Среди последователей Тейара лишь немногие поддерживают его научные взгляды. Среди них, может быть, одним из самых значительных является нейропсихолог Поль Шошар.
Опираясь на элементы диалектики в воззрениях Тейара, он развивает их в материалистическом направлении. Будучи ученым, он проводит более строгие границы между наукой и верой, доказывая вместе с тем, что дальнейшее позитивное продвижение в этой области показывает несостоятельность попыток Тейара примирить науку и религию. В соответствии с этим Шошар открыто заявляет, что невозможно научно доказать начало мира как творение мира богом. Он проявляет известную непоследовательность, утверждая, что хотя и «нет научных доказательств существования бога или бессмертия души, но OT, кто философски размышляет над наукой, находиД в ней серьезные и рациональные аргументы, говорящие в пользу его веры» 1.
Правда, Шошар уточняет, что так обстоит дело в первую очередь для верующего, а не для атеиста. Может показаться, что здесь содержится попытка защиты веры, принципа двойственной истины. Однако не следует забывать, что теория Шошара направлена против претензий теологии по отношению к науке и что в его концепции ясно обнаруживаются материалистические тенденции. Следуя этим материалистическим тенденциям, он утверждает, например, что «мысль... нельзя отделить от церебральной основы, в которой она полностью находится» 2.
На примере Шошара можно проиллюстрировать лишь одно из примыкающих к Тейару направлений, которое, как уже указывалось, насчитывает весьма малое число сторонников.
Гораздо более широкими являются те примыкающие к теории Тейара течения, которые, принимая основные положения его концепции, стремятся развивать их применительно к общественным явлениям. Внимание большинства последователей Тейара обращено на вопросы социальной жизни. Для них тейардизм является исходным пунктом. Однако неразработанность общественных вопросов у Тейара ставит их в затруднительное положение. Вот почему общественная проблематика у тейардистов во все большей мере выдвигается на передний план. В то же время здесь особенно сильно проявляются различия между отдельными направлениями.
Два из них можно считать наиболее значительными. Одно распространилось и продолжает распространяться во Франции среди левых католиков, которые признают необходимость научпого подхода прежде всего к социальным вопросам.
Опираясь на некоторые положения тейардистской концепции, левые католики считают, что воззрения Тейара по социальным вопросам следует дополнить рядом положений марксизма, прежде всего экономическим учением Маркса. Они усматривают соответствие между взглядами Тейара, провозгласившего необходимость сближения внутри человечества, утверждавшего, что человечество должно взять свою судьбу в собственные руки, и марксистской теорией научного социализма. Левые католики полагают, что построение социализма и коммунизма и есть создание такого объединенного и располагающего своей судьбой человечества, которое Тейар пмел в виду, говоря о будущем.
К числу тех, которые считают, что построение социализма есть осуществление будущего, указанного Тейаром, относится немало людей, в первую очередь среди молодежи. Учение Тейара позволяет им сочетать симпатии к социализму с религиозной верой. Поэтому они со все возрастающим интересом обращаются к марксизму, ищут связи с марксистами и стремятся к самым различным формам диалога.
Изложенную тенденцию следует считать одним из крайних направлений, возникающих внутри тейардизма, его левым крылом. Другое крайнее течение — правое — нашло себе значительную часть сторонников в Африке и в наиболее резкой форме отразилось в трудах Л. С. Сен-гора. Это направление является полной противоположностью предшествующему, оно хочет использовать тейар-дистское учение о будущем развитии общества для борьбы с марксизмом. У Сенгора тейардистские, равно как и марксистские, взгляды выступают в упрощенной, вульгаризированной форме, которая приводит к их искажению.
Конечно, между этими двумя крайними существует бесчисленное множество других течений. Однако у большинства направлений имеется одна общая черта, которая заслуживает внимания. Она заключается в том, что, исходя из положения о важности сближения внутри человечества, большинство последователей Тейара, даже те из них, которые хотели бы использовать тейардистскую теорию для проповеди классового мира, ищет каких-либо связей и сближения с марксистами и хотело бы начать диалог с ними. Этот возникающий в разнообразных формах интерес к марксизму является характерной чертой тейардистов.
Для ясности и полноты картины о различиях воззрений последователей Тейара де Шардена полезно познакомиться с материалами работ тех конференций, которые организуются тейардистами ежегодно в Везеле (Vezelay), (Франция). В конференции 1964 г. принимала участие делегация венгерских марксистов. Из многих точек зрения, представленных на этой конференции, остановимся лишь на некоторых, наиболее характерных.
Весьма интересной была лекция, прочитанная патером Вильдьером, профессором Лувенского университета. В своем выступлении он подчеркнул важность модернизации церкви, выдвинув весьма конкретные требования. Прежде всего он заявил, что церковь должна освободиться от тех буржуазных воззрений, от «духа» XIX столетия, которые и поныне остаются для нее господствующими. В ходе преобразований, сказал он, церкви особенно необходимо преодолеть все еще присущий ей феодальный дух и заменить его, согласно требованиям эпохи, демократическим духом; церковь должна отказаться от отрицательного отношения к наукам, которое принесло церкви немалый ущерб. Наконец, он заявил, что церковь должна также побороть дух нетерпимости, считаться с фактом многообразия идеологий и тем самым приспособиться к новой действительности. Это выступление было одним из самых радикальных и одновременно самым близким к концепции Тейара. В нем была резко подчеркнута необходимость переоценки отношения к науке, равно как и необходимость нового отношения к прогрессу, и именно в этом духе выдвигались требования преобразования церкви.
