Л. Н. ВЕЛИКОВИЧ Религия, когда-то безраздельно властвовавшая над умами и сердцами людей, переживает ныне глубокий и все более обостряющийся кризис. Данные церковной статистики о количестве приверженцев религии не отражают истинного положения. Так, например, по данным ватиканского официоза газеты «L’Osservatore Romano», в 1964 г. в мире насчитывалось 572 млн. католиков. Однако не все из них являются верующими. Церковники жалуются на то, что все меньше прихожан посещает церковь. Сами церковные деятели вынуждены признать факт упадка традиционного католицизма, ослабление его влияния на массы.
Католические деятели бьют во все колокола, напоминая об опасности, угрожающей церкви в связи с тем, что редеет ее паства, суживается массовая база и сфера влияния религии. В мире развивались и развиваются институты, движения, против которых всегда выступала католическая церковь. Известно, что католическая церковь неоднократно проявляла свое враждебное отношение к народам, свергнувшим власть капиталистов и избравшим социалистический путь развития. Церковь долго и упорно не признавала мир социализма. В мире рушатся порядки, рьяно поддерживаемые католической церковью, терпит крах колониальная система, одной из опор которой был католицизм. Рабочее и демократическое движение развивалось вопреки противодействию церкви, активно защищающей интересы эксплуататорских классов. Церковь связала свою судьбу с реакционными и консервативными силами. Она упорно цеплялась за все отжившее, она поддерживала порядки, режимы, которые отвергаются народами. Все это не могло не способствовать ослаблению связей католической церкви с теми, кто всегда составлял ее массовую базу.
Озабоченные упадком влияния католической церкви на массы, ее руководители считают необходимым принять какие-то действенные меры в целях повышения авторитета церкви. Недавно закончившийся второй Ватиканский собор прежде всего и занимался разработкой программы действия католической церкви в современном мире, с тем чтобы укрепить ее позиции.
В период подготовки собора и на самом соборе совершенно отчетливо выявилось, что современный католицизм не монолитен, что в нем имеются различные течения, по-разному оценивающие положение церкви и выступающие с различными программами преодоления кризиса католицизма. Весьма характерно для современного католицизма возникновение новых веяний, оказывающих все большее влияние на деятельность церкви. Эти новые веяния выражаются прежде всего в стремлении к модернизации церкви.
Новые веяния в католической церкви отражают настроения не только духовенства, но и верующих, которые все больше убеждаются в том, что политика церкви, вся ее деятельность пришли в глубокое противоречие с их жизненными интересами.
В модернизации структуры, вероучения, культа идеологи католической церкви видят средство укрепления позиций католицизма, основательно поколебленных, особенно в последние десятилетия. Второй Ватиканский собор проходил под знаком «обновления» католической церкви. Принятые этим высшим собранием католической церкви после обсуждения на четырех сессиях постановления намечают линии «религиозного обновленчества» современного католицизма.
Церковные деятели пришли к выводу, что христианская религия в таком виде, в каком она существует почти две тысячи лет, слишком архаична, не соответствует образу жизни современного человека, поэтому следует отбросить все закосневшее и устаревшее, что отталкивает от религии человека второй половины XX в.
Модернизм имеет своей целью приспособить церковь к новым условиям, облегчить церкви возможность вписатьСя в современный мир. При этом обновлению подвергайся не какая-либо одна сторона деятельности церкви; речь идет о всесторонней переоценке ценностей католицизма.
Католическая церковь имеет немалый опыт в приспособлении своей деятельности к специфическим особенностям разных стран, народов и эпох. Однако в современную эпоху, эпоху глубоких социальных изменений, краха колониальной системы империализма, укрепления мировой системы социализма, величайших завоеваний науки и техники, католической церкви гораздо труднее приспосабливаться.
В век электроники, кибернетики, атомной физики, автоматики, завоевания космоса, в эпоху, когда наука раскрыла перед человечеством столь грандиозные перспективы, служителям церкви становится все труднее проповедовать религиозное учение о бессилии человека, о всевластии бога, о человеке как о песчинке и т. д. Церковники сами признают, что им нужно переучиваться, чтобы быть подготовленными к пастырской деятельности в условиях, когда резко выявляется противоречие между теологией и реальной жизнью.
