Обоснованность результатов социологического исследования

 

а)            Достоверность

 

Достоверность исследования зависит от нескольких условий.

 

Во-первых, от правильного составления «модели» и соблюдения всех принципов случайного выбора. В нашем исследовании контроль заключается в том, что конечные данные должны показать деление населения на группы, предписанные в показателях выбора, в таких же пропорциях, как это имеется в действительном расслоении населения. Результат статистической обработки возвращенных анкет показал, что «модель» является характерной с небольшими отклонениями в границах допустимой терпимости.

 

Во-вторых, т процента возвращенных анкет. С его понижением сщедается и точность исследования вплоть до той границы, цецда она перестает быть репрезентативной и может име^ь лишь иллюстративную ценность. Анализ ответов, таким образом, своим значением и познавательной ценностью приближается скорее к разбору писем, которые приходят в различные редакции, на радио, предприятия и т. д. Преобладают массы людей с определившимися взглядами, сознательных в том смысле, что они готовы охотно помогать общественным институтам и организациям или продемонстрировать свою веру. В стороне остается очень много граждан, которые по своей инициативе никогда не высказывают открыто своих взглядов, но которые в силу своей многочисленности каждое серьезное исследование должны принимать во внимание.

 

В первых предварительных исследованиях процент возвращения анкет был         незначительным — 23—27%.

 

В результате улучшения техники социологического исследования нам удалось достичь 70% возвращения анкет, в основном (заполненных взрослыми людьми, и почти полного возвращения анкет, заполненных молодежью, что является для достоверности результатов вполне достаточным.

 

В-третьих, основным условием, от которого зависит действительный успех или неудача исследования, является получение правдивых ответов. Этого условия мы добились в нашем исследовании в результате отстранения случайных влияний, устранения влияния лиц, проводящих исследования, категорического соблюдения принципов анонимности в исследовании.

 

б)           Границы познавательной ценности ответов, полученных методом анкетирования

 

То, что можно узнать и извлечь из ответов, приобретенных анкетным методом, и из связей мещду ними, мы попытались привести при анализе результатов. Однако необходимо понимать, что существуют границы ценности анкет: что может и чего не может анкета сказать.

 

Прежде всего это вообще границы самого анкетного исследования. Объем анкеты нельзя произвольно расширять. Из этого вытекают некоторые ограничения:

 

а)            необходимо было выбирать лишь определенные данные, которые мы считаем в данной связи самыми значительными, но которые бывают обычно лишь частичными или фрагментарными (сюда относятся, например, проблематика развития личности, факторы, которые оказывали влияние на человека, его жизнь и убеждения, формируя последние, проблематика мировоззрения, поскольку оно не основано на религии, и т. д.);

 

б)           иногда мы не могли поставить вопрос из сферы, которую считали значительной, чтобы прямо или косвенпо не оказать влияния па характер данных, которые мы хотели получить в результате исследования (например, по вышеприведенным основаниям мы не спрашивали о политической принадлежности и взглядах человека, хотя для целей исследования этот вопрос был бы крайне интересным) ;

 

в)            некоторые вопросы охватывают слишком широкую область действительности, в которой человек живет. Это касается прежде всего всех вопросов, обращенных к стилю жизни и интересам личности. Каждый из этих вопросов требует расчленения и уточнения, по крайней мере такого, как это имеет место в проблематике, касающейся религиозности. Но в тех связях и в том объеме, в каких они приведены в нашей анкете, они не могут запечатлеть действительность, как таковую, и служат лишь определенным намеком на жизненную ситуацию человека, религиозность которого подвергается исследованию. Так, например, ответ на вопрос: «Имеете ли затруднения со вдоровьем?» — естественно, не может нарисовать нам картину состояния здоровья населения, или же вопрос -«Довольны ли Вы семейной жизнью?» не может сам по себе ничего сказать о современных проблемах семьи и брака;

 

г)            самый искренний ответ является лишь суждением человека о себе, и ничем больше. Он не может содержать больше, чем человек сам о себе или о данной вещи знает. Действительность запечатлена не непосредственно, а сквозь призму сознания того, кому мы ставим вопросы. Таким образом, цена ответа различна: иногда приводится точный объективный факт (например, возраст, пол), иногда лишь субъективное определение или впечатление (например, количество свободного времени), иногда дается скорее оценка действительности, чем сама действительность (жилищные условия, положение в семье).

 

Это, однако, не означает, что подобные сведения не имеют ценности или что эта ценность низка. В определенных связях и границах они могут иметь для нас даже большее значение, чем объективный факт. Например, если нас интересует в связи с религиозностью вопрос, до какой степени чувствует себя гражданин удовлетворенным, выводит ли его что-то из состояния душевного спокойствия, уравновешенности, то в этом случае его субъективная оценка жизни в семье или жилищных условий является более значительной, чем еюли нам известно, что у него квартира такой-то категории и что жена, которой он доверяет, не имеет такую же репутацию у соседей.

 

Поэтому с каждым ответом нужно обращаться как со сведением, познавательная ценность которого зависит не только от серьезности и откровенности отвечающего гражданина, но и от содержания вопроса.

 

Бывают ответы, которые имеют лишь опорное значение. Но имеются ответы, которые служат основным, чрезвычайным и ничем не заменимым источником познания исследуемого явления. Если, например, мы можем установить (наблюдением и подсчетом верующих во всех костелах и молельнях), падает или растет число людей, посещающих богослужения, то другие факты, имеющие для изучения религиозности такое же или даже большее значение, можно получить, лишь непосредственно обращаясь к людям с вопросом об их взглядах. Но, несмотря на то что для исследования человеческого сознания метод анкет имеет очень важное значение, он все же имеет свои непреодолимые границы и в своей собственной области: человек может сказать самое большее то, что он думает, с точностью, с которой он способен изъясниться в зависимости от своего интеллектуального уровня. Достичь большего можно было бы только социально-психологическим исследованием.

Категория: Религия | Добавил: fantast (10.02.2019)
Просмотров: 589 | Рейтинг: 0.0/0