Ю. Г. ПЕТРАШ (Ош), Р. М. ХАМИТОВА (Уфа) Ислам давно доказал свою способность приспосабливаться к изменяющимся условиям, к той или иной конкретной обстановке. В этом он ничем не отличается от всех других религий. Изучение изменений в мусульманской идеологии, особенно изменений, происходящих в современную эпоху, является одной из самых актуальных проблем исламоведения. К сожалению, эти изменения изучены еще недостаточно глубоко. В некоторых случаях наука просто не располагает необходимым материалом. В частности, современное состояние ислама в СССР известно лишь в самых общих чертах. Авторы этой статьи поставили перед собой задачу познакомить читателя с некоторыми фактами, характеризующими процесс модернизации ислама в нашей стране. Предлагаемый материал показывает в основном, какие позиции занимает духовенство, реформируя вероучение и обрядность. Статья написана главным образом на материалах Киргизии и Башкирии.
Говоря о взглядах современных мусульманских идеологов в нашей стране, нельзя забывать о том, что реформистские учения среди мусульман России оформились еще в конце прошлого века. Одним из таких течений был джадидизм. Его основная идея состояла в отказе от средневековых методов обучения в мусульманских учебных заведениях, во введении европеизированной системы обучения с обязательным изучением общеобразовательных дисциплин. Реформистские идеи привлекали к себе определенные слои национальной интеллигенции народов, среди которых был распространен ислам, и в первые годы существования Советской власти. Борьба джадидистского я кадимистского течений в мусульманстве не прекратилась ко времени Октябрьской революции и в известной мере продолжает существовать и в наши дни.
Это следует иметь в виду, когда затрагиваются вопросы современной идеологии ислама, в выработке официальных канонов которой принимает участие высшее мусульманское духовенство. Процесс подновления и приспособления ислама к изменяющимся социальным условиям имеет уже кое-какие традиции. Это объективный процесс, отражающий поступательный ход развития общества.
Каковы основные черты официального ислама в наши дни?
Прежде всего лояльность по отношению к Советскому государству. Потерпев поражение в открытых выступлениях против Советской власти, духовенство довольно скоро стало заявлять о своей преданности социализму. Решающую роль в этом сыграли настроения широких масс верующих, одобрявших социалистические преобразования в нашей стране. Известны факты, которые показывают, что многие представители духовенства искренне приветствовали Советскую власть, увидев в ней защитника интересов трудящихся.
Лояльность по отношению к Советскому государству обосновывается тем, что всякая государственная власть от бога, ниспослана им «по своему разумению».
В своих проповедях, особенно назидательно-нравственного характера, муллы убеждают верующих свято выполнять свой гражданский долг перед Родиной, ибо, выполняя распоряжения властей, поддерживая политику Советского правительства, верующие выполняют свой «мусульманский долг» перед Аллахом.
Не так давно в одной из своих праздничных проповедей имам Джалал-Абадской мечети (Киргизская ССР) говорил, обращаясь к прихожанам: «Мы, как истинные мусульмане, по повелению Аллаха должны честно соблюдать установленный в стране порядок, быть дисциплинированными на производстве и честными гражданами нашей страны. Мы должны с готовностью выполнять все распоряжения Советского правительства, ибо они направлены на укрепление могущества Советского Союза, на достижение заветных целей. Наша священная книга аль-Коран учит повиноваться Аллаху, посланнику его Мухаммеду и руководителям — тем, кто пмеет власть». Подобные проповеди нам доводилось слышать и в других мечетях — в Москве (из уст имамов Мустафина и Салихова), Алма-Ате, Оше, Уфе. Духовенство представляет религию естественной союзницей Советской власти, в равной мере ответственной за судьбы народа.
Мусульманское духовенство поддерживает миролюбивую внешнюю политику Советского правительства. Тема о мире постоянно присутствует в проповедях; борьба за мир связывается с учением ислама. Муллы отыскивают отдельные места в религиозных книгах и видят в них указание на необходимость сохранить мир во всем мире.
