3. ТОРДАИ (Венгрия) В середине 50-х годов среди католической интеллигенции возникло и стремительно распространилось новое течение — тейардизм, сторонники которого провозгласили своим идейным знаменем взгляды известного теолога и ученого П. Тейара де Шардена. Его влияние ощутилось прежде всего во Франции, затем в Африке и Америке, а потом распространилось и на некатолические христианские круги. Проявилось оно и среди католиков, проживающих в социалистических странах.
Секрет такого быстрого распространения можно понять, лишь проанализировав причины, вызвавшие современный кризис католической идеологии (и церкви), и те меры, с помощью которых католические церковники пытались этот кризис преодолеть. Первая причина — это успехи научного естествознания и общественных наук, которые начиная с середины XIX столетия доказали полную несостоятельность многих догм церкви. Стремительное распространение научных воззрений и методов научного мышления ослабило позиции религиозной идеологии. Именно влияние науки было и остается одной из причин все ускоряющегося ныне процесса секуляризации.
Другая причина кризиса католицизма — все более широкое распространение идеи социального прогресса. С начала XX столетия идея прогресса все сильнее переплетается с требованием революционного преобразования общества, с идеями социализма. Октябрьская революция превратила социализм в реальную действительность, масштабы и влияние которой все более увеличиваются. Успехи социалистических преобразований нанесли серьезный удар но религиозной идеологий прежде всего потому, что указали путь к освобождению человека и явились началом его практического освобождения.
Консервативно-ортодоксальное руководство католической церкви попыталось найти выход из кризиса в неотомизме. Оно стремилось лишить науку ее ударной силы, оттеснить ее назад, подчинить ее религии. Неотомизм открыто или в завуалированной форме выступил в защиту принципа «наука — служанка богословия». Идее общественного прогресса были противопоставлены святыня частной собственности, примат потустороннего мира, принижение ценности земной жизни. Однако все попытки неотомистов оказались безрезультатными.
Все это необходимым образом должно было породить стремление к модернизации, осовремениванию религии как внутри католической церкви, так и среди верующих, стремившихся, порой неосознанно, приспособить свою веру к изменившимся общественным условиям.
Для того, кто внимательно следил за деятельностью папы Иоанна XXIII или хотя бы за спорами и конфликтами, возникавшими на сессиях Вселенского собора католической церкви, не является секретом то обстоятельство, что внутри католической идеологии в последние десятилетия появились новые тенденции. Хорошо охарактеризовал их в своей ялтинской памятной записке П. Тольятти:
«В католическом мире — как в смысле организованного целого, так и в католических массах — произошел во времена папы Иоанна явный сдвиг влево. Сейчас в центре католицизма наблюдается контрповорот направо. Но в низах все еще сохраняются условия, благоприятные для сдвига влево, и мы должны понимать это и помогать этому. В этом смысле нам никак не послужит старая атеистическая пропаганда. Сама проблема религиозного сознания, его содержания, его корней в массах, проблема его преодоления — все это должно быть поставлено не так, как в прошлом, а по-иному, если мы хотим получить доступ к католическим массам, если мы хотим, чтобы они нас поняли» *.
Левые тенденции внутри современного католицизма фактически сводятся к стремлению преодолеть тот кризис, в который попала католическая (и вообще религиозная) идеология в XX в., приспособить религию и католическую церковь к современному миру. Таковы требования «аджорнаменто» и некоторые другие, возникшие в ходе соборных дискуссий.
Одним из выражений левых тенденций в католической церкви и стал тейардизм. Он должен был дать ответ на насущные проблемы, вызванные кризисом католической идеологии. В новой форме и необычном характере ответа тейардизма на эти вопросы и заключается главная причина его популярности. | |
Просмотров: 696 | |