Другая характерная позиция, занятая некоторыми выступавшими на конференции, состояла в провозглашении христианской любви решающим фактором сближения людей, а следовательно, и социального прогресса. Такая точка зрения обесцвечивала и суживала эти важные понятия. Часть выступавших сделала попытку теологизи-ровать концепцию Тейара, стремясь направить развитие тейардизма в сторону теологических спекуляций. Выискался среди участников конференции и такой профессор теологии, который хотел связать тейардпзм с неотомизмом. Он заявил даже, что такая связь сама собой разумеется, поскольку диалектическую теорию уровней или ступеней развития у Тейара очень легко можно согласовать с томистскими категориями. Самая большая из подлежащих решению проблем состояла для него в том, что он не знал, как и куда поместить ангелов среди тейарди-стских категорий.
Очень характерными были и выступления тех участников конференции, которые, исходя из тейардистской теории о сближении и единстве человечества, занимаются анализом экономических отношений систем социализма и капитализма.
Группа католических экономистов (среди них патер Шамбр) пытается разработать нечто вроде универсального экономического учения, положения и категории которого были бы действительными как для капитализма, так и для социализма. С этой целью она приступила к определению основных категорий и одновременно выдвинула требование демистификации и демифизации категорий как марксистской экономической науки (главным образом применительно к социализму), так и буржуазной экономической науки (применительно к капитализму). В какой-то мере в этих попытках чувствуются отзвуки взглядов тех, кто мечтает о сближении капитализма и социализма. Но нельзя не отметить, что в этой форме часто находят свое воплощение антисоциалистические тенденции, тенденции борьбы с социалистической идеологией.
Бросается в глаза неоднородный характер течений в тейардизме. Его основные направления еще недостаточно выкристаллизировались, и в целом он находится еще в стадии формирования. Этот очень важный факт свидетельствует, что современное состояние тейардизма еще не позволяет делать о нем окончательные выводы. Усилятся ли в будущем более левые, более радикальные тенденции в тейардизме или нет, зависит от множества факторов, в том числе, несомненно, и от хода диалога последователей Тейара с марксизмом и марксистами.
Следует отметить, что все эти направления тейардизма, за исключением самого правого направления Сенгора, с интересом обращаются к марксизму и социализму. Интерес к марксизму сопровождается большой готовностью к диалогу с его сторонниками. Поэтому можно сказать, что внутри католицизма под влиянием тейардизма (но, конечно, не только под его влиянием) все более расширяется практическая возможность для диалога.
В настоящее время в католической идеологии левое крыло тейардизма представляет собой без сомнения самое радикальное направление. В известной мере можно предполагать, что определенная форма тейардизма начинает становиться внутри католицизма идеологией самых радикальных кругов, стремящихся к обновлению. Бесспорно, что последовательный тейардизм является в настоящее время наиболее резко оппозиционным. Следует отметить в этой связи, что борьба интегризма против него не прекращалась ни на минуту. Решения Ватикана против тейардизма (например, «Monitum Sancti officii») действительны и в настоящее время. Но поскольку тейардизм еще не окончательно оформился, большой интерес представляет изучение перспектив его дальнейшего развития. Анализ различных течений позволяет предположить дальнейшую пх поляризацию.
Для нас не может быть безразличным и несущественным характер различных течений, возникающих в ходе этой поляризации, их взаимоотношение между собой, точно так же, как не может быть безразличным развитие тейардизма в целом. Особенно если иметь в виду, что он распространяется и среди католиков, проживающих в социалистических странах, в том числе и в Венгрии.
В социалистических странах, прежде всего в Венгрии, тейардизм по причине различия социальных условий в значительной мере отличается по своему характеру от тех форм, в которых он выступает в капиталистических странах. В Венгрии особенно резко выявляется противоречие между прогрессом и религией.
В настоящее время практически никто из верующих не отрицает, что социалистический строй является более прогрессивным и решает множество таких проблем, в которых кровно заинтересованы сами верующие. Такое влияпие достижений социализма, его успехов невозможно оспаривать. Поэтому та сугубо реакционная, интегрист-ская позиция, исходя из которой Пий XII пригрозил отлучением от церкви всякому, кто сотрудничает с коммунистами, вызвала глубокий внутренний кризис у множества верующих католиков. Часть их порвала с религией или, точнее, с церковью, но их число не слишком велико.
В большинстве случаев конфликт остался неразрешенным и является фактором, затрудняющим строительство социализма. Для этих людей тейардизм является формой решения проблемы. Тейардистская конвергенция й связанная с ней идея прогресса дают верующим возможность совместить признание социализма со своей религиозной верой. Это и является главной причиной распространения тейардизма в Венгрии. Таким образом, верующий, оставаясь религиозным, вместе с тем может активно включиться в строительство социализма.
Итак, с одной стороны, является фактом религиозный характер тейардизма, с другой — очевидпо и то, что он значительно отличается от известных официальных форм католицизма. Тейардизм может стать консервативной силой и в этом случае привести к укреплению религии. Однако он может привести и к прогрессу, т. е. стать источником дальнейшего отхода от религии. Ввиду своеобразного характера тейардизма обе возможности являются реальными. Какая из них станет действительностью, это зависит от влияния социальных условий, а также от марксистской просветительной идеологической работы. | |
Просмотров: 692 | |