Мусульманское духовенство пытается отождествить коммунизм и ислам, заявляя, что идеалы обоих учений совпадают. Более того, можно услышать, что учение о коммунизме распространялось еще древними пророками, а Мухаммед, сформулировавший ислам наиболее стройно, добивался на протяжении всей пророческой деятельности осуществления коммунистических принципов. Арабы, возглавляемые Мухаммедом, боролись якобы за всеобщее «коммунистическое царство», однако материально-культурный уровень не позволил это осуществить. Теперь же для этого есть все условия, и усилиями трудящихся следует претворить в жизнь «идеалы Мухаммеда» — построить коммунизм. «Цели Мухаммеда и коммунизма едины»; «мы, мусульмане, являемся продолжателями дела пророка Мухаммеда; коммунизм — наше вероучение». Все это сейчас можно услышать от авторитетных представителей мусульманского духовенства. Любопытны высказывания ошского муллы К. в личной беседе: «Вы, марксисты, просто не понимаете глубоко коммунистической сущности ислама. Если вдуматься в смысл учения Мухаммеда, то станет ясно, что мы, мусульмане и марксисты, идем локоть к локтю вперед — за осуществление идеалов Мухаммеда». К. полагал, что в недалеком будущем недоразумения рассеятся и союз марксизма с исламом будет осуществлен.
Надо сказать, что подобные рассуждения оказывают влияние на верующих. Нередко можно услышать от рядо вых верующих, что муллы, — «наверное, коммунисты». На вопрос, почему они так думают, следует ответ: «А вы послушайте, что имам такой-то про коммунизм говорит!» Часто верующие с завидной убежденностью доказывают, что ислам является необходимым средством в борьбе за построение коммунизма.
Пытаясь представить ислам коммунистическим учением, духовенство опирается на морально-этическую сторону религии. Теперь в мечетях весьма сдержанно рассказывают о чудесах пророков и праведников. Больше внимания уделяется вопросам нравственности. Проповедники и активисты местных приходов убеждают простых верующих в том, что моральные принципы строителей коммунизма полностью совпадают с моральными предписаниями Корана и сунны. Духовенство сопоставляет отдельные места из священных книг с принятыми в нашем обществе нормами морали; отсюда следует вывод о тождестве мусульманской морали с коммунистической. Многие верующие сейчас под влиянием этих проповедей рассуждают так: «В нашем Коране давно уже сказано все, что изложено в моральном кодексе строителей коммунизма. Ислам учит нас только хорошему...» Нередко ислам понимается верующими вообще как универсальная нравственная система, обнимающая собой моральный кодекс всего человечества.
Сейчас не проходит буквально ни одной проповеди, в которой бы имамы не касались вопросов морали и не убеждали бы верующих в их обязанности соблюдать «мусульманские законы» и правила поведения, одобренные советским обществом. Служители культа возносят хвалу Коммунистической партии и Советскому правительству за то, что они твердо и последовательно добиваются полного торжества «истинной» морали, основу которой составляет учение аль-Корана. Имам-хатыб московской мечети Салихов в одной из проповедей напоминал прихожанам о вреде спиртных напитков, запрещенных мусульманам. «Нужно, — сказал он, — всячески приветствовать мероприятия Советского правительства, направленные на борьбу с алкоголизмом. Это полностью соответствует требованиям пророка Мухаммеда».
Примерно так же представлена в проповедях деятельность Советского правительства, направленная на укрепление трудовой дисциплины, на улучшение быта трудящихся и т. п. Духовенство призывает мусульман к честному труду на производстве, к укреплению семьи. По словам мулл, любой труд на благо общества является таким же обязательным и добрым делом, как чтение молитв, соблюдение поста и других предписаний религии. Честный труд мусульман будет оценен Аллахом не ниже других богоугодных поступков.
Одним словом, если верить проповедям, то мусульманская мораль — самая гуманная и справедливая; это всеобъемлющий нравственный кодекс, которым люди будут руководствоваться всегда; подновленный шариат не имеет расхождений с советскими законами и полностью отвечает интересам укрепления советской семьи, развития коммунистических отношений между людьми. Ислам якобы воспитывает в людях честность, взаимоуважение, чувство товарищества, способствует духовному совершенствованию; мораль ислама способствует воспитанию чувства патриотизма в советских людях. Из всего этого должно следовать, что воспитание молодежи, осуществленное в соответствии с принципами мусульманской морали, может принести лишь хорошие плоды.
