Оскар Уайльд. Биография и обзор творчества

Оскар Уайльд. Биография и обзор творчества

Выдающийся английский писатель, философ, поэт, один из известнейших драматургов, лондонский денди, Оскар Уайльд родился 16 октября 1854 г. в Дублине. Его мать Джейн Уайльд была поэтессой и писала стихи для революционного ирландского движения, увлекалась историей Древней Греции и Древнего Рима. Его отец — Уильям Уайльд — был одним из лучших отоофтальмологов в Ирландии. В 1864 г. он был удостоен чести и посвящен в рыцари. Помимо этого, отец Оскара увлекался археологией, собирал фольклор и создал бесплатный медицинский пункт приема нищих, оказывая им необходимую медицинскую помощь.

 

До девяти лет Оскар находился на домашнем обучении, прекрасно владел французским и немецким языками. Позже поступил в королевскую школу, в которой проучился до 1871 г. Мальчик не отличался выдающимися успехами в учебе,- однако обладал даром скорочтения, прекрасными знаниями греческого языка, был очень общительным и живым ребенком и прославился среди сверстников как человек, способный смешно рассказать самый обычный эпизод из школьной жизни. Школу Оскар окончил с золотой медалью и стипендией, обеспечивающей поступление в Тринити-колледж. В колледже Уайльд учится до 1874 г., изучая античную культуру, эстетику, античную историю. Уже в колледже начинает формироваться дальнейшее? мировоззрение Уайльда — эстетика поведения, дендизм в одежде, самоирония.

 

В 1874 г., выиграв конкурс на обучение в Оксфорде на классическом отделении, он переходит учиться в Оксфорд. В университете он слушает лекции по искусству и истории, восхищается душевной красотой некоторых исторических персоналий. За время обучения он успел посетить Грецию и Италию, окончательно влюбившись в эти страны. В университете он пишет первую поэму «Равенна», за что получает очень престижную денежную Ньюдигейтскую премию.

 

После окончания университета Уайльд селится на съемной квартире в Лондоне и очень быстро становится желанным гостем во многих модных салонах и домах. Он не только слывет остроумным рассказчиком, но и привлекает всех своим внешним видом. Обладая даром сочетать несочетаемое, он мог прийти на светский прием в коротких шелковых штанах, чулках и ошеломительных размеров жабо. Постоянным атрибутом его одежды стала зеленая гвоздика в петлице.

 

В 1881 г. вышел его первый сборник стихов. В 1882 г. Уайльд совершает путешествие в Америку. Проходя таможенный контроль, на вопрос есть ли у него что-либо, подлежащее декларированию, он ответил: «Мне нечего декларировать, кроме своей гениальности» — в этой фразе выражен весь блеск остроумия и самоиронии Уайльда, соединенный со столь же блестящим литературным слогом. В Амёрике он читает лекции по теории английского искусства в колледжах и университетах, побывав в Чикаго, Сан-Франциско, Бостоне, вызывает шквал оваций и восхищение студентов. Вот отрывок из письма одного из студентов домой, после прослушивания лекции Уайльда: «У него великолепная дикция, и его способности к изъяснению своих мыслей достойны высших похвал. Фразы, которые он произносит, благозвучны и то и дело вспыхивают самоцветами красоты. ...Его речь очень приятна — легка, красива, занимательна». Сам же Уайльд был доволен поездкой в Америку, которая длилась год, а в письме своему другу писал: «Америку я уже цивилизовал — остались только небеса»

 

После Америки он направился в Париж, где познакомился с великими писателями-современниками — Э. Золя, В. Гюго и др., немедля завоевав их симпатии. Вернувшись на родину, он женится на прекрасной Констанс Ллойд, которая родила ему двух сыновей. Чуть позже для них Оскар напишет сборники стихов «Счастливый принц» и «Гранатовый домик».

В Англии Уайльда знали все, он был желанным гостем в любом доме. Одновременно с этим на него обрушивается и много критики, на которую он реагирует со свойственными ему легкостью и иронией.

 

В 1887 г. он публикует сборник рассказов, в который вошли «Кентервильское привидение», «Сфинкс без загадки» и др.

