Новые советские традиции - важное средство коммунистического воспитания молодежи

(о летних днях молодежи в Эстонии)

И. Батурин (Таллин)

Опыт атеистической воспитательной работы партийных и комсомольских организаций среди молодежи Эстонии показал, что эффективным средством борьбы с церковными традициями и обрядами является внедрение новых, советских традиций. Одной из таких традиций стали летние дни молодежи, дни достижения совершеннолетия, которые были противопоставлены церковной конфирмации.

 

В Эстонской ССР вследствие особенностей исторического развития наиболее распространены среди населения традиции и обряды лютеранской церкви. До недавнего времени многие юноши и девушки Эстонии участвовали в конфирмации, отмечая свое совершеннолетие. Одни участвовали в этом обряде по традиции, других заставляли родители, считая, что конфирмация — обычай народный. Лютеранское духовенство поддерживало и широко пропагандировало подобный взгляд на конфирмацию, поскольку оно было заинтересовано в том, чтобы держать молодежь под влиянием церкви.

 

Что же представляла собой конфирмация в прошлом? Прежде всего в течение 6—7 недель молодые юноши и девушки изучали основы религии при церкви, за что нужно было платить пастору, а порой и работать на него. Если кто-нибудь не усваивал за это время основ священного писания, срок учебы продлевался еще на две недели.

 

Цель конфирмации в религиозном смысле заключается в том, чтобы превратить юношу или девушку в послушных и преданных церкви верующих. Она по существу вовсе не отмечает достижения совершеннолетия: церковь охотно конфирмует людей и старше, даже 30—40 лет. Главное в конфирмации — это достижение церковного совершеннолетия, религиозной зрелости человека, его принятие в члены церковного прихода.

 

Еще в период буржуазной республики в Эстонии в противоположность церковной конфирмации по инициативе коммунистов и комсомольцев возникала так называемая светская конфирмация. Уже летом 1922 г. молодежные комиссии, созданные при профсоюзах, стали по-новому проводить широкую антирелигиозную разъяснительную работу, которой руководила Коммунистическая партия Эстонии, а организационно — ЦК КСМ Эстонии. В ряде городов Эстонии летом и осенью 1922 г. состоялись антирелигиозные демонстрации и были проведены «дни атеистов». Первый «день атеиста» был проведен 30 июля 1922 г. в предместье Таллина Пирите. Программа дня включала речи революционного и атеистического содержания, исполнение песен, разоблачающих реакционную сущность религии, и спортивные игры. Рабочие, принимавшие участие в этом дне, заявляли о разрыве с церковью, призывали публично бойкотировать церковь и проводить среди трудового народа широкую антирелигиозную воспитательную работу. 27 августа 1922 г. состоялась грандиозная антирелигиозная демонстрация, в которой приняли участие рабочие города Таллина.

 

После этих событий в Таллине, в Доме общества рабо-чих-трезвенников «Валвая», стали заниматься слушатели «конфирмационных курсов», где они изучали основы теории пролетарской революции, марксистской политической экономии и философии, и в первую очередь исторического материализма. 10 октября 1922 г. состоялось торжественное собрание участников первой светской конфирмации в Доме общества «Валвая». На этом собрании 80 молодых рабочих, которые прослушали полный курс светской конфирмации, получили свидетельства. Среди окончивших были и известные впоследствии революционеры А. Резев, А. Ваарман, О. Пийр, Р. Вельтсон, Э. Моргенсон и др.

 

Светские конфирмации вскоре были проведены в городах Тарту и Пярну1. Окончившие курс светской конфирмации читали лекции и проводили беседы на антирелигиозные темы как в городе, так и в деревне, что способствовало освобождению трудящихся из-под влияния религии и церкви.

 

В годы Советской власти был широко использован богатый опыт, накопленный коммунистами и комсомольцами в буржуазной Эстонии по организации и проведению светской конфирмации, при создании новой, современной по содержанию и форме традиции — летних дней молодежи.

 

Как родилась новая традиция?