Как же быть с теми религиозными предписаниями Корана, реакционность и средневековая жестокость которых ясно видны каждому? Эти предписания духовенство либо обходит молчанием, либо истолковывает так, что придает им совершенно новый смысл. Например, призывы вести непримиримую воину (джихад) с инаковерующими и неверующими интерпретируются как призывы к борьбе со всякого рода злом, обманом, неискренностью, нарушающими мусульманское благочестие. В таком же духе объясняется и проповедь исключительности мусульман, ярко выраженная в Коране. Мы видим, что духовенство здесь, не отказываясь от буквы «вечного» и «неизменного» Корана, идет на прямую подделку его отдельных положений. Не случайно теперь можно услышать, что каждое слово Корана будто бы имеет 70 значений. Вместе с тем духовенство утверждает, что Коран недоступен для понимания «неверных» и сомневающихся, что тайный смысл каждого слова и каждой буквы может быть попятным лишь для глубоко верующего мусульманина. В подтверждение делается ссылка на аят Корана: « Он для тех, которые уверовали, руководство и врачевание; а те, которые не веруют, в ушах их глухота, и он для них слепота» (41, 44), Следует заметить, что, к сожалению, попытка изобразить ислам сводом общечеловеческой морали находит поддержку среди значительной части верующих.
Большое внимание современные теоретики религии уделяют тому, чтобы сгладить противоречия между наукой и исламом. Здесь в основном существуют две концепции. Первая: в Коране есть все, что известно или будет известно науке; это лишь надо суметь понять. Сейчас многие утверждают, что ислам дает ответы на все вопросы, поставленные жизнью или выдвинутые наукой. Другая концепция скромнее: ислам представляется «истинным союзником» науки. Следует заметить, что, защищая эти оба тезиса, духовенство старается быть в курсе научных достижений: закрывать глаза на завоевания современной науки уже нельзя. Как доказываются эти концепции? Традиционным способом: отдельные места религиозных книг проповедники используют в качестве аргументов. Например, муллы и имамы восторгаются двумя аятами из главы Корана «Галяк» («Сгусток»). Аяты начинаются словом «Читай!». Этот призыв истолковывается в духе ленинского завещания: «Учиться, учиться и учиться». Начало этих аятов представляется в виде бессмертного девиза всего человечества. В аяте 179 главы 7 нет ничего похожего на призывы к занятию наукой, однако смысл его истолковывается так, будто бы аллах призывает мусульман стремиться к знаниям, к науке. Слова аята 101 главы 10: «Посмотрите, что на небесах и на земле!», призывающие усматривать в явлениях природы знамения Аллаха, преподносятся как указание к научному исследованию Земли и космоса.
Все достижения науки объясняются духовенством как милость Аллаха. Человек лишь постигает то, что установлено Аллахом, постигает мудрость и могущество Аллаха. Например, запуск космических кораблей с человеком на борту вызывает такие рассуждения: Аллах столь велик и милосерден, что позволил (и помог) совершить запуск искусственных спутников и ракет. Отдельные представители духовенства, знакомые с новейшими теориями науки, склонны признавать и существование других миров, кроме нашей галактики. И если наука — от бога, может ли мусульманин отвергать достижения науки? Муфтий Духовного управления мусульман европейской части в Сибири (г. Уфа) в своей фетве от 1960 г. приветствовал полет Ю. А. Гагарина в космос и подчернул, что только наша страна оказалась способной совершить этот подвиг.
В своем выступлении на торжественном собрании, посвященном 70-летию муфтия, председатель Духовного управления мусульман европейской части СССР и Сибири муфтий Хиялитдинов говорил: «Счастье человека в настоящей мирской жизни заключается в физическом здоровье, овладении знапиями, наукой и техникой, во всестороннем просвещении себя, согласно высокочтимой морали, в защите мирной жизни». «А в потусторонней жизни,— далее продолжал муфтий,— счастье и блаженство может быть обеспечено человеку путем безоговорочного познания великого Аллаха и его пророка Мухаммеда, аккуратного выполнения установленных Аллахом обязательных для мусульман ритуалов, обычаев пророка Мухаммеда, наконец, беспрекословного подчинения великому Аллаху».