 

В 1890 г. Уайльд издает свой единственный роман «Портрет Дориана Грея», который приносит писателю невероятную популярность. Роман был опубликован в журнале, в который тут же посыпались письма с обвинениями автора в безнравственности. В ответ на эти письма автор публикует 10 открытых писем читателям, в которых пишет, что не заметить морали в его произведении могут только истинные лицемеры, ведь главной мыслью романа является то, что нельзя убить совесть и остаться при этом безнаказанным. В 1891 г. автор издает роман уже в виде книги и пишет к нему сопровождение, которое стало настоящим гимном эстетизма — той религии, которую создал Уайльд.

 

В период с 1891 по 1895 гг. Уайльд издает сборник статей «Замыслы», где излагает теорию своей веры — эстетики. Это книга, прославляющая искусство как высшее божество. Пишет трактат «Душа человека при социализме», в котором категорически отвергает институт семьи и брака и выражает свои мечты, что когда-нибудь те станет более людей, живущих в зловонных притонах, одетых в вонючие рубища... Когда сотни тысяч безработных, доведенных до самой возмутительной нищеты, не будут топтаться по улицам, ...когда каждый член общества будет участником общего довольства и благополучия».

 

В этот же период Уайльд пишет театральную драму «Саломея», однако ее не ставят в театрах в Лондоне, так как в Англии действует цензура на все театральные постановки с использованием библейских сюжетов. Она была поставлена в Париже лишь в 1896 г.

 

В 1892 г. была написана и поставлена в театре первая комедия Оскара «Веер леди Уиндермир», успех которой был просто колоссальным. В 1891 г. Оскар Уайльд знакомится с молодым человеком на 16 лет моложе себя — Альфредом Дугласом. Между ними завязывается очень тесная дружба, писатель реже видится с женой, потакает прихотям юноши и фактически содержит его за свой счет. Дуглас был сыном скандально известного маркиза Куинсберри, от которого общество давно отвернулось, так же как и сам Дуглас. Они открыто враждовали с отцом, обмениваясь гневными письмами в адрес друг друга. Желая опорочить имя великого лондонского Денди, вернув тем самым доброе имя себе, маркиз пишет записку Уайльду и оставляет ее в клубе, где тот часто бывает. В этой записке он называет его безнравственным содомитом.

 

Стоит отметить, что еще в 1885 г. была принята поправка к английскому законодательству — поправка Лабушера, согласно которой «взрослым мужчинам запрещались непристойные отношения».

 

Друзья советуют Уайльду не обращать на эти выпады никакого внимания, однако Дуглас, рьяно ненавидя своего отца и желая поквитаться с ним, настраивает друга так, что тот подает в суд на маркиза за клевету. Маркиз в ответ собирает свидетелей того, что Оскар Уайльд якобы тайно встречался с юными мальчиками, с указанием мест и времени этих встреч. В результате дело оборачивается против писателя.

 

На судебном процессе Оскар с легкостью и свойственной ему иронией и сарказмом парировал все нападки обвинителя и судьи, вызывая шквал оваций, как среди наблюдателей процесса, так и среди присяжных. Судебное дело закончилось тем, что присяжные не смогли вынести вердикт. Адвокат писателя смог выхлопотать возможность освобождения под залог до вынесения окончательного судебного решения.

 

Окончательное судебное заседание состоялось 25 мая 1895 г., на котором Оскар Уайльд был признан виновным в «грубой непристойности с лицами мужского пола» и приговорен к двум годам каторжных работ.

 

Первые полгода своего срока О. Уайльд отбывал в тюрьме, предназначенной для людей, совершивших особо тяжкие преступления, а потом его перевели в другую тюрьму. Находясь в заключении, он узнал о смерти своей матери, которую горячо любил. А позже узнал, что его жена покинула страну . и забрала с собой детей, поменяв им фамилию. Его друг Дуглас не посетил его ни разу и не написал ни одной записки.

 

Оскар был выпущен из тюрьмы лишь в мае 1897 г., и при финансовой поддержке немногих оставшихся у него друзей он переехал во Францию, поменяв имя. Теперь бывшего лондонского денди звали Себастьян Мельмонт. Там он написал свою знаменитую поэму «Баллада Редингской тюрьмы», подписавшись С. 3.3. — таков был номер его тюремной камеры.

 

Незадолго до своей смерти он сказал: «Я не переживу XIX столетия. Англичане не вынесут моего дальнейшего присутствия».

