Джозеф Редьярд Киплинг. Биография и обзор творчества (1856—1936) Джозеф Редиард Киплинг родился в Бомбее, в семье профессора искусств и художника. В шестилетнем возрасте родители отвезли его в Англию. Здесь он получил образование в закрытом колледже, готовившем офицеров и чиновников для колоний. По окончании школы, в 1882 г., Киплинг вернулся в Индию, где стал сотрудником «Гражданской и военной газеты» в городе Лахоре. В 1886 г, вышел первый сборник его стихов— «Ведомственные песни», а в 1887 г. — «Простые рассказы с гор».
Литературное наследство Киплинга огромно и разнообразно. Он писал стихи и прозу, рассказы и романы. Незаурядный талант писателя был растрачен на службе реакционной политике. Особенно джингоизм (шовинизм английского империалиста и колонизатора) проявился у Киплинга в период англо-бурской войны. Он провел всю войну в Трансваале, где издавал армейскую газету «Друг», идеализируя непопулярную среди солдат войну.
Киплинг писал до самой смерти, но для читателей он остается писателем конца XIX в., так как его имя ассоциируется с ранними, лучшими книгами. В 1907 г. он получил Нобелевскую премию.
В творчестве Киплинга, несмотря на неизменность империалистических симпатий писателя, заметна эволюция в тематике и образе героя. Первый период (с 1886 г.) кончается серединой 90-х годов. Второй начинается в конце века, а третий — с первой мировой войны. Творческий путь Киплинга убедительно свидетельствует об отрицательном влиянии реакционного мировоззрения на творческие возможности писателя.
В первый период Киплинг писал о жизни в Индии. Он ввел в литературу образы людей, заброшенных на «дальние форпосты» империи, — мелких колониальных чиновников, солдат и офицеров. Прославление колониальной политики было несколько завуалировано, сочеталось с налетом критицизма и симпатии к «маленьким строителям» империи. Демагогическая направленность Киплинга особенно отчетливо выступает в солдатских рассказах сбор'ников «Три солдата», «Житейские препятствия...», «Под сенью деодаров», «Черное и белое» (1888—1890). В них Киплинг позволяет себе насмешки над высшим офицерством, осуждает буржуазно-чиновничьи верхи за их невнимание к солдатам. Но он берет для критики только поверхностные явления и отнюдь не подрывает авторитета армии и властей.
Духовный мир героев солдатских рассказов (сборники «Три солдата» и отдельные новеллы) примитивен. Интересен их социальный состав. Это — деклассированные бедняки: лондонский кокни Ортерис, ирландец Мэльвани и йоркширец Лиройд. Они попали в армию из-за крайней нужды и многие годы тянут солдатскую лямку. У них нет прошлого, настоящего и будущего. Иногда они пробуют заявить о своем «я», но скоро это подавляется привычкой к повиновению («Припадок рядового Ортериса»). Образы служак, выдаваемые Киплингом за образы «героев», на самом деле — карикатура на деятельный и трудолюбивый английский народ.
Очень характерны солдатские стихотворения Киплинга начиная с цикла «Казарменных баллад» (1892). Они были написаны на популярные мотивы, снабжены рефренами. Киплинг модернизирует традиционные жанры песни, баллады, марша, насыщает их пропагандой милитаризма и расизма, которые совершенно чужды народному творчеству.
Цикл «Казарменных баллад» предваряется посвящением и прелюдией, обращенными к Тому Аткинсу, как в народе дйвно прозвали английского солдата. В стихотворении «Томми» Киплинг осуждает благоденствующих господ,, которые не воздают должного «томми». И в стихотворении «Шиллинг в день»-говорится о ничтожной оплате ветеранов, заставляющей их нищенствовать. Оба стихотворения написаны от лица солдата, разговорным языком, с жаргонными выражениями, принятыми в солдатской среде, в духе народных песен. Это создавало видимость демократических симпатий автора.
На самом же деле в этих стихотворениях поэт, прежде всего заботится об укреплении армии и империи. Очень показательно, что Киплинга отнюдь не беспокоит нравственный уровень солдат: по его мнению, солдат и должен пить, шуметь, быть задирой, а в походах вознаграждать себя маро-дерством. Этому Киплинг открыто поучает новичков (якобы от лица бывалого солдата) в.стихотворении «Добыча».
Для Киплинга характерно возвеличение всех видов и этапов колонизации — пиратства, деятельности карательных отрядов, деятельности шпионов. Расизм и колониализм оправданы в «Балладе о Востоке и Западе» — в настойчиво повто ряющемся изречении: «О, Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с места они не сойдут».