Так современное духовенство пытается доказать, что для полного счастья необходимы и научные знания, и вера в бога.
Духовенство не склонно говорить о том, что религия реформируется. В каждой фетве Духовное управление мусульман европейской части СССР и Сибири подчеркивает, что оно руководствуется Кораном и изречениями пророка Мухаммеда. «Строгое и безусловное выполнение наставлений Корана и учения нашего пророка Мухаммеда было и остается для нас, правоверных мусульман, священным долгом,— говорится в фетве от 18 июня 1961 г.— Любое отклонение от этих норм будет считаться грубым нарушением законов шариата». Необходимость же разъяснений, содержащихся в фетвах, вызвана тем, что Духовное управление «руководствуется требованиями каждой эпохи, каждого периода о целесообразности правил поведения».
Молчаливое «очищение» вероучения от нелепых воззрений, оставшихся от раннего средневековья, является одним из распространенных методов модернизации. Вот интересный пример. Муфтий Духовного управления мусульман европейской части СССР и Сибири Хиялитдинов выпустил сокращенное изложение Корана на татарском языке под названием «Ислам и культ» (Уфа, 1958 г.). Здесь нет мифов Корана о сотворении богом мира и человека, о грехопадении первых людей, о деятельности пер вых пророков. Здесь нет также указаний Корана об отношении к неверным, к женщине, к частной собственности и эксплуатации, нет описания ада и рая и угроз днем страшного суда.
Содержание семи аятов первой суры в основном изложено в одной фразе, восхваляющей Аллаха. Из 286 стихов второй суры взято неполное содержание всего нескольких первых стихов. Все они проводят мысль о том, что только богобоязненные верят в то, что Коран от бога, что он указывает путь истины. Богобоязненные люди верят в рай, и, исполняя все указания бога, они попадут в рай, а не в ад. Все остальное — древние представления о мире, рассказы о жестокостях бога по отношению к неверным — опущено. Подробно излагая основные обязанности мусульман, автор умалчивает о «джихаде» — священной войне против «неверных». В книге муфтия незаметна одна из черт Аллаха — его карающая жестокость. Аллах здесь выступает абсолютно совершенным, добрым существом, справедливым судьей.
Муллы заявляют, что ислам — враг предрассудков, что он ничего общего не имеет с невежественными суевериями (так говорил, например, в одной из проповедей имам-хатыб фрунзенской мечети М. Джеенбеков). Муфтий Духовного управления мусульман европейской части СССР и Сибири пишет: «Если кто-нибудь заболеет, то обязательно нужно принять меры к лечению, так как наш пророк предписал, что при заболевании нужно обратиться к врачам. Лечение болезней путем бессмысленных заговоров, талисманов и различной писанины на бумагах и блюдах или составление любовных талисманов и верование в их воздействие является верованием в многобожество. Это разгневает Аллаха».
Таким образом, мусульманское духовенство старается все, что не соответствует в Коране современному научному знанию, или игнорировать, или выдавать за иносказания. Теперь трудно убеждать верующих в том, что человек вылеплен из глины, что небесный купол — это твердь, свод семи небес, что землетрясения происходят, когда поддерживающий землю бык перебрасывает ее с одного рога на другой. Однако еще можно убедить верующих, особенно с низким культурно-образовательным уровнем, в том, что в Коране содержится вся мудрость мира, только надо уметь правильно ее понять. Именно по этому пути идет духовенство, чтобы сохранить в верующих чувство преклонения перед мусульманским вероучением.
Реформе подвергаются все стороны мусульманского вероучения. Вот, например, как истолковываются некоторыми представителями духовенства понятия «рай» и «ад». В ответ на вопрос, можно ли верить в существование того ада и рая, которыми Коран устрашает и соблазняет правоверных, иногда в беседах с духовенством можно услышать: «Так буквально попимают священный аль-Коран только невежды». Рай и ад, оказывается, — это духовное состояние человека. Испытывает некто блаженство за свои добрые дела — он в раю; терзается и переживает — он в аду.
Известно, что мусульманам запрещено употребление спиртных напитков. В связи с этим любопытен ответ муфтия Духовного управления мусульман европейской части СССР и Сибири на вопрос: «Правильна ли панихида по покойнику, умершему от пьянства?» Муфтий сказал, что «употребление спиртного или смерть от пьянства еще не означает, что человек стал неверующим. Поэтому такая панихида разрешается. Эта панихида явится мольбой перед богом о прощении грешника» (ответ на третий вопрос в фетве от 22 декабря 1963 г.).