 

Весной 1957 г. на пленуме ЦК ЛКСМ Эстонии было сделано сообщение о намерении комсомольцев Сууре-Яаниско-го района торжественно, по-новому отметить вступление молодежи в совершеннолетие. И вот в июне того же года в Вяатсаском сельсовете Пайдеского района прошли первые летние дни молодежи, в которых участвовало 39 юношей и девушек. С чего это началось? В Вяатсаском сельсовете Пайдеского района группа юношей и девушек собралась на трехдневную сходку, которая была метко названа летними днями молодежи. Тогда трудно было представить, что это станет началом создания новой, современной традиции1.

 

В первых летних днях гостями молодежи были пожилые колхозники, которые дали молодежи ряд практических советов, необходимых ей в дальнейшей жизни. Состоялась встреча молодежи с ветеранами революции Ольгой Лауристин и Вайно Валясом. Зал, где проходил заключительный вечер, был украшен березовыми ветками, играл оркестр. Молодые участники летних дней входили в зал под звуки марша. Девушки были в белых платьях, юноши — в темных костюмах. Каждому юноше и каждой девушке, достигшим совершеннолетия, от имени райкома комсомола был вручен на память альбом с фотографиями всех участников летних дней. Их приветствовали пионеры. Здесь же, в зале, находились родные и близкие участников торжества. Некоторые из родителей приехали издалека, чтобы присутствовать на торжественной церемонии совершеннолетия своих детей, поздравить их в этот день.

 

ЦК ЛКСМ Эстонии одобрил на IX съезде ЛКСМ в 1958 г. опыт проведения летних дней молодежи, которые послужили началом зарождения новой традиции, как действенное средство повышения эффективности воспитательной работы среди молодежи. На съезде были даны рекомендации относительно содержания и формы дальнейшего проведения этот мероприятия.

 

В 1958 г. летние дни были проведены уже в 27 районах республики, в которых участвовало 2260 юношей и девушек. В настоящее время в летних днях молодежи принимают участие тысячи юношей и девушек.

 

Чтобы завоевать право на жизнь, новой традиции пришлось преодолеть немало трудностей и препятствий. Летние дни молодежи родились по инициативе комсомольцев. Они же распространяли и пропагандировали их в дальнейшем при поддержке партийных организаций, исполкомов и сельских Советов. Однако внедрению новой традиции во многом мешало непонимание смысла, цели и назначения летних дней.

 

В первое время большая часть молодежи не участвовала в летних днях. Это объяснялось не только тем, что содержание и форма проведения летних дней молодежи еще были слабо разработаны, но и препятствиями, которые чинили некоторые родители, духовенство. Церковная пропаганда оказывала отрицательное влияние на некоторых молодых людей, а в особенности на их верующих родителей. Были случаи, когда родители запрещали своим детям принимать участие в летних днях (особенно в 1958 и 1959 гг. в тех районах, где летние дни проводились впервые). Нередко на этой почве между родителями -- сторонниками старых взглядов — и их детьми, которые хотели участвовать в летних днях, возникали острые конфликты. Так, например, в 1958 г. в районном центре Выре между молодой девушкой Л. X. и ее матерью, категорически возражавшей против участия дочери в летних днях, отношения обострились до такой степени, что дочь вынуждена была уйти временно из дому.

 

В Выруском районе церковники посылали девушкам, которым исполнилось 18 лет, подарки и приглашения на церковную конфирмацию, пытаясь подкупить их подарками. Но все их попытки остались безрезультатными.

 

В бывшем Тырваском районе организаторам летних дней молодежи было особенно трудно. В первый день светской конфирмации к молодежи, собравшейся в зале, проникли доверенные лица церковников. В перерывах между мероприятиями они развили бурную деятельность, где было возможно, в результате чего часть молодых людей отказалась принимать дальнейшее участие в летних днях. Для борьбы с действиями церковников, пытавшихся дискредитировать новое начинание, была проведена широкая разъяснительная работа по пропаганде новой традиции как среди молодежи, так и среди взрослых. В результате принятых мер отношение к летним дням молодежи изменилось. В 1959 г. они были проведены во всех районах и городах республики.