Один французский клерикальный деятель недавно писал: «Священники, которым теперь больше 40 лет, должны сжигать то, чему они когда-то поклонялись» 1. На церковном совещании, состоявшемся в апреле 1965 г. в одной из епархий Франции, было отмечено, что большинство священников готовились для пастырской деятельности в еще стабильном мире, между тем как все ставится под вопрос в современном изменяющемся мире2.
Анализируя процесс и особенности модернизации католицизма, следует иметь в виду, что речь идет об изменении в сфере религиозной идеологии, идеологии крайне консервативной, что не может не отразиться на темпах модернизации. Кроме того, идея модернизации наталкивается на упорное сопротивление многих руководителей церкви, свидетельством чего является ожесточенная борьба «традиционалистов» и «обновленцев» на всех четырех сессиях второго Ватиканского собора.
Выражением стремления руководителей католической церкви к «обновлению» является провозглашенный папой Иоанном XXIII призыв к «аджорнаменто», т. е. к «осовремениванию» церкви, ее приспособлению к современной эпохе. Это «осовременивание» деятельности католической церкви проявляется даже в некоторых внешних формах. Ватикан и нынешний папа Павел VI отказываются от некоторых веками сложившихся традиций. Так, например, в отличие от своих предшественников на папском престоле Павел VI выезжает в другие страны, предпринимает дальние путешествия, например в Иорданию и Израиль в январе 1964 г., в Индию в декабре 1964 г., в Нью-Йорк для выступления на сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Папа произносит политические речи, проводит пресс-кон-ферепции. Однако модернизация католицизма не ограничивается лишь этим. Главное в этом процессе — стремление приблизить католическую церковь к современному миру. В одном из своих выступлений накануне IV сессии второго Ватиканского собора папа Павел VI говорил: «Церковь имеет две возможности сохранить свою молодость. Одна из них заключается в том, чтобы приобщиться к окружающему миру, говорить на его языке, воспринять его нравы и образ мыслей, включиться в проходящую историю. Другая возможность состоит в том, чтобы церковь искала в самой себе неисчерпаемую жизненность своей истины, своей традиционной последовательности. Обе возможности хороши при условии, что они будут разумно дополнять друг друга» 1.
Католическая церковь не может ныне говорить с современным миром языком «Силлабуса» 1864 г., в котором папа Пий IX осудил не только всякую критику католической догмы, но и также разум, науку, демократию, свободу совести и веротерпимость. Трудно выступать в наши дни с анафемами и проклятиями по адресу всего передового гг прогрессивного, хотя и не перевелись в католической церкви деятели, которые продолжают выступать в духе «Силлабуса» 1864 г.
Что ждет церковь в будущем? Этот вопрос все больше занимает идеологов католицизма. Беспокойство церковных деятелей вполне понятно, поскольку суживается сфера влияния церкви на массы. Будущее же принесет еще большие успехи науке и технике. Никакие силы не смогут остановить движение человечества по пути социального прогресса; в сознании людей будет оставаться все меньше места для религиозных предрассудков. Поэтому вопрос о будущем церкви повергает в уныние идеологов католицизма. Церковь не может идти в будущее, обремененная большим грузом прошлого. Это прошлое — ее связь с эксплуататорскими классами, освящение их внешней и внутренней политики, борьба против прогрессивных идей, враждебное отношение к науке — настраивает народные массы против религии. Поэтому некоторые церковные деятели считают, что церковь должна порвать с прошлым. Однако это не так просто сделать, ибо церковь традиционно обращена в прошлое.
Может ли католическая церковь отказаться от своей догматики, доктрины, структуры? Конечно, о коренном изменении не может быть и речи, поскольку тогда рухнет все здание церкви. Церковь готова лишь пойти на некоторые изменения. | |
Просмотров: 654 | |