Духовенство допускает заметные послабления в соблюдении предписанной мусульманам обрядности. 8 марта 1957 г. САДУМ (Среднеазиатское духовное управление мусульман) издало фетву о 30-дневном посте в месяц рамазан. Фетва содержит предписание имам-хатыбам разъяснять занятым на производстве верующим, что «соблюдение дми поста не должно отрицательно повлиять на выполнение работ. Надо сказать им, что в необходимых случаях они могут пользоваться предоставленными шариатом облегчениями».
Муфтий Духовного управления мусульман европейской части СССР и Сибири в своей фетве от 18 июня 1961 г. пишет: «Исполнение поста ураза в месяц рамазан не обязательно для совершеннолетних лиц следующих групп: кормящие матери, рабочие и работницы, занятые на фабриках, заводах, транспорте, на сельскохозяйственном производстве, и, наконец, больные». Каждый верующий, не исполнивший пост по указанным в фетве причинам, должен просить бога о прощении греха путем благотворительной деятельности и молитвы. Под благотворительной дея тельностыо подразумевается подаяние Милостыни (сада-ка) бедным, обездоленным, но, пишет муфтий в фетве от 18 июня 1961 г., «таких людей в нашем государстве совершенно нет, поэтому производить подаяние лодырям и симулянтам шариатом ислама запрещено». Отсюда делается такой вывод: благотворительная деятельность — это
денежные приношения в пользу мечети и Духовного управления. Такая трактовка оказалась выгодной для мечети. Теперь в праздничные дни ураза-байрам сборы увеличиваются в несколько раз, а верующие путем таких приношений «очищают свою совесть».
Духовенство внимательно следит за тем, чтобы богослужения в мечетях не были причиной опозданий верующих на работу, не мешали работе. Праздничные богослужения, например, мечети на местах стараются провести пораньше, до начала рабочего дня. А пятничные и другие службы днем приурочиваются к обеденному перерыву на производстве (с 13 до 14 часов).
По фетве САДУМа от 10 мая 1952 г. признается необязательным устройство празднества по случаю обрезания. Эта фетва затем была дополнена справкой от 24 августа 1955 г., объясняющей, что обрезание не является фарзом, т. е. обязательным установлением для мусульман. Так же смотрит на обряд обрезания и Духовное управление мусульман европейской части СССР и Сибири. На вопрос, заданный верующими: «Правильно ли будет венчать людей, не подвергнутых обряду обрезания, если такой человек будет утверждать, что он мусульманин?» — муфтий ответил: «Правильно, ибо отсутствие обрезания не значит, что человек неверующий» (ответ на пятый вопрос в фетве 1963 г.).
Фетва Духовного управления мусульман европейской части СССР и Сибири считает уже необязательным и кровавое жертвоприношение в праздник курбан-байрам. Жертва может быть принесена и в виде денег.
Изменилась позиция мусульманского духовенства и в женском вопросе. Хорошо известно, что еще в первые годы Советской власти духовенство выступало против равноправия женщин. В частности, духовенство было против уничтожения паранджи. По неполным данным, только в Узбекской ССР за 1928 г. было убито при подстрекательстве мулл 270 женщин, выступивших против своего бесправного положения и сбросивших паранджу. Со вре менем муллы стали уступчивее. Они уже предлагали женщинам закрывать лицо лишь в присутствии мужчин. Затем утвердилось мнение, что женщине достаточно накрывать только голову. А в постановлении, принятом 27 октября 1952 г. вторым пленумом САДУМа, говорится, что «хождение женщин с открытым лицом, по шариату, правильно и возможно». Вместе с этим пленум решил издать разъяснение, в котором говорится, что женщины вправе участвовать в общественных и государственных делах; желающие расторгнуть брак могут сделать это не по шариату, а через загс.
