Виктор Гюго. Биография и обзор творчества
Виктор Мари Гюго — великий французский писатель-романтик, поэт, драматург, романист, родился 26 февраля 1802 г. Мировая слава пришла к Гюго как к автору романов, но во Франции его справедливо ценят как замечательного поэта.
В. Гюго родился в Безансоне в семье офицера наполеоновской армии. Мать будущего писателя, напротив, ненавидела Наполеона и была роялисткой, иначе говоря, сторонницей изгнанной королевской династии Бурбонов.
Раннее детство писателя проходило на Корсике, в Марселе, на Эльбе, в Италии, — в общем, везде, где служил его отец. Эти путешествия оставили очень яркий отпечаток в сознании Гюго и сформировали его романтическое мировосприятие. Родители расстались, когда Виктор был еще ребенком, и, оставшись жить с матерью в Париже, в ранней юности Гюго разделял политические симпатии матери. Лишь в зрелом возрасте у него сформировались демократические убеждения. Литературное дарование проявилось у Гюго очень рано: с тринадцати лет он начал писать, в четырнадцать выпускает вместе с братом литературный журнал, в пятнадцать становится лауреатом двух литературных академий, а в семнадцать получает пенсию от короля за свою оду. При этом Гюго один из самых заметных «долгожителей» в литературе: его художественный дар не угасал до самой смерти, и его поздние стихотворения и романы — прекрасное тому свидетельство. Гюго был лидером французского романтизма, автором знаменитого манифеста романтиков, возглавлял литературный кружок. Авторитет писателя помогал ему в общественной деятельности, где Гюго всегда был на стороне угнетенных, преследуемых, отверженных и этим также завоевал любовь и признательность во всем мире, как и своим творчеством.
Осенью 1822 г. писатель женился на Адель Фу иге, которая впоследствии родила ему пятерых детей. В 1823 г. Гюго опубликовал роман «Ган Исландец», который подвергся довольно справедливой критике Шарля Нодье, ставшего позже другом писателя и оказавшего серьезное влияние на его творчество. Гюго с женой часто устраивают приемы, приглашая к себе таких известных деятелей, как П. Мери-ме, А. Ламартин, Э. Делакруа, Г. Берлиоз, Ф. Лист и др. В 1824 и в 1834 гг. соответственно выходят в свет его романы «Последний день приговоренного к казни» и «Клод Ге», в которых писатель отразил свое категорически отрицательное отношение к смертной казни. В 1831 г. выходит в свет его великий «Собор Парижской Богоматери».
До 1843 г. Гюго практически полностью посвятил себя театральной работе, выпустив лишь несколько стихотворных сборников.
В 1841 г. Гюго избран во Французскую академию, в 1845 г. получил звание пэра. В 1848 г. избран в Национальное собрание. Гюго был ярым противником государственного переворота 1851 г. и после провозглашения Наполеона III императором находился в изгнании. В 1870 г. вернулся во Францию, а в 1876 г. был выбран сенатором.
В 1860-х гг. Гюго пишет один из самых известных своих романов «Человек, который смеется». Его написание заняло два. года и два месяца подготовки по сбору материала об истории Англии XVII в.
В возрасте 83 лет, 22 мая 1885 г. великий французский писатель скончался от пневмонии. Похоронная церемония длилась десять дней, в ней приняло участие больше миллиона человек.
«Собор Парижской Богоматери»
Для написания этого великого произведения В. Гюго в течение трех лет собирал исторический материал. Он подробно изучил историю Франции XV в., период правления Людовика XI и архитектурные особенности самого собора. Однако роман он создал очень быстро — всего за полгода, наложив на него отпечаток революции 1830 г.
Все действие романа разворачивается на фоне жизни Парижа. Первая сцена произведения — это городской праздник, последняя — народный бунт. Именно через дух народа автор передает нам главный образ произведения — собор Парижской Богоматери: «...огромный собор Богоматери, вырисовывающийся на звездном небе черным силуэтом двух своих башен, каменными боками и чудовищным крупом, подобно двухголовому сфинксу, дремлющему среди города...*. Особым даром Гюго всегда было одушевлять неодушевленные предметы. Так и собор в его произведении живет собственной, независимой жизнью, представляя собой образчик народного средневековья. Это величественное и могущественное здание, которое построили безвестные мастера, является выражением народного духа — представителем народного искусства. Это вершина человеческой фантазии.
В. Гюго мастерски передает колорит эпохи. Но при этом он не изображает какие-нибудь конкретные исторические события, а умело воссоздает повседневность в романтическом ключе, ярко и красочно.
Такие исторические персонажи, как, например, Людовик XI, не становятся центральными фигурами романа. На первый план выходят вымышленные герои, имена и образы которых автор почерпнул из исторических источников. В своем произведении автор намеренно сталкивает положительных и отрицательных героев, сравнивает их, открывая читателям резкое несоответствие между внутренним миром и внешней оболочкой. Особенно ярко это показано на примере Квазимодо, внешнее уродство которого сочетается с красотой его души. В то время как красивый и отважный Феб оказывается корыстен, глуп и невежественен. События романа происходят на рубеже двух эпох, когда Средневековье уходило в прошлое и уступало место эпохе Возрождения. Автор показал это в противостоянии двух героев своего романа — Фролло и Эс-меральды. Жестокий и грубый религиозный фанатик в итоге губит добрую и прекрасную девушку. Все действие романа разворачивается на фоне прекрасного собора Парижской Богоматери, который как бы связывает всех героев романа воедино своим вечным и неприступным могуществом.
2. «Отверженные»
Роман «Отверженные» (1862 г.) — вершина творчества В. Гюго и как романиста, и как защитника народа. Это социальный роман-эпопея опять-таки в духе романтизма.
Еще в начале своей писательской деятельности Гюго хотел рассказать о жизни самых низших слоев общества, о жизни бедняков, сирот, каторжников. В течение почти тридцати лет писатель собирал материал для этого романа, который был готов лишь в 1862 г.
В своем произведении автор не только хотел отразить все зло и несправедливость царящих социальных норм, но и предлагал пути по их разрешению.
Жан Вальжан вернулся с каторги ожесточившимся человеком, ненавидящим всех и вся. К его счастью, он попадает к старому католическому епископу, который меняет всю его жизнь, простил ему даже кражу серебряной посуды. Встреча с чистым и добрым человеком преображает бывшего каторжника. Он организовывает фабрику по изготовлению изделий из черного стекла, обеспечивая работой жителей целого города, а позже становится его мэром.
Изменить общество можно двумя способами — революцией или добром. Именно противостояние двух этих методов и проходит через весь роман. Поиск решения очень труден, напряжен и вместе с тем показан очень художественно и красочно.
Произведение пользовалось заслуженной популярностью в России, его поклонниками были такие писатели, как Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский. | |
Просмотров: 4773 | | |