Проблема человека в «диалектической теологии» К. Барта

В ожесточенной борьбе за умы и сердца людей идеологи империалистических государств особое место отводят различным религиозно-философским учениям и направлениям.

 

Особое положение этих учений в духовной жизни капиталистических стран объясняется, в частности, тем, что там уделяется большое внимание человеку и проблемам, связанным с ним: социальным, мировоззренческим, нравственным, эстетическим. То обстоятельство, что проблема сущности человека, его целостности, его места в современном буржуазном мире, его будущего стала одной из центральных в буржуазной философии, объясняется прежде всего общим социальным и духовным кризисом капиталистического общества. Кризис капитализма как формы организации общественной жизни, резко углубившийся в настоящее время, серьезно подорвал веру в возможность осуществления гуманистических идеалов в рамках буржуазного общества.

 

Сама буржуазная действительность ежедневно и ежечасно дает все основания трудящимся массам скептически относиться к тем принципам и идеалам, которые буржуазия провозгласила священными: неприкосновенность отдельной личности, равенство всех перед законом и т. д. Представители религиозно-философских учений считают, что лишь их философия в современную «драматическую» эпоху верна своим принципам и идеалам. Поэтому разрешить мировоззренческие проблемы и связанные с ними проблемы человека может только богословие (теология), опирающееся на «откровение».

Среди современных религиозно-философских течении особой известностью пользуется направление, называемое «диалектической теологией», или «теологией слова божьего». Такую известность оно получило за критику так называемой либеральной теологии — господствующего направления в христианском богословии XIX в.— и за критику некоторых отрицательных сторон в общественных отношениях капитализма.

 

Влиятельное положение «диалектической теологии» в значительной мере объясняется тем, что она развенчала человека как существо социальное, показала его ограниченность в буржуазном мире, его ничтожество и бессилие перед всемогуществом и совершенством бога.

 

Для того чтобы правильно попять сущность «диалектической теологии» и решение проблемы человека в пей, необходимо остановиться на основных моментах жизни и деятельности К. Барта — основателя указанного направления. Это тем более необходимо сделать, что во взглядах К. Барта на буржуазное общество, на проблему человека наблюдается определенная эволюция.

 

Карл Барт (родился в 1886 г.) — швейцарский богослов-кальвинист и философ. Хотя он и противник модернизации христианства, но своими учителями считает немецкого протестантского историка христианства и церкви, лидера «либеральной теологии» А. Гарнака и одного из теоретиков Марбургской школы неокантианства — П. Иа-торпа; своими духовными отцами — Ж. Кальвина, вождя Реформации, и С. Кьеркегора, реакционного датского фи-лософа-мистика XIX в.

 

Известность к К. Барту пришла еще в 1919 г. Будучи священником в местечке Саффенвиль, он написал в 1918 г. свою первую крупную работу «Der Romerbrief» (Комментарии на послание апостола Павла римлянам), которая, но признанию самих церковников, легла в основу «диалектической теологии». После выхода книги в свет К. Барта приглашают на должность профессора в ряд университетов Германии (1921 г.— Геттинген, 1925 г.— Мюнстер, 1930 г.— Бонн). Во время прихода к власти Гитлера К. Барт играл руководящую роль в группе религиозных деятелей, недовольных фашистским режимом. За свои антифашистские убеждения он был изгнан нацистами из Германии.

 

В 30-х годах К. Барт отходит от основанного им направления (перестает так резко критиковать общественные институты капитализма) и начинает писать (вплоть до конца 50-х годов) «Церковную догматику», работу, в которой пытается путем анализа Библии доказать самостоятельность и абсолютность религии, а также выявить данное якобы в священном писании «божественное откровение».

 

После второй мировой войны К. Барт выступает против подчинения европейской протестантской церкви американскому диктату, призывает Европу идти вперед своим особым путем, не примыкая ни к одному из лагерей. «Церковь,— писал он,— может выступать юлько между Востоком п Западом... Она может быть только для Европы. Определенно не для Восточной и не для Западной, а свободной, третьей, идущей своим собственным путем Европы. Свободная церковь сегодня, может быть, является последним шансом для такой свободной Европы»1. Таким образом, К. Барт — нейтралист: он стоит за церковный нейтралитет, против «западного» капитализма и «восточного» коммунизма, ибо оба они безбожны.

 

Основатель «диалектической теологии» принимает активное участие в экуменическом движении — движении за объединение христианских церквей, являясь одним из его руководителей.

 

По инициативе К. Барта проводились различные конференции в защиту мира. Ему принадлежат такие слова: «Если великие люди, которые управляют миром, увидят, что мы сами, народы, действительно хотим мира, то они определенно не в состоянии развязать третью мировую войну»2.

 

Все сказанное о К. Барге дает возможность сделать вывод о том, что он значительная фигура в религиозно-философских учениях Запада. Вот почему так велик интерес к Барту среди буржуазных идеологов. Этим же можно объяснить переводы его работ на многие языки мира. Более того, сравнительно недавно начали переиздаваться и самые ранние труды К. Барта, относящиеся к 1919—1930 гг.

 

Отдавая дань уважения известному швейцарскому религиозному деятелю за его активное участие в борьбе за мир, за предотвращение новой мировой войны, мы тем не менее не можем пройти мимо его идеалистических воззрений, особенно понимания К. Бартом человека, человеческой личности, как таковой. Неспособность «диалектической теологии» разрешить многие социально-политические проблемы здесь проявляется наиболее очевидно.

Категория: Религия | Добавил: fantast (23.02.2019)
Просмотров: 717 | Рейтинг: 0.0/0