Прославление бесстрашия, физической силы соединяется у Киплинга с поэтизацией буржуазного авантюризма. Его программный герой Энтони Глостер (в стихотворении «Мэри Глостер», 1896) — авантюрист и накопитель. Он — стяжатель старого типа, не боящийся лишений, риска и опасностей. Из ■ морского капитана с дурной репутацией, выполнявшего за деньги самые гнусные поручения судовладельцев, он превратился в крупного капиталиста и баронета. Киплинг наделяет его героическими чертами, идеализирует его любовь к рано умершей жене Мэри, которая также была рьяной накопитель-ницей, готовой ради денег на любые жертвы. Боязнь поэта за будущее английской буржуазии сквозит в упреках умирающего Глостера избалованному, изнеженному сыну, представителю новой, расслабленной буржуазии.
Современного буржуа, трусливого и ничтожного, Киплинг осмеивает и в етихотвррении «Томлинсон» (1891). Даже сатана отказывается от умершего Томлинсона, ибо тот ничтожен, у него нет своего «я», он жил по законам прописной морали.
Первый роман Киплинга, «Свет погас» (1891), посвящен трагической судьбе ослепшего художника-баталиста. Это наиболее глубокий в психологическом отношении роман Киплинга, в какой-то мере отражающий трагедию одиночества человека в буржуазном мире. Но герой романа Дик Хилдар, потерявший зрение, покинутый и преданный любимой девушкой и друзьями, ищет для себя выхода или гибели на полях колониальной войны. Он возвращается в Судан, где началась его карьера художника, и там погибает.
Вопросы воспитания воли и характера ставятся в повести «Отважные мореходы» (1896). В ней есть интересные реалистические зарисовки жизни и повседневного труда канадских рыбаков. На этом фоне показано развитие и изменение характера Гарви Чейна, избалованного мальчика из богатой семьи. Попав в бедную семью рыбаков, он научился работать, стал энергичным и бесстрашным.
Место действия большинства произведений Киплинга — Индия. В отличие от условной экзотики неоромантиков Киплинг показал Индию как она есть, сохранив этнографическую достоверность и многообразие ее ландшафта, ее обычаев и нравов. Киплинг говорит и о детской смертности, и о печальной доле женщин, и о царившем в Индии голоде (например, в рассказах «Маленький Торба», «Лиспет» и «Вильям-победи-тельница»). Киплинг развенчивает показную экзотику в «Городе страшной ночи» и в «Путешествии новобрачной».
Свойственный Киплингу расизм проявляется иногда очень тонко, завуалированно. В рассказе «На городской стене» осмеян религиозный фанатизм, стихийно овладевающий индийцами. Это произведение можно принять за антирелигиозное, за осуждение индийско-магометанской вражды, но на самом деле здесь заложена другая мысль: недоверие к туземцам, убеждение в их «низшей» природе, мысль, что образование не может противостоять «голосу крови», атавистическим инстинктам.
Поведение английских колонизаторов, всячески раздувавших рознь, здесь фальсифицировано: якобы только они могут унять и успокоить разбушевавшуюся толпу. Так Киплинг оправдывает владычество Англии в колониальных странах.
В творчестве Киплинга выделяются анималистические произведения, обладающие большими художественными достоинствами. В 1894—1895 гг. появились книги о Маугли: две «Книги Джунглей» и завершающий их рассказ «В заповеднике».
Создавая образ Маугли, Киплинг опирается на старинные легенды о волчьем выкормыше (начиная с истории Ромула и Рема и кончая индийскими преданиями), а также на сказки разных народов о герое, знающем язык всех тварей, «владычное слово». Но Маугли, которого звери признали высшим авторитетом джунглей, терзается от одиночества, от сознания своей исключительности и по совету пантеры Багиры уходит к людям. В рассказе «В заповеднике* Маугли из необыкновенного, экзотического героя превращается в законопослушного индийца.
«Джунгли» Киплинга — род воспитательного романа. В нем можно 'выделить несколько лейтмотивов, имеющих воспитательное значение: это мотивы защиты слабого, покорения природы, подчинения животного мира человеку в силу превосходства его разума.
Универсальный закон, объединяющий зверей в джунглях,— закон братства. Клич Маугли: «Мы одной крови, вы и я» — говорит не о расовом признаке, а о принадлежности к одной и той же организации. Не физическому превосходству, а уму обязан Маугли общей любовью. Не насилие, а величавая мудрость пользуется особым уважением в джунглях. Судья и глава джунглей — мудрый слон Хати, а не кровожадный тигр Шер-Хан.
