Генрик Сенкевич. Биография и обзор творчества

Генрик Сенкевич. Биография и обзор творчества

(1846—1916)

Талантливый писатель Генрик Сенкевич в первый период своего творчества (в 70-е годы) создал ряд ярких реалистических произведений из народной жизни, пронизанных горячим сочувствием обездоленному народу. Таков рассказ «Ян-ко-музыкант» (1880), в котором дана печальная история деревенского мальчика, обладавшего редким музыкальным талантом и до смерти забитого плетьми. Безысходной печалью, горьким возмущением проникнут этот рассказ, но также и верой в творческие, силы народа. Польские дворяне пренебрегают своим народом, преклоняясь только перед чужеземными талантами, и много безвестных, непризнанных сил гибнет так же бессмысленно и жестоко, как погиб Янко.

 

В том же духе любви к народу и обиды за его горькую судьбу написаны и повести «Эскизы углем» (1877), «Бартек-победитель» (1882) и др. Под впечатлением поездки в Америку написана повесть Сенкевича «За хлебом» (1882) о польских крестьянах, которые едут в США на поиски работы и счастья, но погибают в чужой стране. В этот период творчества Сенкевич проявляет не только любовь к народу и редкое мастерство в изображении его страданий, но высказывает смелые республиканские суждения.

 

В дальнейшем Сенкевич изменил своим прогрессивным взглядам. Его привлекли рассуждения позитивистов о помощи народу со стороны образованной шляхты, он подпал под влияние польских националистов. В 1882 г. он возглавил консервативную газету «Слово».

 

В 80-е годы Сенкевич создает трилогию, состоящую из трех исторических романов: «Огнем и мечом» (1883), «Потоп» (1886) и «Пан Володыевский» (1887). Романы привлекали острым сюжетом, обилием исторических деталей, но они изобилуют мелодраматическими ситуациями. Налицо крайняя идеализация шляхты, польского феодализма. Реакционно-националистические круги с восторгом приняли романы Сенкевича с их привлекательной для юношества приключенческой тематикой. Наиболее далек от исторической истины роман «Огнем и мечом», изображающий борьбу шляхты против украинского народа. Фальсифицирован образ Богдана Хмельницкого, который представлен мстителем за свои личные обиды.

 

Известными достоинствами обладает второй роман («Потоп»), в котором сильны подлинно патриотические тенденции. В этом романе показана борьба Польши против шведских захватчиков, проведена дифференциация в образах польской шляхты. Так, крупный магнат Радзивилл изменяет родине и обманом вовлекает в эту измену мелких шляхтичей, своих вассалов. Идейная значительность романа вызвала к жизни и художественные достоинства, которых чужд поверхностный, стилизованный роман «Огнем и мечом». В «Потопе» образ главного героя, Андрея Кмицица, дан в развитии, в борьбе противоречий, с известной психологической глубиной.

 

В 90-е годы Сенкевич создает два социально-психологических романа из современной эпохи — «Без догмата» (1890) и «Семья Поланецких» (1895), В этих романах он отыскивает (с консервативных позиций) пути спасения для милой его сердцу шляхты. В первом романе он видит такой путь*в наличии «догмата», т. е. определенных принципов и традиций. Герой романа, Леон Плошовский, — образованный и блестящий дворянин, но человек «без догмата». Он презирает требования морали. Всеразъедающий скепсис становится его уделом. Он не решается жениться на любимой девушке Анеле, чтобы не утратить свою «свободу», а когда ее выдают замуж за другого, пытается получить ее путем денежной сделки с ее мужем. Беспринципности героя противопоставлены твердые «догматы» других людей — прежде всего Анели. Роман кончается трагически: умирает Анеля, кончает самоубийством и сам Плошовский, слишком поздно осознавший свои ошибки. Роман отличается психологической глубиной и рядом ярких социальных зарисовок.

 

В романе «Семья Поланецких» Сенкевич предлагает шляхте новый путь спасения — переход к буржуазным способам ведения хозяйства. Он мечтает теперь о соединении буржуазного практицизма с дворянской культурой.

 

В 1896 г. Сенкевич написал исторический роман «Камо грядеши» из эпохи раннего христианства. Роман опять был построен по принципу внешней увлекательности и погони за экзотикой. Он был переведен на многие европейские языки и стал настольной книгой в буржуазных семьях. Нельзя отрицать достоинств романа:' Сенкевич внимательно изучил изоСражаемую эпоху и создал яркую картину императорского Рима. С большим мастерством он рисует своих героев из рядов римского патрициата, прежде всего изящного и благородного, но душевно опустошенного Петрония. Главный недостаток книги — в чрезмерной идеализации христианства, которая повлекла за собой ряд бледных и неубедительных образов.

 

Среди исторических романов Сенкевича, написанных в романтической традиции, лучшим является роман «Крестоносцы» (1900), посвященный героической борьбе польского и литовского народа против немецких рыцарей-захватчиков. Патриотизм и изучение истории подсказали писателю жизненно важную тему, не утратившую своей актуальности и в XX в., когда снова вынашивались бредовые планы немецкого командования о захвате славянских земель. Сенкевич показывает чудовищную жестокость рыцарей-крестоносцев и создает колоритные, обаятельные, иногда героические, а иногда юмористические образы польских воинов, защитников родины. Роман завершается эпической картиной знаменитой Грюнвальдской битвы (1410). Многие черты раннего Сенкевича —его демократизм и патриотизм — воскресают в этом романе, а романтика приключений и подвигов сочетается с умелым реалистическим показом давней эпохи.

 

В своих теоретических статьях Сенкевич неизменно защищал и отстаивал принципы реализма. Сенкевич остается и для Нас большим писателем, оказавшим значительное влияние на дальнейшее развитие польской литературы.

Категория: Литературные статьи | Добавил: fantast (05.01.2017)
Просмотров: 1241 | Теги: Польша, Литература | Рейтинг: 0.0/0