 

В первые годы летние дни молодежи воспринимались в целом как большое атеистическое мероприятие, тем более что они проводились в день церковной конфирмации. В дальнейшем многие поняли, что социально-этические функции новой традиции не исчерпываются атеистическим аспектом, что на первом месте в ней должно выдвигаться положительное содержание, связанное с воспитанием подрастающего поколения в духе коммунистическах идеалов. Все больше родителей становилось сторонниками новой традиции, росло число молодежи, принимавшей участие в летних днях.

 

Соответственно стало уменьшаться число молодых людей, прошедших церковную конфирмацию. Если в 1959 г. в церкви в селе Торма конфирмовалось 80 юношей и девушек, то в 1960 г.— только 16. В поселке Паламузе в 1961 г. местный пастор был вынужден провести благословение в подсобном помещении церкви, поскольку конфирмантов было слишком мало. Участие в конфирмации молодежь стала рассматривать как дань старым традициям, как нечто предосудительное.

 

Что же представляют собой летние дни молодежи? Каковы содержание и формы их проведения?

 

Летние дни молодежи в Эстонии — это целый комплекс мероприятий как воспитательного, так и развлекательного характера, организуемых для юношей и девушек комсомолом, партийными организациями республики ежегодно в летние месяцы. Эти мероприятия включают встречи молодежи друг с другом, интересными людьми, жизнь в лагере, где участники летних дней проводят часть времени на лоне природы, и торжественные церемонии окончания летних дней. За месяц или за два до открытия лагеря проводятся предварительные мероприятия. Обычно в рамках этих мероприятий проходит первый бал участников летних дней, где они знакомятся друг с другом, узнают о программе последующих мероприятий и т. д. Затем следует целый ряд тематических вечеров, вечеров вопросов и ответов, форумов, диспутов, конференций, молодежных встреч. Они особенно интересны для молодежи, работающей на предприятиях, в учреждениях, которая не может находиться в лагере более одного-двух дней.

 

Практика проведения летних дней молодежи в 1962 г. показала, что предварительные мероприятия могут вызывать интерес и у молодежи села. В Рапласком районе первый бал участников летних дней состоялся 15 апреля 1962 г. 22 апреля в Кохилаской средней школе был проведен День революционных традиций, 6 мая в Таллине — День искусства и 20 мая в Кехтна — вечер дружбы народов. Летние дни молодежи завоевали популярность во всех сельских районах как новая форма коммунистического воспитания молодежи.

 

После проведения предварительных мероприятий участники летних дней выезжают в лагеря, расположенные в красивых и живописных местах, где живут от двух до шести дней. Лагеря организуются в большинстве случаев в последнюю неделю июня, непосредственно перед Днем советской молодежи, либо в первой половине июля. В лагере молодежь участвует в интересных встречах, беседах, дискуссиях, спортивных соревнованиях, конкурсах художественной самодеятельности. Конкурсы самодеятельности вызывают большой интерес у молодежи. Многие из тех, кто в лагере впервые попробовал свои силы в самодеятельности, позднее вступали в кружки самодеятельности при клубах и Народных домах1. Проведение конкурсов делает жизнь в лагере более интересной.

 

Во время пребывания в лагере юноши и девушки встречаются с деятелями литературы и искусства: с писателями, художниками, композиторами, артистами. Особенно увлекательны встречи у костров с ветеранами революции, с героями Великой Отечественной войны, знатными людьми республики.

 

Во время летних дней в гостях у молодежи часто бывали коммунисты, ветераны комсомола Ольга Лауристин, Оскар Сепре, Альма Ваарман, Юлиана Тельман, Георг Абельс, Александр Резев, Эдуард Ныу и многие другие. Когда у участников летних дней молодежи Валгаского района в 1965 г. спросили, какое мероприятие им больше всего понравилось, большинство ответило: «Встреча с Альмой Ваарман».

