Постепенное преодоление религии в ходе социалистического и коммунистического строительства — одна из закономерностей развития советского общества. Активная борьба с религиозной идеологией в процессе социальных преобразований в СССР имеет свою историю, свои этапы, на каждом из которых ставились конкретные задачи, определялись специфические для данного периода формы и методы работы. Непременным условием успешного решения задач атеистического воспитания была и остается постановка его на подлинно научную основу, глубокое знание конкретных форм проявления религии в современных условиях, реальный учет новых тенденций в идеологии и тактике религиозных организаций.
Во всей совокупности научных представлений о современных модификациях религии особое место занимает анализ эволюции как религиозного сознания верующих, так и идеологических позиций церкви под давлением исторических обстоятельств. Понимание того, как религия и церковь сочетают приверженность к многовековым традициям с приспособлением к изменившейся обстановке, дает атеистам возможность развернуть целеустремленную, эффективную воспитательную работу. Недооценка изменений, которые претерпевает религия в новых социальных условиях, ведет к абстрактной, поверхностной ее критике, мешает разоблачать те новые аргументы, с которыми служители культа ныне обращаются к верующим. Она порождает в массах верующих известные сомнения относительно правдивости атеистической пропаганды. Известно, что В. И. Ленин указывал на особую опасность утонченных форм религии. «Мпллпон грехов, пакостей, насилий и зараз физических,— писал он
А. М. Горькому,— гораздо легче раскрываются толпой н потому гораздо менее опасны, чем тонкая, духовпая, приодетая в самые нарядные «идейные» костюмы идея боженьки» 1. Об этом говорили и видные деятели нашей партии. «Гибкость религии,— отмечает Н. К. Крупская,— делает ее более живучей, более заражающей и поэтому... более тормозящей строительство новой жизни» 2. Ем. Ярославский говорил, что «борьба против всякого рода утонченной религии и более трудна, но еще более необходима, чем борьба против грубой религии» 3.
Анализу приспособления религии к новым историческим условиям немало внимания уделялось в 20-х — первой половине 30-х годов. Еще в начале этого процесса, в 1922 г., известный атеист И. И. Скворцов-Степанов по заданию Агитотдела ЦК РКП (б) написал брошюру «О «живой церкви»», посвященную рассмотрению обновленческого раскола в православии и тактики атеистов в связи с ним4. Много интересных мыслей, связанных с переориентацией религии и церкви в советских условиях, высказали А. В. Луначарский, П. А. Красиков, Ем. Ярославский. Следует отметить, что в атеистической Литературе 20—30-х годов, занимавшейся прежде всего социально-политическими проблемами приспособления религии, почти отсутствовал критический анализ богословских попыток примирения веры с научным знанием.
Интересы практики атеистического воспитания требуют серьезного изучения модернистских тенденций в деятельности религиозных организаций и усиления критики современных модификаций религии. Нужна активная наступательная научно-атеистическая работа, нейтрализующая влияние «обновленной» религии на массы и поражающая новейшие приемы защиты веры. Модернизация религиозной идеологии порождает в сознании верующих иллюзию близости религиозного учения коммунистическим идеалам и маскирует антинаучный характер этого учения. Необходимо иметь в виду, что попытки богословов примирить религию и коммунизм ведут к насаждению в массах искаженных представлений о коммунистическом мировоззрении и морали. Модернизаторская деятельность служителей культа является одним из факторов, сдерживающих отход трудящихся от религии и церкви.
| |
Просмотров: 590 | |