмем, к примеру, колхоз «Советская Белоруссия» Пружанского района, где председателем работает человек большой души коммунист Сергей Дмитриешич Андрейченко.
Партийная организация и правление колхоза наряду с постоянной заботой о росте общественного богатства артели уделяют повседневное внимание удовлетворению материально-бытовых и культурных запросов колхозников. Во всех селах имеются клубы, магазины и бани, а на центральной усадьбе — Дворец культуры и комбинат бытового обслуживания. С помощью колхоза все школы размещены в добротных помещениях, налажено горячее питание детей. Колхоз в основном принял на себя заботу о строительстве и ремонте жилых домов колхозников. Никто из колхозников никогда не слышит от руководящих работников грубого слова, уже давно не было случая, Чтобы чья-то жалоба или заявление остались без ответа. Поэтому из этого колхоза не поступает никаких жалоб в вышестоящие инстанции. Здесь и стар и млад активно трудятся и чувствуют себя как в хорошей и дружной семье. Раньше в этом колхозе были сектанты, но они уже давно перестали верить сказкам о небесном рае. Здесь в каждом доме есть радио и свежие газеты. Из деревень этого колхоза мало кто венчается в церкви и крестит своих детей.
К сожалению, кое-где еще работа наших атеистов не имеет успеха потому, что со стороны хозяйственников не проявляется необходимой чуткости и внимания к людям. А в жизни случается, что человек попадает в беду и не встречает вовремя поддержки со стороны общественных организаций, коллектива, товарищей. Эту моральную и даже материальную поддержку он находит порой у «братьев и сестер во Христе». Не устоит иной и попадает к ним в сети.
В 1957 г. на Кобринскую швейную фабрику после окончания минского техникума поступила работать молодая женщина Е. Ф. Иванова. Испытывая на первых порах материальные затруднения и тяжело переживая ненормальные отношения с мужем, она сразу же стала посещать местный молитвенный дом баптистов. Воспитанная в семье религиозных родителей, она искала утешения и поддержки у «братьев и сестер». Для того чтобы удержать ее под своим влиянием, в баптистской общине было собрано для нее 30 руб.
Коммунисты и общественность фабрики решили не отдавать сектантам своего товарища. Началась долгая и упорная борьба за человека. Инициатором этого выступил директор фабрики коммунист Иван Антонович Косинов. Ежедневно он находил время для беседы с Ивановой. Он интересовался ее делами, настроением, поддерживал добрым словом. Общественные организации помогли ей получить квартиру, оказали материальную помощь. Ивановой как специалисту давали различные общественные поручения и таким образом привлекали к участию в различных мероприятиях, которые проводились на фабрике. Шаг за шагом она постепенно втягивалась в жизнь коллектива, находила подлинных друзей. Наконец в 1961 г. она согласилась выступить по радио и в печати с отречением от баптистской веры, но через несколько дней прибежала к директору с письмом, в котором упрекала его за то, что он напустил на нее затмение и она чуть было не изменила господу богу. Но это колебание оказалось последним. Через некоторое время она решительно порвала с сектой. В 1962 г. Иванова стала комсомолкой, а в 1963 г. была принята кандидатом в члены партии. Сейчас она председатель общества изобретателей и рационализаторов, пропагандист кружка по основам конкретной экономики. Недавно директор фабрики вернул Елене Федоровне ее письмо, она засмеялась и разорвала его.
Так настойчиво л последовательно ведут работу на Кобринской швейной фабрике и с другими верующими. Усилиями всего коллектива семь человек было вырвано из общины евангельских христиан-баптистов. Все они сейчас атеисты и активные производственники.
Большую заботу проявляют партийные и комсомольские организации, органы народного образования области о детях, находящихся под религиозным воздействием ро-дителей-сектантов. Преподаватели школ, где обучаются дети сектантов, стремятся на уроках и во внеклассной работе так поставить атеистическое воспитание, чтобы оградить детей от религиозного влияния.