 

...Встреча должна была состояться в конспиративном порядке, в полночь, на опушке леса; о месте сбора было известно только старостам групп. Все старосты групп были проинформированы о том, каким путем данная группа должна идти к месту встречи. Каждая группа имела свой пароль. В 0 часов 15 минут участники летних дней покинули лагерь, оставив там только дежурных. Встреча была назначена на 0 часов 30 минут. За 15 минут старостам групп (в каждой группе было 20 человек) нужно было привести всех по одному, по двое к месту встречи и спрятать их там. Юноши и девушки шли, соблюдая крайнюю осторожность и тишину. Ровно в половине первого в условленном месте появилась Альма Ваарман. Участники летних дней молча собрались вокруг нее. В ночной темноте молодежь слушала рассказ ветерана о подпольной борьбе эстонского комсомола: «Мы ничего не хотели для себя. Мы хотели только, чтобы наш народ был свободным и счастливым, чтобы мы могли работать и жить, чтобы мы могли учиться. В этой борьбе заключался смысл всей нашей жизни, в этом было наше счастье».

 

Молодежь слушала Альму Ваарман с неослабевающим вниманием. После выступления все спели вполголоса (ведь надо было соблюдать конспирацию) революционную песню «Смело, товарищи, в ногу!». Однако спеть песню до конца не удалось: был отдан приказ немедленно расходиться. Опушка леса быстро опустела. За 10 минут нужно было дойти до лагеря. В лагере у костра беседа с гостем была продолжена. Проводя такое мероприятие, комсомольцы стремились показать молодежи всю сложность и трудность революционной борьбы, ее героический пафос и романтику.

 

Большое внимание во время летних дней уделяется идейной закалке молодежи, ее патриотическому и политическому воспитанию. В 1963 г. в Тарту первый бал участников летних дней был посвящен основателю первого в мире социалистического государства В. И. Ленину. Этот бал состоялся в актовом зале Эстонской сельскохозяйственной академии. В интересном монтаже «По пути, указанному великим Лениным», принимали участие артист Кулно Сювалеп, солист театра «Ванемуйне» Эндель Ани, школьница Мадли Яагус, городской молодежный духовой оркестр под руководством Сулев Калди и др. Включенную в монтаж запись речи В. И. Ленина большинство сидящих в зале слышало впервые.

 

В Кохтла-Ярве стало традицией во время летних дней проводить митинги у памятника В. И. Ленину, на которых старые коммунисты вручают вновь принятым в ряды ленинского комсомола комсомольские билеты.

 

Во время лотних дней юноши и девушки часто встречаются с ветеранами Великой Отечественной воины, с Героями Советского Союза, с бывшими партизанами, с бывшими узниками фашистских лагерей смерти. «...Не забудьте!.. Терпеливо собирайте свидетельства о тех, кто нал за себя и за вас... Я хотел бы, чтобы все знали, что не было безымянных героев!..»1— говорил Юлиус Фучик. Эти слова героя прямо обращены к молодежи.

 

В мае 1965 г. наша страна отмечала 20-ю годовщину со дня победы над фашистской Германией. В эти дни были проведены встречи молодежи с героями и ветеранами войны. Участники летних дней 1965 г. Тартуского района провели митинг в лесу Илли и присутствовали при открытии мемориального камня в память юношей и девушек, казненных в 1941 г. Факельные шествия участников летних дней Кингисеппского района на братское кладбище в Техумарди стали традицией. Они проводятся каждый год. В Харьюском районе стало традицией шествие участников летних дней к могиле жертв фашизма в Клооге, где происходят и встречи с бывшими узниками концлагеря.

 

Встречи с героями войны воспитывают у молодежи высокие чувства патриотизма, любви к Родине, верности делу коммунизма, ненависти к врагам. Воспитанию молодежи в духе пролетарского интернационализма содействуют и интересные вечера дружбы народов, карнавалы, тематические вечера «Жить в мире и дружбе».

 

Во время летних дней молодежи проводятся также лекции и беседы на атеистические темы. Перед молодежью выступают квалифицированные лекторы, атеисты и бывшие верующие, порвавшие с религией. Лекции проводятся на самые различные темы: «Противоположность религии и науки», «Отношение Советского государства и Коммунистической партии к религии», «Обряды лютеранской церкви и новые советские традиции», «Почему мы не верим в бога», «Почему я борюсь с религиозными предрассудками», «Мифы и космические полеты» и др. Наша молодежь любит песню. Она звучит повсюду. Во время летних дней молодежь разучивает много песен. Проводятся встречи с любимыми композиторами, беседы о том, как надо слушать музыку, о проблемах симфонической и эстрадной музыки.