А вот любопытная выдержка из ответа в фетве от 22 декабря 1963 г. Духовного управления мусульман европейской части СССР и Сибири на вопросы верующих. Муфтий пишет: «Как нам стало известно в некоторых местах запрещают женщинам и девушкам посещать вечерние курсы. Наш святой пророк говорил: стремление к овладению знаниями обязательно для мужчин и для женщин. Запрещение женщинам посещать учебные заведения в любое время дня под тем предлогом, что это противоречит исламу и изречениям пророка, есть непростительный грех перед богом».
Теперь, когда основная часть верующих — женщины, им во многих местах разрешено посещать мечети вместе с мужчинами (хотя во время молитвы они находятся отдельно от мужчин, дабы не отвлекать их). Некоторым женщинам муллы поручают беседовать с прихожанками для укрепления в них религиозной веры и следить за своевременным исполнением ими необходимых религиозных треб.
Отметим еще одну интересную деталь.
В Башкирии еще в первые годы Советской власти духовенство запрещало играть на гармони, мандолинах и гитарах, препятствовало развитию театра, развлечению молодежи в клубах. Это, кстати, отражено в романе Г. Ибрагимова «Молодые сердца», в пьесе Г. Камала «Театр». Теперь же духовенство является сторонником искусства, музыки. Обратимся к ответам Духовного управления мусульман европейской части СССР и Сибири на вопросы верующих в фетве от 22 декабря 1963 г. Верующий спрашивает: «Правильно ли покупать и держать дома музыкальные инструменты, например гармонь, патефон, скрипку, радио и т. д.?» Ответ таков: «Все эти инструменты являются произведениями искусства, изобретенными на основе науки и просвещения. Доказательности того, что использование их являлось бы грехом, ни в Коране, ни в изречениях пророка мы не видели. Но обратное доказательство есть. Однажды после праздничной утренней молитвы наш святой пророк сидел у своего близкого друга Абубакира. В это время жена Абубакира Гайша на курае заиграла национальную мелодию того времени. Абубакир рассердился на нее, говоря: «Перестань играть, постыдись нашего пророка». Тогда пророк сказал: «У каждого племени есть свой радостный день. А у нас сегодня также большой, радостный праздник». Это изречение, кажется, ясно доказывает допустимость использования музыкальных инструментов. Если бы это было грехом, то пророк не разрешил бы играть».
Как относятся верующие к модернизации религии? Наиболее фанатично настроенная часть мусульман, особенно из числа грамотных, знающих догматику ислама, недовольна новейшими толкованиями и не соглашается с ними, рассматривая нововведения как произвольное обращение с религией. Некоторые из них считают, что все эти попытки приспособления ведут к тому, что «ныне угасла настоящая вера». Именно из-за этого часть верующих отходит от активного участия в жизни мечетей и предпочитает соблюдать личные обязанности мусульманина главным образом на дому. Основная же масса верующих просто не замечает, что ислам изменился, принимает фетвы модернизаторского характера и различные новые толкования ряда положений ислама за верное слово религиозных авторитетов, обязательное к исполнению.
Как следует оценивать процесс модернизации? В высшей степени неверным было бы думать, что религиозные реформы вызваны одним расчетливым стремлением дальновидного духовенства. Конечно, нельзя отрицать, что в некоторых случаях пропагандой религиозной идеологии занимаются люди, готовые проповедовать все что угодно.
Мы полагаем, что модернизация религии является объективным процессом, вызванным грандиозными изменениями в общественной жизни страны, достижениями науки и техники, ростом культурного уровня масс. В связи с этим и верующие и само духовенство не могут сохра нить свои религиозные взгляды в прежнем виде. Они пытаются привести традиционные религиозные представления в соответствие с изменившимися условиями жизни. Беседы с представителями духовенства убедили авторов данной статьи в том, что многие муллы искренне верят в правильность своих модернизированных религиозных воззрений и не считают, что они отошли от основ вероучения. Хорошо известны случаи, когда процесс переосмысления своих взглядов заходит так далеко, что люди (и представители духовенства в том числе) отказываются от прежних представлений и порывают с религией.
Тот факт, что значительная часть верующих придерживается религиозных взглядов в их модернизированном виде, необходимо учитывать в нашей научно-атеистической пропаганде. Наша аргументация должна быть более убедительной, чтобы верующие смогли убедиться в правильности научно-материалистического мировоззрения. | |
Просмотров: 563 | |