И надо сказать, что за последние годы в области почти не наблюдалось случаев, когда выпускники школ вступали бы в религиозные общины сектантов. Об этом свидетельствует тот факт, что среди сектантов лишь 1% составляют люди в возрасте до 25 лет. Не случайно пресвитер общества ЕХБ в д. Песчанке Березовского района Макаревич признался, что «сейчас для роста общества настала засуха».
Хочется привести такой пример. В д. Ляхчицы Коб-ринокого района есть начальная школа, которой в течение 15 лет заведовал М. Ф. Сахарук. В этой деревне, а также в близлежащих селах с давних времен действовали пятидесятники и баптисты. Когда-то их влияние было очень значительным. Но в результате тех социальных и экономических преобразований, которые претерпела деревня в годы Советской власти, а также тон разъяснительной работы, которую провел т. Сахарук и учителя среди детей и родителей, влияние сектантов было основательно подорвано. Характерно, что за 15 лет эту начальную школу окончило 125 детей сектантов и никто из них не воспринял веру своих отцов.
Для того чтобы влияние школы было решающим, в борьбе за детей использовались все средства, целый комплекс форм и методов работы.
Прежде всего в школе поддерживается идеальный порядок и чистота. Учащиеся получают в школе бесплатные обеды, приготавливаемые в основном из продуктов, доставляемых с пришкольного участка, который обрабатывается главным образом руками самих детей. Время пребывания в школе — большая радость для ребят. Они постоянно чувствуют здесь заботу и внимание со стороны учителей. В школе все способствуют развитию их инициативы, а учебно-воспитательный процесс открывает детям верующих новый мир, гораздо более привлекательный, чем тот мир религиозной фантазии, верить в который их заставляют дома. Каждый случай, когда родители пытались помешать учащимся выполнять требование школы: вступать в пионерскую организацию, участвовать в самодеятельности ит. п., обязательно обсуждался с родителями. Иногда приходилось обращаться к помощи сельского Совета и общественности. Но всегда в конце концов победа была на стороне школы. Учителя в д. Ляхчицы не только вырывали детей из-под религиозного влияния родителей, но и вели работу по перевоспитанию самих родителей, опираясь на помощь учителей Корчицкой восьмилетней школы, районного Совета атеистов и райкома партии.
Долгие годы, например, велась работа с сектанткой М. В. Никулиной, которая в итоге порвала с религиозной общиной и стала активной общественницей, депутатом сельского Совета.
И еще один пример.
В Невельской восьмилетней школе Пинского района училась Софья Гусюк, отец и мать которой были фанатично верующими пятидесятниками. В школе под влиянием учителей она тянулась к знаниям, к общественной работе. А дома ей категорически запрещали читать произведения художественной литературы и неотступно требовали молиться. Соне не разрешили вступить в пионеры. Отец и мать категорически заявили: «Выгоним из дому, если повяжешь красного идола». Но, несмотря на преследования родителей, чувствуя заботу и внимание учителей, Соня хорошо училась, много читала, смотрела в школе кинофильмы, участвовала в художественной самодеятельности, а когда ей исполнилось 14 лет, она вступила в комсомол. Но как-то весной родители случайно заметили у дочери комсомольский билет. Разъяренный отец с криком «Комсомол или бог!» вырвал билет у девочки из рук и надорвал его. Проплакав всю ночь, комсомолка взяла надорванный билет и апрельским вечером босая, в одном платьишке навсегда ушла из дому. Ее приютила классная учительница Людмила Алексеевна Власовец, а затем директор школы В. Г. Шпиталь с помощью райкома партии устроил девочку в Телеханскую школу-интернат. Так внимательное и чуткое отношение к девочке со стороны у ч ите л ей -коммун ис тога, общественных организаций помогло ей выбрать правильный путь в жизни, свободный от насилия со стороны .религиозных фанатиков. | |
Просмотров: 551 | |