Владислав Реймонт. Обзор творчества
(1867-1925) Значительным явлением польской реалистической литературы начала XX в. явился роман Владислава Реймонта «Мужики». Роман писался в 1905—1909 гг. Революционная ситуация повлияла на роман, способствуя его критической, разоблачительной силе, и даже нашла отражение в романе в эпизодах крестьянских волнений. Посвященный жизни польской деревни, роман насыщен картинами природы, оттеняющими переживания героев. Богат он и фольклорными традициями, сценами крестьянских обычаев и обрядов. Сам выросший в деревне, В. Реймонт прекрасно знает жизнь крестьянства и его язык. Пословицы, поговорки, предания, народные песни — все это органически вплетается в ткань повествования, обогащает язык романа. С особенным вниманием Реймонт рисует трудовые процессы, показывая своих героев-крестьян, всегда занятых повседневным тяжелым трудом.
В романе прослежена в основном история одной семьи — семьи кулака Мацея Борыны. Но прослежена она на широком социальном фоне. В семье Борыны кипит вражда между ним и сыном его Антеком. Это борьба прежде всего за землю, но также и за женщину — вторую жену старика, Ягусю, в которую влюбился Антек.
Однако когда крестьянская община сталкивается с помещиком, это временно сглаживает внутренние противоречия среди крестьянства. Старик Борына ранен объездчиком, за него заступается сын Антек, который в этот момент забывает вражду с отцом. Он убивает объездчика и попадает в тюрьму.
Миру кулаков с их волчьей хваткой Реймонт противопб-ставляет бедняцко-батрацкую часть деревни. С особенной любовью рисует он кроткого и человечного батрака Кубу, который, в отличие от своих хозяев, способен думать и заботиться о других. У этого человека золотые руки и золотое сердце. Но он ходит в лохмотьях, так как за целую жизнь не скопил себе денег на новый зипун, подвергается насмешкам и даже в церкви должен становиться где-нибудь за дверью, чтобы не оскорблять своим видов богатых и сытых. Чтобы подработать немного, он соглашается настрелять в помещичьем лесу дичи для сельского корчмаря. Раненный лесником, он умирает от заражения крови в грязном хлеву, всеми оставленный, без всякой помощи. Сцены его смерти, данные с беспощадным подчеркиванием ужасных деталей, перемежаются (по методу контраста) со сценами шумной, богатой свадьбы в доме Борыны. Но и эта свадьба таит в себе трагический, бесчеловечный смысл: молоденькую красавицу выдают замуж за богатого старика.
Реймонта нельзя назвать революционером; его роману свойственны известные противоречия. В последних частях романа, написанных в период спада революционной волны, уменьшается социально-критическая острота, идеализируется образ интеллигента Роха, проповедующего классовый мир во имя общепольских интересов. В тех же частях писатель подчеркивает какие-то новые черты в образе Борыны: это не только жестокость и жадность кулака, но и страстное трудолюбие крестьянина. Конечно, Реймонт показывает здесь характерное для психологии крестьянина раздвоение, сочетание черт собственника и труженика в одном человеке. Но в первых частях в образе Борыны резко преобладали кулацкие черты, а теперь он начинает вызывать некоторое сочувствие автора.
Однако глубоко не правы те польские критики, которые относили В. Реймонта к натуралистам, идеологам кулачества и даже националистам. Реймонту чужд холодный объективизм, его роман пронизан страстным отношением к действительности. Кулачество ему ненавистно, ненавистна власть денег, собственности. Писатель нисколько не идеализирует (в конце книги) Антека, когда он после смерти отца становится хозяином, кулаком. Писатель показывает растлевающее влияние собственности и на прежнего бунтаря Антека, и на когда-то кроткую и пришибленную жену его Ганку. Они становятся такими же мироедами, как и их предшественник Борына.
Сочувствие обездоленным, мечта о справедливости, большое художественное мастерство и прекрасное знание деревни отличают роман Реймонта. | |
Просмотров: 1002 | | |