 

В ноябре 1900 г. Уайльд подхватил ушную инфекцию, которая осложнилась менингитом. За два дня до смерти, которая была мучительной, писатель потерял способность говорить и общался лишь жестами. Знаменитый писатель скончался во Франции 30 ноября 1900 г.

 

«Портрет Дориана Грея»

 

В 1891 г., создатель английского эстетизма Оскар Уайльд опубликовал свой первый и последний роман — «Портрет Дориана Грея». Сюжетная линия произведения во многом перекликается с сюжетом бальзаковской «Шагреневой кожи».

 

Друг главного героя заканчивает работу над его портретом, после чего Дориан высказывает свое сокровенное желание навсегда остаться таким же молодым и красивым, каким он изображен на портрете. С этого момента время теряет власть над Дорианом, и он в течение 20-ти следующих лет сохраняет очарование юности и красоты. Стареет лишь его портрет, на котором отображаются не только все изменения внешности, но и следы порока и преступлений изображенного на нем Дориана.       

 

Этим произведением автор пытается донести до читателей то, во что сам свято верил, создавая свою собственную религию — эстетизм: «Искусство не может лгать. Только искусство отражает подлинную сущность вещей и людей». Портрет — это истинное свидетельство реальной жизни Дориана, и попытка главного героя уничтожить это свидетельство оборачивается его собственной смертью. Искусство — неуничтожимо, оно живет вечно, в своей первозданной красоте:

 

«Войдя в комнату, слуги увидели на стене великолепный портрет своего хозяина во всем блеске его дивной молодости и красоты. А на полу с ножом в груди лежал мертвый человек во фраке. Лицо у него было морщинистое, увядшее, отталкивающее. И только по кольцам на руках слуги узнали, кто это».

 

В этом произведении заложена мораль эстетизма: искусство значительно превосходит реальную жизнь.

 

Две истории, поменявшиеся местами, выстроены в романе параллельно: первая — история вечно молодого человека, который справился с потоком времени, и оно потеряло над ним власть; вторая — история произведения искусства, которое живет земной человеческой жизнью, старея и меняясь со временем.

 

По всем законам литературы подобные метаморфозы, в виде вечной жизни или вечной молодости, невозможны без заключения сделки с сатаной в том или ином виде. В этом романе в роли дьявола выступает лорд Генри Уоттон, производящий впечатление аморального светского повесы, а на самом деле являющийся вполне пристойным человеком. Именно он говорит Дориану о его внешней красоте, учит его наслаждаться жизнью и жить одним днем, получая от него все. Будучи чудовищным циником, лорд легко переманивает к себе главного героя, разрушая его давнюю дружбу с художником, который написал портрет. Однако Генри только говорит, впустую сотрясая воздух, а Дориан, приняв его слова и наставления всерьез, и впрямь становится Мефистофелем. Руководствуясь ими, он совершает чудовищные поступки: доводит до самоубийства свою возлюбленную, порочит имя своего бывшего друга — художника Безила и убивает его, не выдержав его упреков в свой адрес. Он просто не может теперь отпустить его живым из своего дома — слишком живо в нем моральное чувство собственного достоинства, Лорд Уоттон лепит из своего подопечного свой идеал — слияние человека и искусства в одном, однако сам он никогда не пойдет против закона: «Убийство — всегда промах. Никогда не следует делать того, о чем нельзя поболтать с людьми после обеда».

 

В своем романе Уайльд рисует образы героев нового времени— героев, создавших культ внешней красоты. Даже действие произведения происходит в эстетской среде — в художественных студиях и галереях, в светских гостиных, обставленных с изысканным вкусом, среди цветов, восточного искусства и английского чопорного комфорта.

 

Сама эта среда пробуждает в главном герое чувство прекрасного, и он начинает увлекаться коллекционированием различных предметов искусства, которым писатель уделил весьма пристальное внимание. Среди них коллекция музыкальных инструментов, ароматов, коллекция картин и гобеленов, вышивок и драгоценных камней. Дориан весь поглощен этой культурной, утонченной средой.

 

Оскар Уайльд написал роман, в котором показал красоту и чувственность этого мира с максимальной точностью. Писатель наслаждается истинной красотой, бросая вызов существующим викторианским нормам.

Категория: Литературные статьи | Добавил: fantast (18.11.2016)
Просмотров: 2173 | Теги: Литература | Рейтинг: 0.0/0