Но нельзя игнорировать м недостатки цикла «Джунглей*. Развивая теорию «естественного человека», Киплинг лишил образ Маугли социального значения. Расшифровка отдельных образов иногда обнаруживает их скрытую реакционность. В том, как Акела управляет волчьей стаей, чувствуется утверждение дисциплины и примитивного гражданского кодекса. Империалистический смысл вложен в описание войны с дхолями, которые предстают как низшая раса. Осуждая сборища «бандар-логов* — обезьян, Киплинг, как это отмечали и современники, дал иносказательную сатиру на французскую буржуазную демократию и на ненавидимый им пар-' ламентаризм.
Анималистские .произведения Киплинга, в том числе сборник «Просто сказки для детей» (1802), — лучшее в его творчестве. Рассказы о маленьком отважном мангусте Рикки-Тикки-Тави, о мятежнике Моти-Гадже — слоне, признающем над собой только власть хозяина, бедного рабочего-индийца, о любопытном слоненке доставляют настоящее удовольствие юному и взрослому читателю своим остроумием, наблюдательностью, живостью образов, жизнеутверждающим настроением.
С конца XIX в. Киплинг славит рабскую приверженность империи. Вместо эгоистичных, отважных пиратов, дерзких и алчных индивидуалистов он теперь воспевает жертвенность «открывателей», ничего не желающих для себя, «галерных рабов », безымянный « потерянный легион », довольствующийся сознанием, что он служил империи.
Киплинг настаивает на полной отрешенности от человеческих радостей, на стоическом презрении опасностей во имя долга перед империей. Эта мысль проводится Киплингом в солдатских стихах времен англо-бурской войны. В них он выступает от имени солдатской массы. Хотя в стихотворении «Сапоги» говорится о тяготах войны и усталости солдат, рефрен утверждает милитаризм: «От войны никуда не уйдешь».
В программном стихотворении «Бремя белых» (1899), написанном в связи с захватом Соединенными Штатами Филиппин, колониализм рисуется как обязательство, возложенное свыше, как долг белых, а покоряемые народы изображены «полудетьми» и «чертями», «упрямыми дикарями», не понимающими, что их завоевывают для их же пользы.
В 1901 г. выходит роман «Ким». В нем есть много интересного и познавательно-полезного в изображении природы, этнографии и характерных типов многонациональной Индии. Но империалистическая идеология Киплинга выступает в этом романе очень откровенно.
Стержнем романа является изображение английской разведки, подрывающей независимость северных княжеств Индии.
Ким — беспризорный сирота, сын ирландского солдата и индийской женщины. Он становится агентом английской разведки. Жизнь индийских народов под английским владычеством рисуется патриархальной и идилличной.
Характерно, что образ Кима подан только извне, в поступках. Внутренний мир его беден, хотя благодаря динамичности действия это не бросается в глаза. В романе есть интересный -и трогательный образ старого буддийского монаха Тешу-ламы. Хотя Ким искренне любит ламу, он обманывает его и, не смущаясь, ведет его в горах теми путями, какие нужны не ламе, а ему самому — агенту разведки. Большую роль играет в романе разведчик Стрикленд — начальник и учитель Кима.
С первой мировой войны в обстановке подъема социального движения, и особенно после Великой Октябрьской революции, талант Киплинга, служащего реакционным силам, приходит в упадок. Киплинг обращается к религиозно-мистической тематике, к перепевам старых сюжетов. В новеллах сборников «Разные создания» (1917), «Расходы и приходы* (1926) и «Пределы и возобновления» (1932) утверждается фатальная неизбежность гибели мира (например, рассказ «Око Аллаха»), прославляется христианское смирение; Киплинг использует в сюжетах и христианские легенды.
Как прозаик и поэт Киплинг в лучших своих произведениях обогатил английскую литературу новыми темами и приемами повествования, сочетанием иронии и пафоса, повседневности и экзотики. Он расширил рамки литературного языка, ввел профессиональные выражения и жаргонные слова солдатского обихода, отдельные слова из языков хинди и бенгали; но порой он чрезмерно засорял язык диалектизмами и казарменными словами.
Лучшее в наследии Киплинга — правдивые зарисовки жизни индийцев, поэтические книги о животных — прочно вошло в английскую и мировую литературу. | |
Просмотров: 8855 | | |