 

В каждом районе во время летних дней проводятся встречи с творческими работниками. Тысячи юношей и девушек из разных районов республики с благодарностью вспоминают встречи с деятелями литературы и искусства.

 

Наряду с беседами, встречами, конкурсами и спортивными соревнованиями в программу летних дней входит и общественно полезный труд. Так, например, в Мярьямаа (Раплаский район) стало традицией в ознаменование окончания летних дней сажать в долине Хийеорг дубы.

 

Летние дни заканчиваются большими торжествами. Если летние дни проводятся в нескольких зонах, то и торжества устраиваются в каждой из этих зон. Но обычно проводится все же одно общерайонное или общегородское финальное торжество, организаторы которого стремятся, чтобы этот день запомнился молодым людям как один из самых значительных дней в их жизни.

 

В такой торжественный день представители общественных организаций вручают участникам летних дней молодежи специальные свидетельства, эпиграфом которых служат слова В. И. Ленина: «Вы должны быть первыми строителями коммунистического общества среди миллионов строителей, которыми должны быть всякий молодой человек, всякая молодая девушка»1. В этих словах выражено гражданское и общественное содержание, гуманистический пафос новой традиции, ее коренная противоположность религиозному идеалу. «Будь борцом, будь товарищем, будь прежде всего человеком!» — такими словами провожают молодежь в большую жизнь на летних днях.

 

Летние дни обогащают молодежь духовно, воспитывают волю, чувство дружбы, гуманного отношения к людям. В то же время они помогают борьбе с пережитками прошлого в сознании людей, позволяют им освободиться от некоторых старых представлений и понятий.

 

В 1965 г. летние дни в нашей республике проводились в девятый раз. Будучи противопоставлены церковной конфирмации, они сыграли большую роль в резком сокращении числа участников конфирмации. Если в 1957 г. в Эстонской ССР проходило конфирмацию 10 тыс. юношей и девушек, то за прошедшие годы участниками летних дней стало более чем 45 тыс. юношей и девушек. Число конфирмантов сократилось в республике за 9 лет более чем в 20 раз. Несколько лет назад пастор одной из самых больших лютеранских общин вынужден был признаться: «На конфирмацию у меня зарегистрировалось только 18 юношей и девушек, но и те не пришли на благословение. Если так будет и в дальнейшем, я буду вынужден подыскивать себе место ночного сторожа...»1

 

В Эстонии решены еще не все вопросы, связанные с проведением летних дней. До сих пор в летних днях участвуют не все юноши и девушки в больших промышленных центрах. Это объясняется отчасти тем, что в городе практически невозможно освободить молодежь от работы на лагерный период. Не решены и проблемы ассигнования средств для проведения летних дней молодежи.

 

Нельзя забывать и о том, что духовенство все еще возлагает большие надежды на то, что новая традиция со временем угаснет. Некоторые служители культа говорят, что летние дни молодежи — это явление временное и что молодежь в конце концов вернется в лоно церкви. Однако комсомольцы Эстонии при поддержке партийных и профсоюзных организаций прилагают все усилия, чтобы летние дни молодежи стали прочной традицией молодежи.

 

Каждый раз, провожая в жизнь очередной выпуск окончивших «курс» летних дней, мы вместе с ними переживаем волнующие минуты. Величайшей наградой организаторам летних дней молодежи служат взволнованные взгляды восемнадцатилетних, вступающих в жизнь, благодарные улыбки их родителей и славные дела всей нашей молодежи.

 

Традиция летних дней молодежи завоевала прочное место в общественной жизни Эстонии. В настоящее время продолжается совершенствование форм этой традиции. Наша цель — добиться того, чтобы каждый юноша, каждая девушка отмечали свое совершеннолетие в праздновании летних дней молодежи.

Категория: Религия | Добавил: fantast (23.02.2019)
Просмотров: 833 | Рейтинг: 0.0/0