В поисках действенных форм атеистической работы

С. М. ШАБАШОВ (БРЕСТ)

Брестская область — одна из самых сложных в религиозном отношении областей Белоруссии. Среди населения области, особенно сельского, сильно влияние религиозных традиций, поддержанию которых в немалой мере способствует активная деятельность православного, католического духовенства, а также проповедников различных сект: баптистов, пятидесятников, адвентистов. Это объясняется прежде всего историческими особенностями развития Брестщины, в частности тем обстоятельством, что она позже других областей Белоруссии вступила на путь социалистических преобразований.

 

Вплоть до 1939 г. она находилась под экономическими духовным гнетом буржуазно-помещичьей Польши, а затем в течение трех с лишним лет подвергалась зверствам немецко-фашистских оккупантов. Подавляющее большинство жителей сел и хуторов оставалось неграмотным и малограмотным. Школ было мало (в 30-е годы на территории области всего было 12 средних и 36 семилетних школ). До установления Советской власти имелось только 16 больниц, причем и они использовались не полностью, поскольку лечение было дорогим, не по карману крестьянам. Зато преуспевали знахари, церковники и служители прочих религиозных культов. В населенных пунктах области действовало 416 православных церквей, 101 костел, более 70 религиозных сектантских обществ различного толка. Естественно, что среди забитого нуждой, придавленного гнетом, в большинстве своем неграмотного населения были сильны религиозные настроения, которые широко использовали в своих целях духовенство и сектантские проповедники.

 

Повышению религиозности населения (во многом способствовала временная оккупация области фашистскими захватчиками и страшные бедствия войны. К 1945 г. на территории области действовало уже 116 обществ ЕХБ и адвентистов 7-го дня. Кроме того, сохранялось значительное количество пятидесятников различных толков, а также иеговистов.

 

После освобождения Брестщины от немецко-фашистских захватчиков и установления Советской власти в области произошли коренные изменения. В 1964 г. выпуск промышленной продукции увеличился в сравнении с 1940 г. почти в 10 раз. Раздробленные малоземельные единоличные хозяйства уступили место крупным механизированным коллективным хозяйствам. Только за период с 1953 по 1963 г. производственные фонды колхозов увеличились почти в 9 раз, а их денежные доходы возросли с 13 до 80 с лишним миллионов рублей, стоимость трудодня в денежном (выражении повысилась в 3 с лишним раза. Вместо десятков тысяч хуторов, разбросанных среди малопроходимых полесских болот, выросли благоустроенные колхозные и совхозные поселки. Почти в каждом доме появились электричество, радио, газеты я журналы, книги.

 

Население области бесплатно обслуживается 670 медицинскими учреждениями, в том числе 151 больницей. На территории области работает более 1700 общеобразовательных школ, в которых обучается свыше 239 тыс. детей. Более 16 тыс. юношей и девушек области учатся в высших и средних специальных учебных заведениях и свыше 20 тыс.— в вечерних и заочных общеобразовательных школах. К услугам трудящихся предоставлены сотни клубов, библиотек, красных уголков, киноустановок, музеи и другие учреждения культуры.

 

Все указанные социально-экономические преобразования и рост культурного уровня населения подорвали социальные корни религии.

 

И тем не менее в области имеется еще много верующих людей, особенно среди сельского населения. Спекулируя на жизненных невзгодах, на темноте и невежестве малограмотных людей, духовенство и сектантские проповедники продолжают удерживать их под своим влиянием. Для того чтобы добиться полного преодоления религиозных пережитков, нужна терпеливая, планомерная, опирающаяся на научный анализ работа всех идеологических учреждений.

 

Огромное значение при этом имеет правильный выбор наиболее эффективных путей и средств идейного воздействия на верующих, которые учитывали бы особенности их религиозного сознания, причины их религиозности.

Категория: Религия | Добавил: fantast (10.02.2019)
Просмотров: 505 | Рейтинг: 0.0/0